Раздел 1. Народная культура и народное творчество. 1 класс.
Устно-поэтическое творчество народов России.
1. Что такое"народная культура"?
Человек и природа. Постоянный труд и стремление к красоте. Эстетизация быта. Многообразие видов и форм творческой деятельности. Устные процессы знаний и профессионального мастерства.
2.Загадки.
Знакомство с жанром, его функции, особенности. Структура загадки. Отгадывание загадок. Турнир "загадочников". Рисование загадок.
Скороговорки, считалки, потешки, прибаутки.
Знакомство с жанрами, их функциями и особенностями. Работа над дикцией. Рассказывание. Разучивание считалок, скороговорок.
Пословицы и поговорки.
Сходство и различие пословиц и поговорок. Устный журнал.
Игры.
Разучивание игр. Игры Симбирской губернии XIX века.
Музыкально-художественное народное творчество.
Русские народные песни
Их особенности, функции. Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен. Песни Симбирской губернии.
Народные промыслы
Их функции, особенности: бытовые, эстетические. Расписывание посуды.
Игрушки России
История возникновения, эстетические особенности; рисование игрушек.
Костюмы России
История одежды; совершенствование костюма в различных климатических
областях России. Одежда Симбирской губернии XVI11-Х1Х веков. Рисование костюмов.
Праздники светские и духовные.
1. Новый год
Празднование Нового года в России и в других странах. Конкурс на лучшего знатока традиций празднования Нового года.
Рождество
История празднования. Как отмечается этот праздник в России и за рубежом. Праздники: "Коляда". "Рождественская звезда".
День защитников Отечества
Масленица
Рассказ о праздновании масленицы в Симбирской губернии.
8 марта - Международный женский день.
Духовный праздник - Пасха. История праздника. Рисование яичек.
Духовный праздник - Троица.
День Победы.
День космонавтики. Беседа о космонавтах.
День рождения В.И.Ленина. Посещение Мемориала.
Древнерусская живопись.
Иконопись.
Кто были первыми художниками Руси? Икона Древней Руси "Спас Нерукотворный".
Библейские легенды (работа по детской Библии).
Легенды и притчи; их смысл. Слушание различных легенд и их обсуждение.
Обряды и традиции Руси.
1. Свадебный и родинный обряды. Краткое знакомство с обрядами.
Раздел 2. История большой и малой Родины и народная культура. 2 класс.
Откуда пришли традиции?
Праздник Осени. Спасибо Земле. Традиции и время. Время года. Откуда взялись названия времен года, месяцев, дней недели? Что такое история?
История России.
Наши предки-славяне. Начало Русского государства. Крещение Руси, Древний Киев. Господин Великий Новгород. Древнерусский город Москва. История возникновения Санкт-Петербурга.
История Симбирска.
Враги Руси. Нашествие монголо-татар. Необходимость защиты рубежей.
История возникновения Симбирска. История малых городов Симбирской губернии. Культурные памятники старины.
4. Связь культуры и истории.
О чем рассказывают нам памятники культуры, традиции, фольклор?
Раздел 3. Мой край, моя семья и я в культуре и истории. 3 класс.
Симбирск современный.
Ульяновск и Ульяновская область: география, промышленность, сельское хозяйство, природа, население и культура. Памятники культуры и истории в Ульяновске и области, связь современной культуры с историческими корнями.
Я и моя семья в истории и культуре.
История Родины и история семьи. Моя родословная. Генеалогическое дерево. Я и мое имя: происхождение имен, фамилий, отчеств, значение имен, имя и прозвище. Я и моя семья: традиции семьи и традиции народа.
История и культура моей семьи - часть истории и культуры народа большой и малой Родины.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА " ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ" ДЛЯ 1 КЛАССА
Тематическое планирование на основе программы и материалов хрестоматии учитель может построить самостоятельно в соответствии с объемом предоставленных часов.
Авторы пособия представляют лишь примерное тематическое планирование для 1 класса, рассчитанное на 32 часа учебного времени.
Тематическое планирование. 1 класс.
N Тема урока Кол-во часов
1 |
2 |
3 |
||
1. |
Что такое ''народная культура"? |
1ч. |
||
2. |
Загадки. |
1ч. |
||
3. |
Скороговорки, считалки, потешки, прибаутки. |
1ч. |
||
4. |
Пословицы и поговорки. |
1ч. |
||
5. |
Игры. |
1ч. |
||
6. |
Обобщающий урок. |
1ч. |
||
7. |
Русские народные песни (исторические, лирические, |
|
||
|
обрядовые, песни Симбирской губернии). |
2ч. |
||
8. |
Народные промыслы (Жостово, Палех, Хохлома, Городец, |
|
||
|
Гжель; вологодское кружево). |
3ч. |
||
9. |
Игрушки России (матрешка, филимоновская, дым |
|
||
|
ковская, каргопольская). |
2ч. |
||
1 0. |
Костюмы России и Симбирской губернии. |
2ч. |
||
11. |
Обобщающий урок-утренник ' 'Деревенские посиделки". |
1ч. |
||
1 2. |
Празднование Нового года в России и за рубежом. |
1ч. |
||
1 3. |
Древнерусская живопись. |
1ч. |
||
1 4. |
Рождество. Коляда. |
2ч. |
||
1 5. |
Обряды России. |
1ч. |
||
1 6. |
День защитников Отечества. |
1ч. |
||
17. |
Народный праздник - Масленица. |
1ч. |
||
1 8. |
Международный женский день - 8 марта. Урок-утренник. |
1ч. |
||
1 9. |
Библейские легенды. |
2ч. |
||
20. |
Церковный праздник - Пасха. |
1ч. |
||
21 . |
Церковный праздник - Троица. |
1ч. |
||
22. |
День Космонавтики. |
1ч. |
||
23. |
День рождения В.И.Ленина. |
1ч. |
||
24. |
День Победы. |
1ч. |
||
25. |
Обобщающий урок. Экскурсия в краеведческий музей. |
2ч. |
||
4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Введение курса "Введение в народоведение" в начальной школе предполагает получение обратной связи об уровне усвоения получаемых знаний, сформированности основных понятий и представлений и усвоения некоторых навыков.
Учитель может самостоятельно отработать способ получения обратной связи. Авторы же пособия предлагают свой примерный вариант требований к знаниям и умениям.
Он составлен для 1 класса и может служить как образец для разработки содержания и форм контроля для учащихся 2-х и 3-х классов.
Требования к знаниям и умениям.
К концу первого года обучения по курсу " Введение в народоведение" учащиеся должны знать:
что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки;
историю возникновения различных праздников;
традиции и обряды России;
особенности одежды Симбирской губернии в XVIII-ХIХ вв;
отличие народной песни и авторской;
различные народные игрушки России;
историю возникновения первых икон на Руси.
Учащиеся должны уметь:
отличать пословицы и поговорки;
исполнять народную песню;
отличать различные виды росписи;
проводить русские народные игры;
изображать элементы русского народного костюма;
понимать смысл библейских легенд.
5. МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ НАРОДОВЕДЕНИЯ
Предлагаемые материалы к урокам народоведения для каждого класса сгруппированы в три раздела.
Народная культура и народное творчество, В нем представлены материалы по ознакомлению с народной культурой России и области.
История большой и малой Родины и народная культура. В нем представлены материалы по ознакомлению с историей большой и малой Родины.
Мой край, моя семья и я в культуре и истории. В нем содержатся материалы по ознакомлению с историей своей семьи и себя самого.
Подборка материалов оставляет достаточно возможностей для свободного творчества учителя, так как не претендует на программирование каждого его шага. Это именно материалы для работы, их можно и нужно использовать творчески, исходя из условий обучения, возможностей педагога и задач, которые он реализует.