Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Эта тема развивает представление детей об историческом времени. Для ребенка 9-10-летнего возраста ощутимым отрезком времени является год. От него и стоит отталкиваться в объяснении исторических событий.

Обсудите с учениками такие вопросы:

Сколько тебе лет?

Сколько лет твоим родителям?

Сколько лет твоим бабушке и дедушке?

Разбирая иллюстрации синхронных линий времени, вы подведете детей к пониманию того, что на протяжении столетия живут, постепенно сменяя друг друга, три поколения.

История семьи даст не только представление о течении времени, но позволит познакомить детей с понятием исторического источника. Разбирая иллюстрации, где изображены вещи, по которым восстанавливают историю семьи: фотографии, игрушки, дневники, одежда, можно подвести учащихся к пониманию того, что при изучении истории тоже пользуются источниками, о которых они вскоре узнают.

Генеалогия

Генеалогия в переводе с греческого означает "родословная". В Древней Греции и в Древнем Риме происхождение определяло положение человека в обществе, степень его свободы и прав. Римляне специально записывали свою родословную на витках. Правящие династии нередко возводили свои родословные к мифическим легендарным героям. Так, например, короли Бри­тании провозглашали себя потомками легендарного Брута, внука Энея.

От царей Трои шли две линии родства, одна - к Юпитеру и Сатурну, дру­гая - к Нею. Увлечение античными героями присутствовало и у других на­родов. Так, саксы считали своими предками воинов Александра Македонско- гол. Христианская религия возводила род к первым людям - Адаму и Еве.

Генеалогия преследовала и практические цели: она была необходима для решения вопросов о наследстве, земельных тяжб и различных родственных споров. Вопрос о чистоте крови неоднократно поднимался, например, на протяжении всей жизни рыцаря: при его посвящении, при даровании герба, при участии в рыцарских турнирах.

В России родословные росписи появились в конце XV в. А при Петре Великом была создана специальная Герольдмейстерская контора, которая просуществовала до 1917 года. Она должна была следить за достоверностью всех данных, чтобы не присваивались незаконно родословные.

Генеалогия играла большую роль в политической жизни. Например, русский царь Иван Грозный, прежде чем идти на переговоры с другими правителями, выяснял их родословную. В одном из писем королю Иван IV спрашивал: "Пишешь ты нам, что отец твой - венчанный король, а мать твоя также венчанная королева, но хоть отец твой и мать венчаны, но предки-то их на престоле не бывали. А если уж ты называешь свой род государским, то скажи нам, чей сын твой Густав и как деда твоего звали, и где на государстве сидел и с какими государями был в братстве, а из какого ты государского рода? Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней рассудим".

С наследованием престола связаны многие трагические страницы государства. Верховная власть короля или царя переходила по наследству, что часто порождало кровавую борьбу между различными семействами за право владеть короной. Вот, например, было в России после смерти Петра I, не оставившего прямого наследника. Начилась длительная борьба за власть между различными претендентами. Этот период истории называют периодом дворцовых переворотов.

Родословные королевских домов помогают часто разобраться в запутан­ных страницах международных конфликтов и войн. В Х1Ув. между Англией и Францией началась война, которая длилась с перерывами более ста лет. Одной из ее причин было отсутствие прямых наследников престола у фран­цузского короля Карла IV. Английский король Эдуард III, будучи родным племянником Карла IV, решил добиваться престола с помощью оружия.

Древо жизни

Графическое изображение генеалогических данных может быть представле­но в виде таблиц или схем. Одной из самых распространенных форм было генеа­логическое дерево, или древо жизни. В нем соединялись в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода. Основатель рода помещался обычно внизу, подобно корню, на стволе - его прямые потомки, а на ветвях - более дальние родственники. Для большей наглядности в рисунке использовали цвет: так, медальоны с изображением замужних женщин рисовали на лиловом фоне, незамужних - на синем; мужчин, имевших детей, на желтом фоне, не имевших - на красном. Умерших родственников изображали на зеленом фоне медальона.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru