Раздел 1. Народная культура и народное творчество. 1 класс.
Устно-поэтическое творчество народов России.
1. Что такое"народная культура"?
Человек и природа. Постоянный труд и стремление к красоте. Эстетизация быта. Многообразие видов и форм творческой деятельности. Устные процессы знаний и профессионального мастерства.
2.Загадки.
Знакомство с жанром, его функции, особенности. Структура загадки. Отгадывание загадок. Турнир "загадочников". Рисование загадок.
Скороговорки, считалки, потешки, прибаутки.
С их помощью определяют того, кто "водит", и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. Для считалки характерно пересчитывание при помощи заумных, придуманных слов, награмождения их заумных сочетаний. Тем самым считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет от быта взрослых. Перед настоящими, неигровыми делами в прошлом было правилом прибегать к жеребьевке и счету. Им придавали необычайную важность. Полагали, что есть счастливые и несчастливые числа. С числами 3,7,9,12,41 и др. связывали удачу и неудачу, личную судьбу. Существовал и тайный счет посредством придуманных слов.
Взрослые пересчитывались-стали пересчитываться и дети, ведь многие детские игры имитируют охоту на зверей, уход за посевами, ловлю птиц и другие серьезные занятия в жизни.
Загадка представляет собой замысловатый вопрос, который чаще всего предлагается в форме метафоры.
В настоящее время загадки используются, главным образом, в детской среде и служат средством развлечения. В древности же многие из них имели логический характер, а также служили средством испытания мудрости, являясь одной из форм так называемого "божьего суда". Большое место загадки занимали в свадебном обряде: они задавались дружке и жениху для испытания их ума и находчивости. Загадывались они в святочных играх, вплетались в весенние обрядовые песни. Много загадок вошло в песни и сказки.
Тематика загадки очень разнообразна. Большое количество загадок посвящено явлениям природы. Наиболее полное отображение в русских загадках нашли земледельческий быт и крестьянский труд. Явления природы, человек и его строение изображаются при помощи образов, связанных с конкретной, хозяйственной жизнью крестьянина.
Пестушка (от слова пестовать - нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках) - краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни. Ребенок про-сыпается и потягивается - его гладят по животику, приговаривая:
"Потягунюшки, порастунюшки!
Роток - говорунюшки,
Руки - хватунюшки,
Ноги - ходунюшки".
Материнская нежность к проснувшемуся ребенку сказалась в самом видоизменении обычных слов, это целый набор особенных слов "толстунюшки", "ходунюшки", "бобушки", даже "растушочки", "ходушочки".
Пословица - один из самых популярных жанров русского народного поэтического творчества. Они прочно вошли в народный речевой оборот и широко используются и в обыденном разговоре, и в деловом выступлении, и в художественной литературе. Пословица - краткое образное законченное выражение, обобщающее наблюдения и размышления народа над различными сторонами реальной жизни.
По своему происхождению пословицы восходят к глубокой древности. Они существовали в далеком прошлом всех народов мира.
Разнообразие и тематическое богатство пословиц - совершенно исключительны. Пословицы кратко и образно оформили весь жизненный, бытовой опыт народа. В них нашли свое отражение исторические события далекого прошлого и недавние факты истории народа. В народной речи и в наши дни живут пословицы, сохранившие черты старого быта. Многие пословицы ведут свое начало от какого-нибудь рассказа или сказки. Таково, например, происхождение пословицы "Битый небитого везет", в основе которой лежит известная сказка о лисе и волке.
Игры - своеобразная школа ребенка. В ней свои "предметы" и дисциплины. Одни из них развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, другие приучают к сообразительности, вниманию. Они заставляют детей в равной степени подчиняться воле всех.
Игры проникнуты принципом справедливости, воздавая по заслугам. Дети осознают свою связь с коллективом - образовывается привычка к безусловному подчинению общепринятым установлениям и порядкам.
Игры детей можно разделить на простые и сложные - со значительным драматическим действием.
Детские игры могут и не включать игровые изобразительные моменты, быть просто соревнованием в ловкости, силе, быстроте бега, умении прыгать, владеть мячом. Затейливость игры зависит от степени наполнения действия содержанием, а содержание - от самих играющих, которые могут вносить в традиционно устойчивый порядок изменения, выдумку.
Лирическая песня - одно из высших достижений духовной культуры народа, его устной поэзии. Содержание лирической песни - внутренний мир человека, его чувства, переживания, размышления. Известный собиратель фольклора XIX в. П.Н. Рыбников писал: "Начиная от колыбели, песня провожает русского человека от детских игр к забавам молодых лет, к первому пробуждению любовного чувства, она в трогательных образах представляет девушке горький переход от девичьей воли к замужнему безволью, но она же подсказывает мужу и жене задушевные речи любви...; песня оживляет тяжелую будничную работу на страдах в непогоду и зной и в душной избе при свете лучины и праздничный отдых в хороводе или на беседах".
Традиционная лирическая песня до сих пор живет в народе во множестве жанровых разновидностей. И все это песенное богатство можно разделить прежде всего на поэзию обрядовую, связанную с главнейшими событиями в жизни человека, с семейными и календарными обрядами, и внеобрядовую лирику, которая могла исполняться в любой обстановке, в любое время.
Исторические песни начали складываться с начала XIV столетия. Русь тогда была велика, ее леса обильны дичью, поля плодородны, народ вынослив в работе, упорен в достижении цели, искусен в умении рубить терема, возводить мощные городские укрепления.
В городах было много мастеров: они расписывали узорами стены храмов, строили корабли, большие долбленые лодки, на которых ходили за моря в далекие земли. И вот сложили песни, в которых говорилось о том же - о просторах Руси, ее полноводных реках, о том, как обширны ее пашни, глубоки омуты Днепра, красив Киев и величав его соперник "Господин Великий Новгород", как высоки стены его укрепления, легки на ходу русские суда, как дремучи леса где-то у сегодняшней Калуги, как каким неустрашимым и стойким был народ в битвах с врагами.
Городец - это большое село, расположенное вверх по Волге, недалеко от Нижнего Новгорода, издавна славится своими деревянными изделиями, украшенными затейливой резьбой и красочной росписью.
Огромной популярностью пользовались яркие прялки, сундучки, короба, солонки, посуда, детские игрушки, которые быстро раскупались на шумных базарах.
Каждую субботу в Городец приезжали со своим товаром крестьяне из окрестных деревень. Редко кто уезжал с базара без покупки традиционных изделий местных мастеров.
Два типа украшений знало городецкое искусство - это резьба и роспись. Резчики делали на изделиях неглубокие, но выразительные прорези. Постепенно трудоемкая резьба была вытеснена росписью масляными красками. На домашних предметах художники создавали целые картины. С них надменно и серьезно смотрели на зрителей нарядные "дамы и кавалеры", военные в форме тех лет лихо маршировали и гарцевали на конях.
Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?
Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота?
А вот еще легенда. Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло: но еще больше любил он свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.
Палех... Это слово давно стало синонимом прекрасного, радостного.
Посмотришь на лаковые миниатюры, созданные здесь, и на душе становится светлее.
Дорога, идущая от Шуи, вливается в улицу Баканова знаменитого поселка Палех. По обе стороны обычные дома. Но центр украшает огромный холст " Буревестник". А через дорогу на старой церкви фреска " Воздвижение креста господня".
Палехскому чуду - более 50 лет, если считать время с того дня, когда палешане впервые назвали себя художниками. Произошло это в декабре 1924 года. Семь бывших иконописцев собрались в горенке А. Котухина и решили создать "Артель древней живописи". Древнее русское изобразительное искусство - начало и источник великих художественных решений. Мастера Палеха видели в русской живописи светлые порывы к человеку, к его печали, страданиям. Овладевая техникой росписи на папье-маше, осваивая мастерство лаковой миниатюры, палехские художники смело вводили в свое искусство декоративные основы древней русской живописи. Живопись палешан ложилась не прямо сверху поверхности лаковой шкатулки, не закрывала ее целиком, а как бы возникала изнутри драгоценными сплавами красок, создавая пленительное их волшебство и вступая во взаимодействие с черным или другим основным цветом и троном шкатулки.
Декоративная роспись подносов в Мытищинском районе Подмосковья стала развиваться в начале XIX века. Подносы изготовляли в селах и деревнях - Жостове, Троицком, Новосильцеве и др.
Жостовский промысел испытал влияние уральской росписи, федоскинской лаковой живописи, а также росписи по фарфору.
В первые десятилетия своей работы жостовские мастера пережили увлечение сюжетной росписью. Это произошло потому, что мастерами нового промысла стали выходцы из Федоскина, занимавшиеся живописью на лаковых шкатулках. Отсюда перешли на подносы сюжеты " 'троек", "чаепитий" и других сцен из народной жизни.
- Ребята, вы любите сказки... Тогда рассаживайтесь поудобнее, и я расскажу вам сказку "Семь Катерин".
Рассказывают, что царь Петр частенько в заморские страны ездил.
Любил своими глазами посмотреть, как и что. Прикидывал, где и чему хорошему поучиться. Однажды приезжает он к Лазоревому морю. Заморский
король его встречает, во дворец ведет, показывает ему всякие диковины.
Жаль мне тебя, царь Петр, - говорит.- Живешь ты среди темных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни вот, какие мастерицы в моем королевстве имеются.
И показывает кружевную скатерть.
Царь Петр посмотрел на скатерть и засмеялся:
Где же вы в своей стране видели березки да ромашки. Это русское кружево из моей страны.
Погремушки.
Их делали различными способами, из самых разных материалов: лепили из глины, плели из прута и лыка, конструировали из щепок, шили из тряпочек. Такие разноцветные набивные шарики служили мячом и погремушкой.
Куклы из соломы.
Эти куклы делались прямо на поле во время жатвы. Крестьянки часто брали с собой на полевые работы детей, а чтобы их позабавить, быстро вязали им кукол из соломенных жгутов. Куклы сделаны просто. Пучок соломы скручен жгутом, перегнут пополам и перехвачен нитками по линии шеи и талии. Из нескольких отведенных от основного пучка соломинок, также скрученных плотным жгутиком, сделаны руки и вставлены "крендельком" в середину фигурки. Куклу наряжали в цветастый фартучек и яркие ленты, повязывали пестрым платочком или надевали соломенную шляпку, как у городской барышни. Из соломы делали и мужичков.
Город Загорск считается родиной русской расписной матрешки-точеной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы, ставшей подлинным русским сувениром. Популярность матрешки у иностранных туристов и любителей путешествий по нашей стране вызвала у мастеров разных областей России желание создать свои варианты столь привлекательной игрушки.
Если загорская классическая матрешка, расписанная гуашевыми красками, довольно спокойна по расцветке, то матрешка г. Семенова (Нижегородская область) представляет собой русскую красавицу, ярко раскрашенную, с обязательным букетом цветов. Матрешка мастеров Полхов-Майдана отличается несколько вытянутыми пропорциями. И еще более звонкой росписью. А кировская матрешка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки.
В селе Крутец совместили старое с новым и получили интересное и оригинальное искусство. На деревянных игрушках рядом с розами расцветают огромные колокольчики, невероятные гвоздики, ромашки, тюльпаны. В крутцовских пейзажах появились и мельницы, и колодцы, и церкви.
Из детских книжек и журналов пришли в крутцовские росписи Мурзилка и Чебурашка, Винни-Пух и Кот в сапогах. Веселая компания расположилась на крышках деревянных коробок, на боках яиц-матрешек. Из дерева стали точить и забавные игрушки - копилки - котов, зайцев и медведей.
Только родился ребенок на свет, а крутцовцы приготовили ему погремушку, легкую, гладкую, удобную для маленькой ручонки. Подрос немного - вот тебе пирамидка да каталка; надевай на палочку колечки, крути колесики хоть целый день.
Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью глиняная игрушка деревни Филимоново. Ее художественные отличия проявляются как в форме, так и в росписи. Особенность местной глины заставляет мастериц при лепке несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Особенно заметно это проявляется в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. Зато фигуры людей выходят стройные и довольно изящные, несмотря на общую утяжеленность керамической лепки.
Учитывая эти особенности, мастерицы как бы корректируют пропорции фигур, расписывая их преимущественно горизонтальными полосками красного, желтого, зеленого цветов. Декоративные элементы дополняют схематически изображенными розетками,напоминающими и солнце, и цветок, а также треугольниками, кружками и точками. Вся гамма росписи красно-розового, зеленого, желтого цветов, эффективно играющая на фоне забеленной поверхности игрушки, придает ей необыкновенную звучность и праздничность.
Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохраняется в г.Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, живущие в деревне Гринево Каргопольского района. Поэтому в тематике игрушки основательно закрепились образы сказочных персонажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катаниями на тройках или в лодках по реке. Постоянно повторяются фигуры медведей, коней, оленей, собак.
Упрощенная, несколько примитивная лепка дает точную характеристику изображаемым персонажам. Фигуры людей приземистые, по-деревенски крепкие. Так же точно поставлены олени, кони, полукони, полканы, всадники. Юбка-колокол служит устойчивым основанием фигур женщин-крестьянок. Вместе с тем каргопольские игрушки наполнены динамикой, движением.
Искусство глиняной игрушки, как одно из самых древних, по праву признается уникальным и самобытным явлением культуры.
Веселое это искусство - глиняная расписная игрушка, ласковое и неожиданно удивляющее, простое, доходчивое и по-нарядному мудрое.
История русской глиняной игрушки связана с развитием гончарного ремесла в России. Время донесло до нас названия древних русских городов, где издавна делали игрушку. Это Новгород, Москва, Коломна, Рязань, Зарайск.
Уже более 150 лет существует в с.Дымково, в г. Кирове самобытный и крупный центр производства всемирно известных игрушек. Скульптурные нарядные фигурки барынь, водоносов, кавалеров и всадников, коней и индюков, птицы, различные сценки; катание на каруселях, катание в лодке, чаепитие, кавалеры с барышнями - вот те нехитрые сюжеты, которые составляют праздник красок замечательных игрушек Дымкова.
У русской национальной одежды - многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Начиная с XVIII в., северная часть России оказалась в стороне от развивавшихся промышленных центров и поэтому здесь значительно полнее сохранились традиционные черты народного быта и одежды, в то время как к югу (Рязань, Орел, Курск, Калуга и др.) русский национальный костюм получил заметное развитие.
Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная или венчальная, траурная), возрасту, семейному положению. При этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество вышитых узоров. Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани.
До середины XIX в. в Симбирской губернии преобладал средневеликорусский комплекс традиционной одежды - женская рубаха с прямыми полосками, косоклинный сарафан, с середины XIX в."московен" прямой, сарафан на мышках, узкие мужские холщевые штаны, в основном полосатые, холщевая мужская рубаха с " 'подоплекой".
Ряд элементов одежды указывал на связь населения Симбирской губернии с русскими: бытовали эти элементы в селах центральных и северо-западных районов: печки, бисерные украшения, пух, называние передничка " занавеска". Отдельные элементы одежды русские переняли от коренного населения Среднего Поволжья.
Традиционным в одежде был белый цвет. Из белого холста шили женские и мужские рубахи, мужские штаны, женские передники.
В Древнем Египте, например, Новый год праздновали в начале лета, во время разлива Нила.
В Древней Греции начало года приходилось на самый длинный день в году - 22 июня. А летосчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр, которые устраивались в честь легендарного Геракла.
Впервые календарь, в котором год начался с 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь.
В средние века в Англии Новый год встречали с приходом весны - 1 марта.
На Украине канун Нового года называли - "щедрый вечер". Дети ходили из дома в дом, носили большую соломенную куклу коляду, поздравляли хозяев, пели песни - "щедровки" или "колядки". Гостям вручали подарки - выпеченных из теста лошадок, коровок, петушков.
Все на свете имеет свою историю, есть она и у новогодней елки. История давняя, богатая событиями и разного рода превращениями. Начало ее восходит к тем отдаленным временам, когда наши предки, одушевляя природу, испытывали особое суеверное отношение к деревьям. Их почитали и побаивались, считая, что в ветвях и листьях деревьев нашли приют души могущественных предков, существ столь милостивых, столь и злобных. С ними следовало ладить.
Общий обрядовый пир, общий праздник с духами, а потом и с богами в представлении людей был тем наивернейшим способом, каким можно умилостивить гнев, добиться помощи в повседневных делах и заботах.
Праздники бывают семейные, бывают - общенародные. А еще есть особые праздники - церковные. Их отмечают люди, верующие в Бога.
Церковным праздникам уже около 2 тысяч лет. Называются они так потому, что непременно празднуются в церкви. И каждый из этих праздников связан с жизнью Сына Бога - Иисуса Христа:
Сегодня мы познакомимся с историей одного из церковных праздников - Рождества.
Русское Рождество
В рождественские дни в России царили радушие и хлебосольство, каждый старался проявить заботу и милосердие, щедро угощая всех, не обижая ни бедняков, ни незнакомцев.
1. Из истории возникновения Симбирска.
10 февраля 1648 года царь Алексей Михайлович "указал и бояре приговорили" отправиться оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово в понизовые города для охраны русской границы от нагайских татар и для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыш до реки Волги. Это распоряжение царя и вызвало основание Симбирска и нескольких других городов. Расположился город по обе стороны реки Волги. Лучшая и значительная часть города находится на правой, на горной стороне реки Волги; на широком перевале между реками Волга и Свияга. Вот как описал наш город в своих стихах поэт-волжанин Петр Александров в 1898 году:
1. Основание деревни Языково.
1647г. - начало строительства крепости Карсун. Это на целый год раньше закладки крепости Симбирска.
Службу в засечных крепостях несли татары, чуваши, мордва, получая за это в собственность землю. Одним из служащих был боярский сын В.А.Языков - командир стрелецкого полка крепости Теньковка. В 1670 году он получил от приказного Казанского двора жалованную грамоту на владение 60 четвертями земли на речке Урень вдоль большого московского тракта. Основали деревню Языково 28 крепостных крестьянских семей, перевезенных из Владимирской области.
По документам Языково стало значиться с 1648г. Деревня была расположена на пригорке и состояла из 30 крестьянских изб. Через 100 лет была построена деревянная церковь, Языково стало селом в 90 изб. История села тесно переплетается с историей всего российского государства. Восстание под руководством Е. Пугачева, охватившее Симбирский уезд, непосредственно коснулось Языкова.
Эта тема развивает представление детей об историческом времени. Для ребенка 9-10-летнего возраста ощутимым отрезком времени является год. От него и стоит отталкиваться в объяснении исторических событий.
Обсудите с учениками такие вопросы:
Сколько тебе лет?
Сколько лет твоим родителям?
Сколько лет твоим бабушке и дедушке?
Разбирая иллюстрации синхронных линий времени, вы подведете детей к пониманию того, что на протяжении столетия живут, постепенно сменяя друг друга, три поколения.
Каждый ребенок должен знать, почему его так назвали. Можно начать урок о том, какие имена встречаются в классе. Выпишите их на доске. Обсудите происхождение современных имен. Отсюда вам легче будет провести параллели в прошлое. Какие имена были в ходу 200-300 лет назад или в других странах.
Путешествие имен
Многие имена встречаются в разных языках и не имеют четко выраженной национальной окрашенности, другие встречаются только в данном языке, и по ним можно четко определить, к какой стране принадлежит человек. Имена собственные - великие путешественники. Это часто связано с массовыми миграциями или со смежным проживанием разных народов. Значительное влияние на проникновение имен оказывает распространение религиозных учений. Ислам разнес имя Магомет от Испании до Индонезии, христианство шагнуло в новый свет вслед за испанскими и португальскими конкистадорами, поэтому имя Мария существует у многих народов.