Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Сказка "Звездочка"

Давным-давно на небе жила одна необычная звездочка. Она была большой непоседой, и на месте ей не сиделось. То она пыталась подви­нуться чуть-чуть вправо, то немножко влево, то начинала крутиться во­круг своей оси.

«Перестань, — говорили ей старшие звезды, — звезды так себя не ведут!» Она успокаивалась ненадолго. Но звезды не могут двигаться по небу, как захотят, и однажды наша звездочка крутилась-крутилась, вер­телась-вертелась, пока не сорвалась. «Ух, ты! Я летаю!», — подумала звезда, и вдруг: «Бултых!» — упала в воду.

И медленно-медленно пошла ко дну. Вокруг все было голубое и про­зрачное. Плавали странные рыбы, медузы и морские коньки.

—      Привет! — кричала им звезда. — Я с неба!

Морские жители смотрели на нее с удивлением. Они подплывали по­ближе рассмотреть звезду, а потом рассказывали об этом всем своим зна­комым.

—      К нам упала звезда, — говорили они с гордостью, — с середины неба. И все больше обитателей глубин приплывали на нее посмотреть.

Звезде такая жизнь очень нравилась, ведь все вокруг было так необычно! У нее появилось столько новых знакомых! Никто не делал ей замечаний, не говорил вести себя спокойней, наоборот, звезда рассказывала о своем житье на небе, и ее слушали, затаив дыхание.

—      Останусь здесь жить! — решила звезда. — Очень уж мне нравится. Весть о том, то в море поселилась звезда, быстро распространилась.

Скоро птицы и ветер донесли ее до звезд.

Наша непоседа живет в море, — удивлялись звезды, — надо же!

И очень довольна, — говорили другие, — там прекрасные условия! Так появились морские звезды.

А теплой летней ночью можно наблюдать, как какая-нибудь звездочка на небе решает сменить место жительства и падает в море.

Е.Н. Скаткова, воспитатель

 

Сказка "Непослушный козленок"

Жила в глухом лесу добрая коза. У нее, как в знакомой сказке, были козлята. Только их было трое, и имена у козлят были необычные: Алюль, Булюль и Киштаки Саританул.

Алюль и Булюль были очень послушными, благовоспитанными и оча­ровательными — они нравились буквально всем соседям. А третий коз­ленок... Ну просто беда с ним козе. С утра только и слышно: «Где ваш брат?! Куда убежал?! Где постреленок?! Смотрите, что натворил!»

Да, Киштаки Саританул, этот негодник, причинял много тревог и огорчений. Но и сам он не обращал внимания на окрики своей мамы. Но самая главная тревога ее заключалась в том, что Киштаки Саританул любил убегать в отсутствие мамы-козы. А ведь в лесу бродит волк — и коза очень боялась, что козленок попадет в его лапы.

И однажды, как только мама приказала детям никому не открывать дверь, ушла в лес за вкусной травой для козлят, Киштаки Саританул от­крыл дверь и убежал. Братья звали, пытались остановить его, но он так их и не послушал.

Почувствовав свободу, он бегал по лесу, слушал пение птиц и, наконец, скатился с пригорка, попал в красивый, но колючий куст. Козленок громко закричал: «Бе — бе — бе!» Ему было очень больно от колючек, которыми был покрыт куст. Это был куст шиповника, цветы его внешне напоминали садовые розы. Киштаки Саританул вылез из куста, вытащил из своей шерстки шипы и поскакал дальше. Настроение у него испорти­лось, да еще он проголодался.

Ему встретилась целая поляна зеленой травы. Он забежал на нее, решил подкрепиться, стал жевать и вдруг почувствовал, что все у него как будто зажглось — и во рту, и во всем теле. Он выскочил оттуда, ничего не понимая (он и не знал, что это были заросли крапивы, которая очень жжется).

Забился Киштаки Саританул с испуга под осину, а она затрепетала своими шумными листьями, как бы говоря: «Так тебе и надо, непослуш­ный козленок. Надо слушаться свою маму. Нельзя убегать от нее».

Отдохнув немного, Киштаки Саританул побежал домой, решив: «Если мамы и братьев нет — кто удивится моим проделкам? А совершать про­делки просто так неинтересно». С тех пор он один не убегал, только с другими козлятами и с разрешения мамы.

Е.М. Скляр, помощник воспитателя

 

Сказка о маленьком Чирике

В одном сказочном лесу жила-была семья птиц. Семья эта была очень большая: папа — Чик, мама — Чики и много-много маленьких птенчиков. Их было шестеро: старший и старшая Чирики, средний и средняя Чирики, младшенькая и младшенький Чирики. И последний такой заводной был... А звали их так потому, что они только и делали, что чирикали, выпрашивая еду. Но как же их родители, которых всего двое, могли накормить всех ше­стерых и досыта?! Летать они не умели пока еще, и по лесу постоянно доно­силось из их гнездышка в разные стороны: «Чирик-чирик!», «Чирик-чирик».

Младшенький Чирик, когда так чирикал, постоянно из гнезда выва­ливался. В гнездышке места мало совсем, да он еще и толкает всех, чи­рикает громче всех.

Все звери в лесу знакомы были с этой проблемой: вот, например, бежит ежик, видит мама-Птица летит, он и кричит ей: «Птица, твой младшенький опять из гнезда выпал, медведь его поднял и обратно по­ложил.». Так и продолжалась эта история изо дня в день. Никак не мог маленький Чирик усидеть на месте! Что только переживающие за него родители ни делали: и поспокойнее быть уговаривали, и ругались на него, и объясняли, что может крылышки себе все поранить... и не только крылья. Но ничего Чирик не мог с собой поделать, а летать, к сожалению, пока не умел.

И вот как-то раз младшенький Чирик, сидя в гнезде рядом с братьями и сестрами, пока родители улетели, поссорился со старшим Чириком, за­махнулся на него да и вывалился от злости из гнезда. А внизу... лиса при­таилась. Уже и пасть открыла.

Чирик падает, а сам думает: «Я же сильный! Я справлюсь!!!» И... по­летел! Сам! Высоко-высоко! Покружил немного над гнездом, да и сел об­ратно. Лиса так и осталась внизу облизываться. К тому времени уже все звери леса собрались посмотреть, как же наш Чирик теперь летает.

Возвращаются родители домой, в гнездо, с червячками, а по дороге им звери все встречаются и говорят: «Чик и Чики! Ваш малыш летает! На­учился!» С тех пор Чирик вместе с родителями стал за пищей братьям и сестрам летать. Вот такой малыш: самый непослушный был, а стал самым большим помощником!

А.И. Петрова, воспитатель детского сада

 

История про то, как Леня перестал лениться

Жил-был мальчик по имени Леня и был он ужасно ленивый. Хотел за­ниматься «ничем»: только бегать и прыгать был согласен. И так увлекся, что руки и ноги его решили, что они — самые главные в его жизни. Од­нажды руки и ноги Лени взбунтовались и начали жить своей жизнью.

Леню ноги с дивана подняли и понесли, куда глаза глядят, а руки за все стали цепляться, все подряд хватать, посуду всю бить начали, одежду из шкафа повытаскивали, ноги на хвост кошкин наступили, на кровать прыгать Леню заставили.

Пришла Ленина мама из магазина и ужаснулась. Леня в слезы: «Мама, мама, что мне делать?! Руки-ноги меня не слушаются! Я все делать буду! Всем помогать! Что же мне делать?»

Тут мама Леню за руки взяла, с дивана сняла, Леню обняла и сказала: «Надо силы твои, Леня, направить на что-нибудь полезное — и для тебя, и для других! Тогда станут тебя руки и ноги слушаться!» Леня ей отвечает: «Мама, давай я тебе твои сумки на кухню донести помогу и продукты разобрать!» Тут ноги Лени сами его понесли, но, правда, в нужную ему сторону повернули, и руки стали слушаться, как начал маме помогать.

«Мама, а давай я теперь посуду помою!»

Мама не могла нарадоваться. Леня всю одежду убрал, на места свои игрушки разложил, посуду всю вымыл и даже не устал! И все стало на свои места, даже кошка перестала прятаться. И Лене приятно было, что все его хвалят, никто не ворчит и не ругается на него. Больше Леня не ленился, маме с папой помогал, слушался родителей и кошку не обижал.

В. Скрипник, студентка

Жил да был на свете мальчик, самый обыкновенный мальчик.

И звали его Егорка. Точнее сказать звали его так: «Егор, не делай этого!» «Егор! Остановись!» «Егор! Не трогай этого, а то сломаешь!» «Егор! Не бегай! Не прыгай!» и т. д.

Как будто не любил никто Егорку. На самом деле это было не так: его любили мама и папа, но им некогда было говорить об этом. Потому что невозможно сосредоточиться и показать свою любовь, похвалить, когда он такой непоседа — все ему раньше всех знать надо, сделать и переде­лать! Его даже «юлой» в семье прозвали.

Дети в детском садике не хотели играть с Егоркой: потому что ему, если что нужно — он не попросит, чтобы времени не терять, а отнимет, да еще и ударит. Побежит по лестнице, чтобы выйти на прогулку — и сам кубарем вниз слетит, да и парочку детей из своей группы прихватит. Потом все шишки потирают и синяки зеленкой мажут.

Воспитательница в детском садике постоянно жаловалась на него ро­дителям и ругала его: «Ваш сын опять носился весь день, все переломал, девочек обижал! Я так от него устала! Занятие сегодня утром мне со­рвал!!!»

Мама, может, и хочет Егорку защитить, похвалить за что-нибудь, да не получается. Вот и она его тоже отругает. Егорка послушает-послушает, а потом и крикнет ей в ответ: «Вы меня не любите! Я от вас уйду!»

Вот однажды крикнул он так и убежал на детскую площадку, спря­тался в избушке. Мама следом за ним пришла, а Егорка уже рядом с ней скачет, как заведенный.

Вдруг видит: девочка в песочнице сидит и тихонько плачет, а два маль­чика постарше за косички ее дергают и смеются над неполучившимися куличиками. Посмотрел Егорка вокруг: мама девочки отвернулась и не видит, что дочка плачет.

Что-то внутри кольнуло Егорку: вспомнил он, как все вокруг говорили, что нельзя девочек обижать. Так захотелось Егорке помочь это красивой незнакомке, что он подбежал к песочнице поближе да и выпалил первое, что на ум пришло: «Спорим, я из нас троих первым до той березы добегу?!»

Мальчишки постарше засмеялись, а один из них и говорит: «Нет! Не добежишь, потому что я тебя старше!» А Егорка ему в ответ: «Добегу! А коль я все же первым буду, вы от девчонки отстанете!» Засмеялись мальчишки еще больше: «Да не добежишь! Не добежишь! Но. хорошо, договорились!»

И они побежали!

Егорка, конечно, выиграл спор, ведь постоянно в беге тренировался, правда, раньше все его за это ругали, а теперь.

Мальчики постарше убежали восвояси, а Егорка к девочке подошел. Глядит, она слезы вытерла и смотрит на него. Тут мама ее подошла, по­няла, что девочку обижали, а дочка давай Егорку взахлеб хвалить! Мама Егорки услышала имя сына и тоже подошла, удивленная, что его не ру­гают! Все в тот день Егорку хвалили!

На следующий день мама рассказала воспитательнице в садике о по­ступке Егорки, она тоже его похвалила и всем ребятам рассказала, какой Егорка молодец! С тех пор Егорка понял, что ему очень-очень хочется, чтобы его любили. И что это очень просто сделать.

Нужно думать, прежде чем делать.

И еще: нужно использовать свою энергию и скорость с пользой — тогда из них выйдет толк.

А.И. Петрова, воспитатель детского сада

 

 

Сказка "Вредные пальчики"

Жил-был один мальчик: была у него умная голова и очень грустные глаза, разговаривающие пальчики. Пальчики всегда говорили: «Не умею, не хочу, не знаю, не люблю, не могу». И ничего у них не получалось.

Вот нужно надеть перчатки на улицу или вымыть руки после про­гулки, а пальчики все свое твердят: «Не умею, не хочу, не знаю, не люблю, не могу». И ходил мальчик всегда чумазый, голодный и замерзший.

Подумала умная голова и говорит: «А давайте постараемся: не будем говорить „не"».

Постарались пальчики — и получилось у них: «Умею, хочу, знаю, люблю, могу».

И глаза у мальчика стали веселые. Ведь если умная голова думает, пальчики все умеют, то глазки всегда улыбаются.

М. Дубинина

 

Сказка о непоседливом Егорке

Жил да был на свете мальчик, самый обыкновенный мальчик.

И звали его Егорка. Точнее сказать звали его так: «Егор, не делай этого!» «Егор! Остановись!» «Егор! Не трогай этого, а то сломаешь!» «Егор! Не бегай! Не прыгай!» и т. д.

Как будто не любил никто Егорку. На самом деле это было не так: его любили мама и папа, но им некогда было говорить об этом. Потому что невозможно сосредоточиться и показать свою любовь, похвалить, когда он такой непоседа — все ему раньше всех знать надо, сделать и переде­лать! Его даже «юлой» в семье прозвали.

Дети в детском садике не хотели играть с Егоркой: потому что ему, если что нужно — он не попросит, чтобы времени не терять, а отнимет, да еще и ударит. Побежит по лестнице, чтобы выйти на прогулку — и сам кубарем вниз слетит, да и парочку детей из своей группы прихватит. Потом все шишки потирают и синяки зеленкой мажут.

Воспитательница в детском садике постоянно жаловалась на него ро­дителям и ругала его: «Ваш сын опять носился весь день, все переломал, девочек обижал! Я так от него устала! Занятие сегодня утром мне со­рвал!!!»

Мама, может, и хочет Егорку защитить, похвалить за что-нибудь, да не получается. Вот и она его тоже отругает. Егорка послушает-послушает, а потом и крикнет ей в ответ: «Вы меня не любите! Я от вас уйду!»

Вот однажды крикнул он так и убежал на детскую площадку, спря­тался в избушке. Мама следом за ним пришла, а Егорка уже рядом с ней скачет, как заведенный.

Вдруг видит: девочка в песочнице сидит и тихонько плачет, а два маль­чика постарше за косички ее дергают и смеются над неполучившимися куличиками. Посмотрел Егорка вокруг: мама девочки отвернулась и не видит, что дочка плачет.

Что-то внутри кольнуло Егорку: вспомнил он, как все вокруг говорили, что нельзя девочек обижать. Так захотелось Егорке помочь это красивой незнакомке, что он подбежал к песочнице поближе да и выпалил первое, что на ум пришло: «Спорим, я из нас троих первым до той березы добегу?!»

Мальчишки постарше засмеялись, а один из них и говорит: «Нет! Не добежишь, потому что я тебя старше!» А Егорка ему в ответ: «Добегу! А коль я все же первым буду, вы от девчонки отстанете!» Засмеялись мальчишки еще больше: «Да не добежишь! Не добежишь! Но. хорошо, договорились!»

И они побежали!

Егорка, конечно, выиграл спор, ведь постоянно в беге тренировался, правда, раньше все его за это ругали, а теперь.

Мальчики постарше убежали восвояси, а Егорка к девочке подошел. Глядит, она слезы вытерла и смотрит на него. Тут мама ее подошла, по­няла, что девочку обижали, а дочка давай Егорку взахлеб хвалить! Мама Егорки услышала имя сына и тоже подошла, удивленная, что его не ру­гают! Все в тот день Егорку хвалили!

На следующий день мама рассказала воспитательнице в садике о по­ступке Егорки, она тоже его похвалила и всем ребятам рассказала, какой Егорка молодец! С тех пор Егорка понял, что ему очень-очень хочется, чтобы его любили. И что это очень просто сделать.

Нужно думать, прежде чем делать.

И еще: нужно использовать свою энергию и скорость с пользой — тогда из них выйдет толк.

 

 

Сказка о Живчике и волшебной палочке

Жил-был где-то далеко маленький мальчишка. Как его звали, я точно не помню, но все вокруг называли его Живчиком. А знаете почему? Да потому что он всегда был чем-то занят, куда-то спешил, днями напро­лет мог прыгать и бегать. Его ноги как будто кого-то догоняли. А руки так и пытались что-то схватить, дернуть или бросить. Иногда — даже сломать. Так шел день за днем.

Однажды Живчик захотел порисовать на асфальте мелками. Руки его обрадовались, а ноги обиделись.

Тогда стал он прыгать через ручейки — ноги обрадовались, а руки по­тянули его обратно.

Сел мальчик на скамейку и заплакал.

Рядом сидел старичок. Он спросил: «Почему ты плачешь, тебя кто-то обидел?»

Рассказал Живчик старику о своей беде. Тот выслушал и говорит: «Ты должен научиться управлять своим телом. А в помощь — вот тебе вол­шебная палочка, — старичок поднял с земли веточку и очистил ее от коры. — Как только руки или ноги не будут слушаться тебя, дотронься до них волшебной палочкой и скажи:

Руки, ноги отдохните,

Не скачите, не шалите.

Слушайте меня во всем —

Вместе дружно заживем!»

Поблагодарил мальчик старика и побежал домой.

Дома он сел скорее рисовать мамин портрет, ведь он так давно обещал ей его подарить. Теперь Живчик был уверен, что справится, потому что у него была волшебная палочка, его помощница. Но только он сел, как ноги вдруг захотели прыгать и бегать. Мальчик взял палочку, глубоко вздохнул, улыбнулся, произнес волшебные слова и спокойно дорисовал портрет. Мама была очень рада такому подарку.

Утром Живчик побежал проведать бабушку, потому что ей нездоро­вилось. Она попросила внука помочь прополоть грядки от сорняков. Как только он начал работать, руки и ноги перестали его слушаться. Мальчик хотел взять свою палочку, но вдруг вспомнил, что оставил ее дома. Жив­чик расстроился, но желание помочь бабушке было сильнее — он сказал: «Я смогу. Я справлюсь и без палочки. Я должен это сделать». Он так увлекся, что даже не заметил, как выполнил всю работу. Бабушка была так удивлена, что не смогла сдержать слез радости. Она хвалила внука, поила чаем со сладкими булочками. А Живчик радовался, что помог не только бабушке, но и себе. Ведь теперь он мог сам управлять собой! И ни­какие волшебные палочки для этого оказались не нужны.

Е.И. Трифонова, педагог-психолог

 

История про то, как один мальчик везде залезал

Жил-был мальчик Кузьма, который любил везде лазать и во все зале­зать. Как только родители приносили какой-нибудь чемодан или ящик, Кузьма сразу же в нем оказывался. И во всякие мешки он залезал. И в шкафы. И под столы.

И в гостях Кузьма вел себя так же, и даже в магазине на прилавки ста­рался залезать.

Папа и мама постоянно объясняли ему, что так делать нельзя, но на это Кузьма не реагировал.

Однажды папа строго-строго сказал ему: «Кузьма, если ты еще куда-нибудь залезешь, я тебя веревками к пылесосу привяжу. И будешь ты повсюду с пылесосом ходить. И в магазин с мамой с пылесосом пойдешь, и во дворе с ребятами будешь играть, к пылесосу привязанный».

Кузьма так испугался, что после этих слов целых полдня никуда не залезал.

А потом все-таки залез к папе на стол и вместе с телефоном грохнулся на пол. Папа решил выполнить свое обещание и в самом деле привязал Кузьму к пылесосу.

Ходит Кузьма по дому и пылесос за ним — как собачка. Очень не­удобно. А так хочется во двор выйти с ребятами поиграть, на забор за­лезть или на велосипеде покататься.

Начал Кузьма со всех сторон пылесос осматривать, нажимать на все кнопки и вскоре научился его включать. Теперь постоянно в квартире стал раздаваться гул пылесоса.

Только мама начнет что-то делать, как вдруг по всему дому: «У-у-у». Мама каждый раз подпрыгивает от неожиданности. А Кузьма и рад — теперь у него появилась новая игрушка, вот только никуда от нее не уйти.

Родители посоветовались между собой и решили еще раз с Кузьмой по-хорошему договориться. После некоторых раздумий Кузьма пообе­щал, что больше никуда не будет лазать. И папа его от пылесоса отвязал, но предупредил, что если Кузьма еще раз куда-нибудь залезет, то он его к табуретке привяжет. А табуретку гвоздями к полу приколотит. И будет Кузьма при табуретке жить, как собачка при будке.

Кузьма очень испугался такого наказания, так как понял, что от при­битой табуретки вообще никуда не уйдешь и даже с игрушками не по­играешь.

Но через день после разговора родители купили новый шкаф. Кузьма долго ходил вокруг него и решил залезть на шкаф.

Он подвинул к шкафу обеденный стол и влез на него. Но до верха шкафа не достал. Тогда он поставил на стол легкий стул. Залез на стол, потом на стул, потом на спинку стула и стал на шкаф перебираться. Кое-как он на шкаф перелез и затих. Попробуй крикни маме: «Мама, а я на шкафу сижу!» Мама скажет папе, а тот его мигом к табуретке привяжет. И будет он как собачка всю жизнь около табуретки жить.

Вот он сидит и молчит. Пять минут, десять минут, еще пять минут. В общем целый день почти просидел, а его никто не ищет. И Кузьма по­тихоньку начал плакать. А мама слышит: что-то Кузьмы не слышно. А если Кузьмы не слышно, значит, он что-то нехорошее сделал.

Мама решила найти Кузьму и стала в разные места поглядывать. И в чулан, и в детскую, и в папин кабинет. И везде порядок: папа рабо­тает, часы тикают, а Кузьмы нигде не видно.

Мама решила позвать сына и крикнула: «Кузьма, где ты?»

А Кузьма молчит.

«Кузьма, ты где?»

А Кузьма молчит, так как боится наказания — табуретки.

И вдруг в большой комнате мама видит - стул на полу лежит, а стол не на месте стоит. Смотрит, а Кузьма на шкафу сидит.

Мама спрашивает его: «Ну что, Кузьма, ты теперь на шкафу всю жизнь будешь сидеть или вниз будешь слезать?»

Кузьма не хочет вниз, так как боится, что его, как обещали, к табуретке привяжут, а поэтому слезать отказался.

Тогда мама говорит: «Ладно, давай живи на шкафу. Сейчас я тебе обед принесу, проголодался за день, наверное». Она принесла Кузьме суп в та­релке, ложку и хлеб. Кузьма на шкафу пообедал.

А в это время к Кузьме два мальчика пришли в гости.

Мама спрашивает сына: «Ну что, тебе Колю и Витю тоже на шкаф по­давать?»

Кузьма со шкафа слезать боится и отвечает: «Подавать».

Услышал это все папа, не вытерпел, вышел из своего кабинета и гово­рит: «Сейчас я сам к нему в гости на шкаф приду. Да не один, а с ремеш­ком. Снимайте его со шкафа немедленно!»

Как только Кузьму со шкафа достали, он и говорит жалобно: «Мама, я потому не слезал, что я табуретки боюсь. Меня папа обещал к табу­ретке привязать».

«Эх, Кузьма, - говорит мама, - ты еще маленький. Шуток не понима­ешь. Иди, играй с ребятами, но чтобы это было в последний раз, иначе папа действительно привяжет тебя к табуретке».

Кузьма шутки понимал, но видел строгий взгляд отца. Он также по­нимал, что папа его больше никогда не простит. Он запросто может Кузьму к табуретке привязать. И Кузьма виновато, но с надеждой на то, что папа простит, сказал: «Я больше никуда залезать не буду, даю слово».

Кузьма сдержал свое слово и больше никуда не лазал.

Е.Г. Розанова


 

История о мальчике Феде, которая случилась на Черном море

Эта история произошла возле Черного моря в детском лагере «Чер­номорец». Много-много лет назад.

Эта история о мальчике Феде. Так звали удивительного маленького мальчика, который так быстро двигался и плавал, что никто не мог его догнать. Это хорошее свойство, если надо кого-то догнать или, наоборот, от кого-то удрать. Но беда в том, что Федя не мог ни минуты оставаться на одном месте, и поэтому у него не было возможности полюбоваться ничем: ни красотой южной природы, ни тайнами подводного мира. От этого ему становилось грустно, тем более что другие дети рассказывали о необыкновенных вещах, что встречаются на морском дне.

Попробовал он плавать помедленнее — не получилось. Тогда решил он слушать волны и просто делать то, что делают они. Он ощутил это медленное, ласкающее течение и разомлел от своих мыслей. И вдруг за­метил, что руки и ноги стали двигаться медленнее! Федя пришел в вос­торг от своего открытия. Он решил проверить: не случайно ли это произошло? Снова подумал о тихом ласковом течении — и снова сбавил скорость. Получилось!

Тут он не спеша подплыл к детям и вместе с ними стал любоваться ле­жавшим на дне сундуком с сокровищами. Другим детям тоже было при­ятно, что Федя может теперь играть вместе с ними и узнавать много интересного... Но рассказать о том, что он видел, он не мог: когда прихо­дила его очередь рассказывать, все буквы в словах начинали путаться, меняться местами и вместо понятных слов изо рта вылетали только воз­душные пузыри. И от этого не только Феде, но и другим детям станови­лось грустно. И решили они помочь Феде.

Дружной группой направились дети к вожатому. Подошли дети к во­жатому и спрашивают: «Что сделать с Федей, чтобы буквы в словах не путались, чтобы мог Федя рассказывать свои истории?»

Посмотрел вожатый внимательно на Федю и говорит: «Помнишь ли ты время, когда не мог ни минуты оставаться на одном месте, и потому у тебя не было возможности полюбоваться красотой подводного мира?»

—     Помню, — отвечает Федя.

—     А почему такое с тобой было, помнишь?

—     Да, — говорит мальчик, — я слишком быстро двигал руками и но­гами.

—     А сейчас ты любуешься красотой подводного мира? — спрашивает воспитатель.

—     Да, — отвечает Федя, — и мне это очень нравится.

—     Что ты для этого сделал?

Я начал двигать руками и ногами медленнее, перестал спешить.

—     Вот и хорошо. Для того чтобы буквы не путались и слова звучали правильно, тебе нужно говорить медленно.

—     Я не смогу, — испугался Федя.

—     Сумеешь, — успокоил его вожатый, — если ты научился не спешить, когда плаваешь, значит, сумеешь и говорить не спеша.

—      Как же так? — спрашивает Федя. — Мне что — всю жизнь говорить медленно-медленно?

—     Нет, конечно, — отвечает вожатый, — сначала начнешь говорить медленно, четко проговаривая слова. Потом, когда буквы перестанут пу­таться, начнешь говорить быстрее. А позже и вовсе начнешь разговари­вать скороговоркой.

После этих слов все дети засуетились вокруг Феди, наконец-то они услышат его истории. И Федя взволнованно зашевелил губами и изо рта у него вышли... только воздушные пузыри. Но тут на помощь пришли другие детки и попросили: «Федя, говори медленнее, мы никуда не спе­шим и с удовольствием выслушаем твой рассказ». Федя успокоился, вспомнил тихое ласковое течение и начал свой рассказ, четко произнося каждое слово. Дети внимательно слушали его, а когда история закончи­лась, дружно захлопали в ладоши.

Теперь Федя мог не только плавать и играть вместе с другими детьми, но и обсуждать с ними свои впечатления.

Е.Ю. Назарова


Сказка "Говорун"

Жил-был мальчик Дима, а дразнили его «говорун». Мама говорила, что он «разговаривал» без умолку даже тогда, когда не умел произнести ни одного слова отчетливо. Говорить чисто и предложениями Дима начал довольно рано, и к двум годам дразнилка «говорун» приклеилась к нему прочно. Но это было полбеды, руки и ноги Димы были столь же активны, как и язык.

Бедные родители! — сочувствовали соседи по двору.

Угомоните ребенка! — требовали пассажиры автобусов, поездов метро и электричек.

Положи ему что-нибудь в рот! — смеялся папа Димы, — и привяжи к батарее...

Врачи разводили руками, психологи говорили: «Гиперактивный ребе­нок!» На этом все диагнозы были исчерпаны. А Дима никому не желал зла, все ему было интересно и все окружающие люди в любом возрасте были для него желанным объектом изысканий. Он искренне не понимал, почему все так быстро устают от него и стараются удалить его или уйти сами.

Иногда Дима замечал, как после очередного его отторжения кем-либо, люди высказывают маме свое негодование или усмешку в его, Димин адрес:

Наша девочка спокойный ребенок, а ваш мальчик ее терроризирует!

Не могли бы вы увести своего ребенка с площадки, он совершенно не умеет общаться с детьми...

А ваш мальчик молчать умеет? Или еще лучше:

Пороть его надо, пороть!

После таких замечаний мама иногда огорчалась до слез. Однажды, на­блюдая за реакцией мамы на очередные высказывания соседей по крес­лам в театре во время детского новогоднего утренника, Дима повернулся к говорящим и молча уставился на них своими зелеными, с золотыми ресницами глазищами. Впервые он искал слова, чтобы, как говорила ба­бушка, «тактично» остановить ругающихся соседей, и... не нашел.

Дима встал с кресла, взял маму за руку и молча потянул ее из зала. Изумленная его молчанием мать побрела за ним. Дорога до дома прошла под громкий стук колес поезда метро. Во дворе Дима привел маму к по­крытой снегом песочнице, забрался, таща ее за руку в середину коробки-песочницы и, присев на корточки, потянул маму за руку, предлагая сделать то же самое.

—     Мамочка, послушай, как тихо во мне! — прошептал Дима. — Теперь тебя никто не станет ругать.

Глаза мамы покраснели от холода или от слез. Дима, встав на ноги, обнял маму за голову, накрыв собой ее лицо и, склонившись к самому уху мамы, тихо спросил:

А когда станет темно и никто не будет нас видеть, можно, я немно­жечко побегаю и пошумлю, ведь в темноте этого никто не увидит?!?

Конечно, немножечко можно, сыночек! — улыбнулась сквозь слезы мама. — И я с тобой немножечко побегаю, можно?

С тех пор вечерние прогулки стали желанными для всей семьи, и они вместе нашли так много интересных мест для прогулок подальше от дома.

Я.Л. Яковлева

 


Сказка "Почему люди не летают?"

Жил-был на белом свете замечательный мальчик Ванечка. Ему очень нравилось ездить к бабушке Любе в деревню. Там он бегал целыми днями напролет по лугам и полям. Вот и в эти выходные Ванечка приехал с родителями погостить у бабушки.

Гуляя на улице, Ванечка не мог спокойно пройти мимо ни одного де­рева, кустика, чтобы туда не залезть. Даже в лужи он залезал и в канавки заглядывал... И хотя он был умным мальчиком и понимал, что это может быть небезопасно, но ему было так интересно все, что он не мог удер­жаться.   И вот, гуляя по саду, Ванечка увидел на дереве очень красивую птичку, таких он еще никогда не видел. Птичка сидела на ветке, а потом слетела вниз на землю и начала клевать зерна.

Ванечка подумал: «Почему люди не летают, как птицы?»

И ему захотелось попробовать сделать так, как птичка. «Может, я тоже умею так, но еще не знаю этого... — подумал Ваня. — Надо только за­лезть на то дерево — и прыгнуть вниз, растопырив руки».

Он побежал вприпрыжку к этому дереву и попытался на него залезть, карабкался по толстому стволу, но все безуспешно, так как дерево ока­залось таким большим и высоким, что даже до нижних веток ему было не дотянуться.

Ванечка очень расстроился, даже стал бить кулаками по дереву, а в это время мимо проходил соседский дядя Саша и увидел, что мальчик очень расстроен. Подошел поближе, чтобы узнать у маленького друга, что с ним случилось.

Узнав, что Ваня хотел повторить поступок птички, дядя Саша расска­зал о птицах и о том, что люди не могут летать, но зато Бог их наградил другими способностями. «Вот сейчас ты в этом и убедишься. Только тебе надо мне помочь!» — и он попросил мальчика помочь ему убрать опав­шие листья в саду. Тот с радостью согласился.

Дядя Саша в это время занялся делом: стал мастерить сюрприз. Когда листва была убрана, Ваня увидел свой сюрприз — это была тарзанка, которая крепилась именно к тому большому дереву, на которое Ваня пытался забраться. Мальчик был очень рад. Он удобно располо­жился на тарзанке, обхватил веревку двумя руками, отошел на расстоя­ние, которое позволяла веревка, оторвал ноги от земли, засмеялся и полетел.

«Дядя Саша, смотрите я лечу, лечу. лечу», — были лучшей наградой за старания соседа.

С.Н. Коротченкова

 

 

История про то, как ворона стала жар-птицей

Жили-были две сестрички, Анечка и Машенька. Анечка была старше Машеньки. Но на это мало кто обращал внимание: хвалили в основном маленькую Машеньку, а про Анечку говорили, что у нее ничего не полу­чается. То разобьет что-нибудь, то порвет. И обязательно при этом себе шишек набьет или расцарапается. Все потому, что торопится. Но Анечку это не смущало: она вообще ничего не боялась. Она не боялась пока­заться плохой. Не стеснялась сказать правду, заступиться за слабого. И даже могла обозвать себя «клушей» или «вороной», потому что у нее все падало из рук или получалось «тяп-ляп». И когда взрослые говорили ей то же самое, она только улыбалась в ответ: «Да знаю я, что я — растяпа!» Только одно ее расстраивало: ей никто не доверял важных и серьезных дел.

Однажды она подслушала разговор бабушки с мамой о том, что ей нельзя доверить даже завернуть большие и маленькие пуговицы в фан­тики и разложить в две коробки. Это очень бы пригодилось бабушке для того, чтобы украсить новогодние наряды девочек. Они должны были иг­рать роли конфетных принцесс в детском саду.

Аня опечалилась, когда услышала, как бабушка рассказывает маме про ее неуклюжесть и про то, что ей доверять нельзя. И решила Аня доказать, что и сестренку свою любит, и помочь бабушке готова.

Пошла она в комнату и, пока мама с бабушкой готовили ужин, она стала раскладывать большие и маленькие пуговицы в две коробки — для своего наряда и наряда сестрички. И работала Аня двумя ручками, ведь времени мало было, а она хотела сделать сюрприз. Сделала она все — смотрит: забыла пуговицы в фантики завернуть! Позвала она на помощь Машу — и вместе они быстро со всем справились. Потом спрятались за занавески, на цыпочки встали — и стоят, не шелохнувшись! Ане при­шлось даже за подоконники придерживаться, так ей трудно показалось на цыпочках стоять! Но сестренки дождались того, чего хотели: вошла в комнату бабушка, увидела коробки с пуговицами-конфетами. Обрадо­валась так, что даже руками всплеснула! И на всю комнату закричала: «Маша! Аня! Где вы?! Вы посмотрите, какое чудо у нас случилось! На­верное, это Ангел прилетал и помог мне работу выполнить!»

Девочки выбежали из-за штор и рассказали, что это они все приду­мали и сделали. Бабушка порадовалась: «Помощницы вы мои! Я теперь такие красивые платья вам сошью, пуговками-конфетками украшу!» Де­вочки радостно запрыгали вокруг. А бабушка предложила им научиться ходить на цыпочках и замирать, вытягиваясь вверх и удерживая равно­весие в одной позе: «Так все конфетные принцессы делают!» — объяснила она. И девочки стали тренироваться. У Ани не очень получалось, но ей так хотелось сыграть роль конфетной феи, что она стала заниматься каж­дый день. Мама с бабушкой включали музыку, а папа командовал: «Два шага вперед, один шаг вправо, два шага назад, один шаг влево!» Так и на­училась Аня.

На празднике она была не только самой красивой и грациозной феей, но и самой внимательной. Никто даже не подумал больше назвать ее «во­роной» или «клушей». Потому что она летала по музыкальному залу, как жар-птица, и очень внимательно слушала музыку и воспитателя. Ее впервые похвалили перед всеми ребятами и сказали, чтобы они брали с нее пример. А Аниной и Машиной бабушке предложили помочь сшить костюмы для весеннего праздника.

После этой истории Аня часто стала помогать бабушке разбирать пу­говки и бусинки, нанизывать их на проволоку или нитку и украшать ими наряды и шляпки для детских утренников и праздников. Еще она поняла, что двумя руками можно все делать не только быстро, но и аккуратно — это научило ее быть внимательнее и не ронять все из рук. От прежней неуклюжести не осталось и следа! Ее руки даже стали называть «золо­тыми», а Анины поделки — жар-птицами.

А. Овсянникова, студентка

 

История о том, как игра в классики помогла Славе и Маришке

Жил на свете мальчик Славик — очень хороший мальчик. Но была у него одна проблема: он постоянно брался за все дела сразу и никогда не сидел на месте. Правда, и отвлекался он часто, да и терялся тоже (мама только и успевала его искать). Поэтому он мало что успевал сделать, а главное, только неприятности другим приносил. Его попросят: «Не делай этого!» — обязательно именно это у него и получится. Все потому, что он не слушал, когда его об этом просили. А если помогать кому-ни­будь начнет (а он очень любил всем помогать) — вообще беды не обе­решься! Лучше за него все сделать. Все равно он все испортит. Все об этом знали и ни о чем его не просили.

И вдруг однажды, когда он играл во дворе, к нему подошла маленькая девочка. Она попросила, чтобы он ей помог. «Большие девочки меня в игру не принимают! Дразнятся!» — заплакала она и уткнулась ему в рукав. Славику очень захотелось ей помочь. Он спросил ее, во что она хочет играть «В классики! Но у меня не получается!» Славик попробовал показать ей, как надо прыгать, но у него тоже не получилось. «Ничего! — сказал он малышке. — Мы сейчас у моей мамы спросим, как это дела­ется!»

Мама предложила им поиграть в «школу классиков». И ребята стали выполнять все задания, которые она им предлагала его сделать. Напри­мер, Славик стал учиться прыгать на одной ноге — вперед и назад, вправо и влево — и делал это каждое утро. Пока у него не стало полу­чаться. Тогда он стал учить этому свою маленькую подружку.

Мама даже придумала специальный дневник достижений для них: сде­лала крутую гору и поставила у ее подножия фигурки двух альпинистов. «Это вы с Маришкой, — сказала она. — Как освоите новый классик — на шаг к вершине поднимитесь». Самым сложным оказалось научиться стоять на одной ноге, приставив стопу к ее колену и развернув ногу вбок. Эта поза называлась «Цапля». А уж прыгать так — вообще был верх ма­стерства! К этому времени и Славик, и Маришка уже оказались на самой вершине горы!

Увидели ребята со двора, что Славик умеет так делать, стали пригла­шать его прыгать в классики с ними во дворе — так у него появились новые друзья. Ребятам нравилось играть со Славой, ведь он очень хо­рошо прыгал. Мама гордилась своим сыночком. Так Слава перестал огорчать маму и научился ее радовать и другим людям помогать, а он об этом только мечтал.

А. Ахалкацы, студент

 

История про неуклюжего Алешу, у которого не было друзей

В одном городе жил маленький мальчик Алеша. Сначала у него не было мамы и папы, но потом они нашлись: взяли его из детского дома и при­везли к себе. Леша думал, что там, у них, будет много других детей, но там их не оказалось. У Алешиных мамы и папы больше не было детей.

Побежал Алеша во двор — знакомиться с ребятами. А они не захотели с ним играть. Сказали, что он — глупый и неуклюжий. Алеша рас­строился. Он сломал ребятам во дворе шалаш, который они очень долго строили, опрокинул девочкам столик с посудой. Ребята разбежались кто куда. И остался Алеша один.

Присел он на лавочку, вспомнил друзей из детского дома. Но рядом их не было — и Алеше стало очень грустно. И тут увидел Алеша, как к нему навстречу идет девочка, грустная-прегрустная. Села она на ла­вочку вместе с Лешей, и они заговорили. Оказалось, что девочку зовут Маша, она живет в соседнем доме и у нее тоже совсем нет друзей.

Решили они вдвоем больше не горевать, а спросить у Алешиной мамы, что им нужно сделать, чтобы другие ребята хотели с ними играть. Мама сказала, что неуклюжесть — это не беда: ведь с ней можно справиться, главное этого сильно хотеть.

Леша с Машей стали каждый день выполнять мамины советы. Мама давала им упражнения: дотрагиваться левой рукой до правого уха (и на­оборот), касаться левым локтем до правой коленки (и наоборот), одно­временно рисовать пальчиками вытянутых вперед или в стороны рук разные фигуры и буквы, надевать кофту и свитер в одной последователь­ности, а снимать — в противоположной. Ох, и сложные это были зада­ния! Особенно, если нужно было выполнять их на скорость! Но ребята справились.

Когда мама заметила, что ребята научились все это делать, то позвала папу и рассказала ему всю историю. Папа предложил ребятам поиграть в «Зарницу». И, чтобы не было скучно, пригласил еще несколько семей из их двора. Это было очень интересно! Все так переживали друг за друга, что быстро подружились. Так у Алеши появилось много друзей.

Е. Мацко, студентка

 

Сказка про то, как маленький принц достал фарфоровых солдатиков

Жил-был на свете маленький принц. У него было много братьев и се­стер, но все они были старше его и выше ростом. И поэтому не хотели с ними играть.

Маленький принц играл чаще всего один: у него были прекрасные игрушки. Но в замке также имелся игрушечный отряд фарфоровых сол­датиков. Маленькому принцу всегда хотелось поиграть с ними, но его братья думали, что он их разобьет, потому что он был очень шустрым и подвижным малышом. И прятали от него на самую верхнюю полку.

Маленький принц никогда не мог достать их, он пытался подпрыг­нуть, но ничего не получалось. Принц очень горевал по этому поводу.

Однажды старый мудрец, прогуливаясь по саду, заметил принца, гру­стившего на скамеечке. Обеспокоившись, он спросил:

—     Милый принц, почему ты грустишь?

—    Я грущу из-за того, что никогда не смогу поиграть в фарфоровых солдатиков, — и принц поведал свою проблему.

Мудрец посоветовал ему встать на носочки и попробовать потянуться, чтобы достать. Принц, обрадовавшись, убежал.

Через день мудрец опять встретил принца в саду. И тот опять грустил. Принц сказал, что, даже встав на носочки, он не дотянулся, и горько за­плакал. Мудрец сказал ему: «Не расстраивайся и не грусти, милый принц, я знаю еще один способ», — и мудрец посоветовал принцу поду­мать, с помощью чего можно достать то, что лежит слишком высоко.

Принц выслушал его и попробовал так сделать...

На следующий день мудрец увидел принца в саду, игравшего в замеча­тельных фарфоровых солдатиков. Мудрец поинтересовался, как принцу удалось их снять, не разбив. И тот ответил, что сначала хотел сбить их шваброй, но сообразил, что может их разбить. И тут он придумал, что нужно взять скамеечку, встать на нее и достать. У принца все получилось.

Мудрец ответил: «Видишь, милый принц, незачем было грустить, ты научился не только стоять на носочках и скамеечке, не падая, но и на­учился мудрости искать способы осуществить свои желания. Я мог бы подсказать тебе, но это была бы не совсем твоя победа».

С тех пор принц никогда не грустил: он научился радоваться пробле­мам и победам, которые они дарят. Однажды он даже придумал, как до­тянуться до своих братьев: он просто рассказал им, как они ему нужны и как он расстраивается, что они не включают его свои игры — и пред­ложил придумать игры, в которые можно играть всем вместе. Они по­думали — и такие игры нашлись. Так принц научил своих братьев думать не только о себе, но и о других.

А. Горячева, студентка

 

Сказка про то, как принц Пряник спас принцессу Розочку

В одном прекрасном королевстве, где протекают молочные реки, на деревьях растут шоколадные конфеты, а домики сделаны из вафель, жил маленький принц и звали его Пряник. Пряник был неловкий и не мог спасти принцессу Розочку, которая жила в соседнем королевстве цветов.

Прянику нужно было пройти через самый узкий мостик, на нем не было ни одной веревочки, чтоб удержаться. Он этого не умел.

Потом нужно было стать около небольшого болотца и устоять на одной ноге, другую согнуть и приставить стопой к колену, отвести в сто­рону и посчитать до 10. Потом отдохнуть и сменить ногу. Это упражнение называлось «Цапля». Тогда все цапли собрались бы около него и спро­сили бы: «Чем тебе помочь, храбрый малыш?»

—  Меня нужно перенести в страну цветов, к замку, в котором томится принцесса Розочка!

Потом принц мог бы ее спасти, пробравшись по крыше в самое верх­нее окно замка и спустив оттуда вниз толстую веревку.

Так бы все и случилось, если бы принц мог все это сделать. Но он не мог.

Однажды он пожаловался на это своему другу ветру.

—     Ты вон какой ловкий: все у тебя получается. Перепрыгиваешь, пе­релетаешь с места на места и усталости не знаешь. Что хочешь — то и де­лаешь.

—     В этом и есть твоя беда: ты думаешь, что уметь и хотеть — это одно и то же. Это разные вещи. Вот ты: не хочешь или не можешь спасти Ро­зочку?

—     Не могу.

—     То есть: не хочешь?

—     Нет, хочу!

—   Если сильно захотеть, то можно сделать даже то, что не получается. Главное — терпение. Наберись терпения и потренируйся.

Так принц Пряник и сделал. И вскоре у него все стало получаться. Он смог и проходить по узкой дорожке, и стоять, как цапля, и лазать по ка­нату. Тогда принц отправился в путь и спас принцессу Розочку — и жили они долго и счастливо.

С. Саядова,

студентка

 

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru