Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Погремушки.

Их делали различными способами, из самых разных материалов: лепили из глины, плели из прута и лыка, конструировали из щепок, шили из тряпочек. Такие разноцветные набивные шарики служили мячом и погремушкой.

Куклы из соломы.

Эти куклы делались прямо на поле во время жатвы. Крестьянки часто брали с собой на полевые работы детей, а чтобы их позабавить, быстро вязали им кукол из соломенных жгутов. Куклы сделаны просто. Пучок соло­мы скручен жгутом, перегнут пополам и перехвачен нитками по линии шеи и талии. Из нескольких отведенных от основного пучка соломинок, также скрученных плотным жгутиком, сделаны руки и вставлены "крендельком" в середину фигурки. Куклу наряжали в цветастый фартучек и яркие ленты, повязывали пестрым платочком или надевали соломенную шляпку, как у го­родской барышни. Из соломы делали и мужичков.

Соломенные куклы были забавной развлекательной игрушкой.

Куклы "моховики" ("лесовики").

Такие игрушки делали в конце ХIХ-нач. XX в. в деревнях Вятской, Вологодской, Костромской губерний.

"Моховики" как бы изображают лесных человечков. Их туловище скручено из сухого мха, руки сделаны из еловых шишек, ноги - из деревянных палочек. Лица "моховиков" изготовлены по-разному.

Вятские мастера вырезали головки из липовых чурочек, обозначали длинный нос, глаза намечали простым карандашом.

Вологодские мастера формировали головки из белой мастики, костром­ские - из воска.

Мастера старательно одевали игрушку. На мужичках надеты шляпы с полями из древесной коры, на бабах - платки из цветных лоскутков ткани. На ногах- плетеные из бересты лапоточки. В рукавах у них палки - посохи или берестяные лукошки для ягод.

С большой выдумкой используют в этой игрушке мастера природный мате­риал. Чешуйчатая еловая шишка и впрямь напоминает одежду, а крылыш­ки-семена похожи на растопыренные пальцы рук. Пучки высохшего лишайника имитируют растрепанные седые бороды и длинные волосы, а сухой мох-овчину тулупа. Идут - бредут лесовички, рубят дрова, собирают ягоды. И кажется, будто на самом деле живут эти человечки в глухих лесах, мшистых болотах.

Тряпичные куклы.

Эти игрушки представляют собой простейшее изображение женской фигу­ры: туловище - кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо, волосяная коса.

Матрешка.

Подарили мне матрешку.

Допустила я оплошку:

Разломила пополам -

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается дурешка,

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

Первая Матрешка - Матрена была сделана по эскизам художника Сергея Малютина в конце прошлого века (увидел в Японии).

Выточил ее из дерева мастер Василий Звездочкин. В нее входило 7 фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матреша с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали матрешкой.

Итак, русская матрешка родилась в старинном и знаменитом городе Сергиевом Посаде (ныне Загорске, недалеко от г.Москвы), где даже создан музей русской игрушки. Загорская матрешка наряжена в простонародный го­родской костюм: сарафан с кофтой, передник, платок. В руках она держала петуха, серп, хлеб. Эта матрешка имеет плавный переход из одного объема в другой, сужаясь и утончаясь без резкой границы. Когда матрешку выто­чат на токарном станке, она переходит в руки художницы. Она трижды на­тирает её жидким крахмалом, чтобы не растекалась краска и дает высох­нуть. Потом расписывает игрушку.

Роспись выполняют гуашью.

Но у Загорской матрешки есть еще сестры из г. Нижний Новгород.

Село Полховский Майдан.

"Майдан" - означает сборище людей.

Полховка - это река, на которой стоит село. Вот и получается: сборище на Полховке - Полховский Майдан.

Взгляните на гостью из Полховского Майдана: у нее нет платка с завя­занными концами, нет сарафана и фартука. Краски покрывают фигуру от­дельными яркими цветами. Узоры на переднике имеют свои названия: "боль­шая роза", "колокольчик", "яблочко", "виноград". Матрешка неизменно расцвечена веткой с алыми цветами. У нее лицо обрамляют "кудри" - под­линная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы - под ленты. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастерицы в росписи матрешки.

Село Семеново.

Семеновская матрешка, в отличие от загорской, держит в правой руке большой букет цветов, в котором собраны колокольчики, рябинки, розаны и травки. Матрешка имеет платок, рукава, сарафан. Черные, на пробор, во­лосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот.

Самое главное - крупная цветочная роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды, листья - собраны в разно­образные букеты.

6. Филимоновские игрушки.

В Тульской области, недалеко от районного городка Одоева, расположен известный центр народной глиняной игрушки - Филимоново. В прошлом веке здесь 75 домов из 100 занимались гончарством. Из красной глины формовали кирпич и черепицу, из желтой вертели посуду, а иссиня-черная, "синика", шла на игрушки. Игрушечным делом занимались только женщины, уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах.

Старейшие мастерицы промысла сохранили традиции мастерства: лепят кукол-барышень и солдатиков, всадников и разных животных: у коровы рога загнуты полумесяцем, у барана свернуты колечком, у коня ушки торчат и на макушке, у собаки примяты, висят.

Мастерицы виртуозно владеют мастерством. Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее вытягивают мастерицы всю фигурку сразу. Затем обжигают фигурки в печах при 1=700°-800° . Обожженные игрушки расписывают "перышком" - короткой кисточкой их куриных перьев, которую делают сами.

Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводят красным "перышком", потом зеленым, синим, иногда еще фиолетовым.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru