Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Раздел 1. Народная культура и народное творчество. 1 класс.

Устно-поэтическое творчество народов России.

1. Что такое"народная культура"?

Человек и природа. Постоянный труд и стремление к красоте. Эстетизация быта. Многообразие видов и форм творческой деятельности. Устные процессы знаний и профессионального мастерства.

2.Загадки.

Знакомство с жанром, его функции, особенности. Структура загадки. Отгадывание загадок. Турнир  "загадочников". Рисование загадок.

Скороговорки, считалки, потешки, прибаутки.

Знакомство с жанрами, их функциями и особенностями. Работа над дикцией. Рассказывание. Разучивание считалок, скороговорок.

Пословицы и поговорки.

Сходство и различие пословиц и поговорок. Устный журнал.

Игры.

Разучивание игр. Игры Симбирской губернии XIX века.

Музыкально-художественное народное творчество.

Русские народные песни

Их особенности, функции. Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен. Песни Симбирской губернии.

Народные промыслы

Их функции, особенности: бытовые, эстетические. Расписывание посуды.

Игрушки России

История возникновения, эстетические особенности; рисование игрушек.

Костюмы России

История одежды; совершенствование костюма в различных климатических

областях России. Одежда Симбирской губернии XVI11-Х1Х веков. Рисование костюмов.

Праздники светские и духовные.

1. Новый год

Празднование Нового года в России и в других странах. Конкурс на лучшего знатока традиций празднования Нового года.

Рождество

История празднования. Как отмечается этот праздник в России и за рубежом. Праздники: "Коляда". "Рождественская звезда".

День защитников Отечества

Масленица

Рассказ о праздновании масленицы в Симбирской губернии.

8 марта - Международный женский день.

Духовный праздник - Пасха. История праздника. Рисование яичек.

Духовный праздник - Троица.

День Победы.

День космонавтики. Беседа о космонавтах.

День рождения В.И.Ленина. Посещение Мемориала.

Древнерусская живопись.

Иконопись.

Кто были первыми художниками Руси? Икона Древней Руси "Спас Не­рукотворный".

Библейские легенды (работа по детской Библии).

Легенды и притчи; их смысл. Слушание различных легенд и их обсуждение.

Обряды и традиции Руси.

1. Свадебный и родинный обряды. Краткое знакомство с обрядами.

Раздел 2. История большой и малой Родины и народная культура. 2 класс.

Откуда пришли традиции?

Праздник Осени. Спасибо Земле. Традиции и время. Время года. Откуда взялись названия времен года, месяцев, дней недели? Что такое история?

История России.

Наши предки-славяне. Начало Русского государства. Крещение Руси, Древний Киев. Господин Великий Новгород. Древнерусский город Москва. История возникновения Санкт-Петербурга.

История Симбирска.

Враги Руси. Нашествие монголо-татар. Необходимость защиты рубежей.

История возникновения Симбирска. История малых городов Симбирской гу­бернии. Культурные памятники старины.

4. Связь культуры и истории.

О чем рассказывают нам памятники культуры, традиции, фольклор?

Раздел 3. Мой край, моя семья и я в культуре и истории. 3 класс.

Симбирск современный.

Ульяновск и Ульяновская область: география, промышленность, сельское хозяйство, природа, население и культура. Памятники культуры и истории в Ульяновске и области, связь современной культуры с историческими корнями.

Я и моя семья в истории и культуре.

История Родины и история семьи. Моя родословная. Генеалогическое дерево. Я и мое имя: происхождение имен, фамилий, отчеств, значение имен, имя и прозвище. Я и моя семья: традиции семьи и традиции народа.

История и культура моей семьи - часть истории и культуры народа большой и малой Родины.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА " ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ" ДЛЯ 1 КЛАССА

Тематическое планирование на основе программы и материалов хрестоматии учитель может построить самостоятельно в соответствии с объемом предоставленных часов.

Авторы пособия представляют лишь примерное тематическое планирование для 1 класса, рассчитанное на 32 часа учебного времени.

Тематическое планирование. 1 класс.


N         Тема урока    Кол-во часов

1

2

3

1.

Что такое ''народная культура"?

1ч.

2.

Загадки.

1ч.

3.

Скороговорки, считалки, потешки, прибаутки.

1ч.

4.

Пословицы и поговорки.

1ч.

5.

Игры.

1ч.

6.

Обобщающий урок.

1ч.

7.

Русские народные песни (исторические, лирические,

 

 

обрядовые, песни Симбирской губернии).

2ч.

8.

Народные промыслы (Жостово, Палех, Хохлома, Городец,

 

 

Гжель; вологодское кружево).

3ч.

9.

Игрушки России (матрешка, филимоновская, дым­

 

 

ковская, каргопольская).

2ч.

1 0.

Костюмы России и Симбирской губернии.

2ч.

11.

Обобщающий урок-утренник ' 'Деревенские посиделки".

1ч.

1 2.

Празднование Нового года в России и за рубежом.

1ч.

1 3.

Древнерусская живопись.

1ч.

1 4.

Рождество. Коляда.

2ч.

1 5.

Обряды России.

1ч.

1 6.

День защитников Отечества.

1ч.

17.

Народный праздник - Масленица.

1ч.

1 8.

Международный женский день - 8 марта. Урок-утренник.

1ч.

1 9.

Библейские легенды.

2ч.

20.

Церковный праздник - Пасха.

1ч.

21 .

Церковный праздник - Троица.

1ч.

22.

День Космонавтики.

1ч.

23.

День рождения В.И.Ленина.

1ч.

24.

День Победы.

1ч.

25.

Обобщающий урок. Экскурсия в краеведческий музей.

2ч.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Введение курса "Введение в народоведение" в начальной школе предпола­гает получение обратной связи об уровне усвоения получаемых знаний, сформированности основных понятий и представлений и усвоения некоторых навыков.

Учитель может самостоятельно отработать способ получения обратной связи. Авторы же пособия предлагают свой примерный вариант требований к знаниям и умениям.

Он составлен для 1 класса и может служить как образец для разработки содержания и форм контроля для учащихся 2-х и 3-х классов.

Требования к знаниям и умениям.

К концу первого года обучения по курсу " Введение в народоведение" учащиеся должны знать:

что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки;

историю возникновения различных праздников;

традиции и обряды России;

особенности одежды Симбирской губернии в XVIII-ХIХ вв;

отличие народной песни и авторской;

различные народные игрушки России;

историю возникновения первых икон на Руси.

Учащиеся должны уметь:

отличать пословицы и поговорки;

исполнять народную песню;

отличать различные виды росписи;

проводить русские народные игры;

изображать элементы русского народного костюма;

понимать смысл библейских легенд.

5. МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ НАРОДОВЕДЕНИЯ

Предлагаемые материалы к урокам народоведения для каждого класса сгруппированы в три раздела.

Народная культура и народное творчество, В нем представлены материалы по ознакомлению с народной культурой России и области.

История большой и малой Родины и народная культура. В нем пред­ставлены материалы по ознакомлению с историей большой и малой Родины.

Мой край, моя семья и я в культуре и истории. В нем содержатся материалы по ознакомлению с историей своей семьи и себя самого.

Подборка материалов оставляет достаточно возможностей для свободного творчества учителя, так как не претендует на программирование каждого его шага. Это именно материалы для работы, их можно и нужно использовать творчески, исходя из условий обучения, возможностей педагога и задач, которые он реализует.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru