Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основываются все школьное обучение и воспитание. Может кому-то и не понравится столь высокопарное высказывание, однако именно в начальной школе формируется учебная деятельность, главная задача которой – научить ребенка учиться. Именно здесь закладываются основы нравственности, духовного развития личности, формируется мир его чувств, эмоций, воображения, мировосприятия. Главной идеей начального обучения, выдвигаемой на современном этапе, является всестороннее развитие ребенка с приоритетным вниманием к их умственному, эстетическому и нравственному воспитанию.
Сегодня это очень четко прописано в стандартах второго поколения для начальной школы. Читая проект новых стандартов, мы видим, что в него входят три основные группы требований: к структуре стандартов, к результатам их освоения, к условиям их реализации. Следует подчеркнуть, что требования к результатам – это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования.
Итак, какие же результаты начального образования прописаны в проекте? Например, воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Должны быть сформированы желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Требования определяют структуру и содержание образовательного процесса, который обеспечивает расширение представлений об основных сферах культуры и человеческой деятельности и личного опыта деятельности ребенка в этих сферах.
При чтении новых стандартов возникают два противоречивых чувства. С одной стороны, радость – какие замечательные дети будут выходить из начальной школы, со всеми навыками, необходимыми для дальнейшего успешного обучения. С другой, недоумение – готовы и способны ли учителя реализовывать все эти требования? Все ли учебники ориентированы на учебную деятельность ребенка, на формирование универсальных учебных действий и самостоятельного мышления, на работу в паре, развитие коммуникативных навыков?
Возникает и еще один вопрос – а знают ли учителя средней школы о том, что происходит в начальной? Интересно отметить, что многие учителя истории не знают, что в начальной школе изучают их предмет – отдельным курсом или в составе интегрированного курса «Окружающий мир». Последний состоит из природоведческой и историко-обществоведческой составляющей. В I–II кл. они изучаются интегрировано, а в III–IV кл. разделяются на две самостоятельные части (ну никак не вяжется кровеносная система человека и история развития государства).
Согласно новой концентрической структуре, изучение систематического курса истории начинается в V классе с довольно сложного, но очень интересного курса «История Древнего мира». Но чтобы его хорошо усвоить, понять и запомнить, надо уметь работать с картой, с хронологией, надо иметь развитое воображение, чтобы представить первобытных людей, древних египтян, «побывать» на олимпийских играх в Древней Греции и т. д. И очень хочется, чтобы учащиеся выполняли как можно больше творческих заданий. Очень хочется, чтобы они все это уже умели. Однако навыков и умений без знаний не бывает, и опыт осуществления способов деятельности приобретается на базе знаний. А творческая деятельность вообще всегда содержательна, она осуществляется при помощи знаний и умений.
Содержание исторического образования предлагает знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-чувственного отношения к историческим и социальным явлениям. В связи с этим особую роль в школьном историческом образовании играет начальный этап изучения дисциплины – пропедевтический, то есть предварительный курс истории. Однако младших школьников надо не только вооружить знаниями о прошлом своего Отечества, но и научить методам исторического познания, умению работать с различного вида информацией.
Читая стандарт глазами человека, который создавал исторический курс для начальной школы, можно порадоваться тому, что многие умения и компетенции, заложенные в этом документе, формируются на базе исторической пропедевтики.
Считается, что одним из «китов» школьного курса является научность, под которой понимается преподавание истории в хронологическом порядке, с акцентированием внимания на многообразии проблем социального, экономического, культурного и политического развития с учетом современных историографических дискуссий. Но школьная история и история академическая, по большому счету, не имеют между собой ничего общего. Дети мыслят иначе, чем взрослые. Они живут в мире, где масштаб, восприятие, взаимоотношения – все по-другому.
Обучая истории в начальной школе, нужно знать, как развивается детское мышление с самых ранних стадий до достижения зрелости и в каких формах оно проявляется. Обучение в начальной школе, содержание, методы и формы организации должны быть прямо ориентированы на закономерности психического развития.
Здесь нам понадобится немного поговорить о психологических особенностях младшего школьника. Именно тогда мы поймем все особенности пропедевтического курса истории в начальной школе и увидим его важность в процессе воспитания и обучения.
В высыпающемся меню ищите интересные и познавательные материалы. которые позволят Вам совершить виртуальное путешествие в прошлое.