Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?
Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота?
А вот еще легенда. Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло: но еще больше любил он свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.
Кисть хохломская
Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
(В. Боков)
Вскоре слава о мастерстве разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да любоваться этой красотой. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере дошла и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство, в котором отразились и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной - она была из солнечных лучей.
Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI в. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием "Хохломская Ухожея". В XVII в. ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Не было здесь ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей семьей не занимались бы каким-либо ремеслом. Больше всего занимались обработкой дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто бы сговорившись, разделили между собой все виды деятельности. Жители деревень с одним и тем же .занятием селились рядом, составляя свой цех, свой куст. У каждой такой группы деревень был центр - крупное село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на боярском столе и в избе крестьянина. Ковши в форме плывущих птиц, обеденные ложки найдены в археологических раскопках еще в Х-ХIII вв. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.
Требовалась эта посуда в большом количестве, ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в ХVI в. посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и тысячами штук.
Заметили, что промасленные стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой. Возможно, в связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы.
Почему деревянные изделия называют хохломскими?
Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Кулигино, Семино, Хрящи. Но зовут ее не кулигинской, не новопокровской, а хохломской.
Мастера продавали ее в торговом селе Хохлома. Хохлома - веселое слово: в нем и восхищенное "Ах!" и восторженное " Ох!" слышится.
То ли солнцем облита, Толь сверкает сама? Далеко знаменита Хохлома, Хохлома. Самоцветные краски, Вязь узоров полна. Продолжение сказки, Что сложили века. И в беде, и в несчастье Красотою полна, Добрым людям на счастье создается она. Вместе с этой посудой Входит радость в дома... Рукодельное чудо- Хохлома, Хохлома.
Г.Серебряков.
Сегодня мы познакомимся с искусством народной росписи по дереву - хохломской росписью. Это одно из направлений народного декоративного творчества.
Хохломское искусство возникло и развивалось в Нижегородском Заволжье, где обработка дерева занимало большое значение в занятии людей.
Истоки этого искусства уходят в глубину веков. Чтобы о них узнать, перенесемся в далекое прошлое.
Леса, которые сейчас покрывают Заволжский край, прежде тянулись сплошной полосой далеко на север. Заселены они были плохо. Люди, жившие в тех деревнях, были отрезаны от мира. С XVII в. в заволжских краях появились новые поселенцы. Среди них были крестьяне, беглые солдаты.
Так, в пустынном лесу, среди холмов и оврагов, над сонной речкой возникли новые селения. Близость заволжских селений к Волге оказала на жителей благоприятные условия для занятия торговлей. Большое место занимала обработка дерева. Весь нужный материал был под рукой, т.к. селения были в лесу.
Это здесь, в селениях, расположенных на речке Узали, родилась известная сейчас хохломская роспись. Украшали этой росписью, в основном, посуду, которая использовалась в быту. Изготавливали очень разнообразную посуду: ложки, миски, чашки, разнообразные коробочки, баночки. Формами посуда напоминала различных животных.
Процесс изготовления хохломских изделий очень сложен: нужно сначала изготовить изделие из дерева, затем обработать его, чтобы оно не боялось ни жары, ни холода. Его смазывают различными маслами, глиной, много раз просушивают, и затем только изделие готово к росписи.
По способу нанесения на поверхность орнамента письмо делится в основном на "верховое" и "фоновое". При первом, более древнем письме узор наносился так, чтобы фон оставался золотым. А второй фон, напротив, раскрашивается красным, черным цветом, а рисунок остается золотым.
На основе обеих систем создано огромное количество разнообразных рисунков. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Самая распространенная для "верхового" письма известная хохломская "травка".
Разнообразности этого орнамента нет границ. И в наше время мастера используют этот узор. Травный орнамент мягко стелется по стенкам посуды, придавая ему праздничный яркий вид.
Орнамент "под листок" состоит из сочных ягод и листьев, на гибкой и подвижной ветке, напоминающей землянику, чернику или смородину. По сравнению с "травкой" этот орнамент более многоцветен, к черному и красному добавляется желтый, зеленый и коричневые цвета.
Орнамент "кудрина". "Кудрину" обычно пишут под фон, завиток оставляют незакрашенным. На цветы наносят тычинки и сердцевинку, на листья - прожилки, а поверх фона - ягодки и листья. Также на хохломской посуде изображают различных животных: петушков, птичек, рыбок и т.д.
На чашках и плоских блюдцах всегда изображают "пряник", каждый раз разный: то это ромбик с лучистыми розетками - древний символ солнца, то цветок с длинными волнистыми стебельками.
Старинное хохломское искусство переживает в наше время новый рас-цвет. Сверкающая золотом и яркими красками посуда и мебель пользуются всемирной известностью. Произведения Хохломы украшают выставки, направляются во все страны мира. Они живут и в домах современных людей, принося в дом радость и красоту.