Как показывает многолетняя практика, подготовка к написанию итогового сочинения в старших классах должна начинаться не за несколько лет до окончания школы, а с самого первого класса. При этом работа над устным и письменным сочинением по художественному и научно-популярному тексту должна проходить одновременно с развитием навыка чтения и обучением грамоте.
Очень важно, чтобы учащиеся начальных классов научились выражать свои мысли в устной и письменной форме, умели грамотно строить предложение, соединять несколько предложений в логически связный текст. Эти и другие навыки вашим детям поможет развить материалы этого раздела сайта "Созвездие отличников".
На примере 20 небольших художественных и научно-популярных текстов, а также тематических вопросов и заданий ребёнку предлагается самому сделать сначала небольшое сообщение по заданной теме, а потом написать небольшое сочинение. Важно, чтобы учащиеся умели творчески осваивать художественный и научно-популярный текст, могли размышлять над ним.
Как правильно писать сочинение
Выбрать тему сочинения. Сформулировать название.
(Пример: О каком осеннем месяце ты будешь писать? Продумай, о чём конкретно ты будешь писать: о лесе, о поле, о реке, о парке, о сквере, о бульваре. Озаглавь текст.)
Написать план сочинения. Определить количество частей в сочинении. Работать со структурой текста.
(Пример: Подумай, сколько в твоём сочинении будет частей: две, три, четыре. Что ты напишешь в первой, во второй части (в третьей, в четвёртой)? Напиши план сочинения (3-4 предложения).
Написать части сочинения, обращая внимание на детали.
(Пример: Напиши первую часть — введение, указав, о каком месяце
осени ты решил написать. (1-2 предложения.)
Проверка написанного, исправление речевых, стилистических, грамматических ошибок.
(Пример: Прочитай внимательно то, что ты написал. Исправь ошибки.)
Как правильно проверить сочинение
Для грамотной проверки сочинения предлагаем воспользоваться диагностической таблицей с критериями, которая приведена в конце каждого текста.
Советуем не оценивать отдельно устные ответы на вопросы и выполненные письменные задания, так как с их помощью осуществляется подготовка к написанию собственных сочинений.
Диагностическая таблица оценки сочинения:
Оценочный критерий |
Баллы |
Рекомендации учителя по устранению ошибок по данному критерию |
Соответствие темы сочинения содержанию текста |
баллов — содержание текста не соответствует заявленной теме; балл — только одна из частей соответствует заявленной теме сочинения; балла — содержание сочинения соответствует теме текста. |
|
Оценочный критерий |
Баллы |
Рекомендации учителя по устранению ошибок по данному критерию |
Логичность изложения |
баллов — слова в предложениях не связаны по смыслу, нет логической связи между предложениями; балл — слова в предложениях связаны по смыслу, но логическая связь между предложениями не очевидна; балла — слова в предложениях связаны по смыслу, предложения логически выстроены друг за другом. |
|
Использование собственной лексики |
баллов — учащийся использует только те слова и выражения, которые есть в исходном тексте, автоматически подставляя в свой текст; балл — учащийся в основном опирается на лексику исходного текста, но при этом используются и собственные слова и выражения; балла — в основе текста учащегося самостоятельно подобранные слова и выражения. |
|
Грамотность оформления текста |
баллов — в тексте отсутствует разделение на части, нет красной строки; балл — в тексте есть разделение на части, но при этом не используется красная строка; балла — в тексте есть разделение на части и при этом используется красная строка. |
|
Орфографическая и пунктуационная грамотность |
баллов — в тексте более 3 орфографических (и/или пунктуационных) ошибок; балл — в тексте есть 1-3 орфографические (и/или пунктуационные) ошибки или 1-3 пропуска букв или изученных знаков препинания; балла — в тексте нет орфографических и пунктуационных ошибок на правила, уже изученные в ходе уроков русского языка. |
|
Итого: 5 критериев |
Максимальный балл за сочинение: 10 баллов |
|
Перевод в 5-балльную систему оценивания:
10—8 баллов — оценка «5»;
7-6 баллов — оценка «4»;
5-3 балла — оценка «3»;
2-0 баллов — оценка «2».
В высыпающемся меню к этому разделу сайта Вы найдете материалы для 1-2, 3 и 4 классов.