Оформление: празднично украшенный зал.
Действующие лица: ведущая, Буратино, Кикимора, Пеппи Длинныйчулок, старик Хоттабыч.
Звучат позывные праздника, на красочно оформленную сцену выходит Ведущая.
Ведущая. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались в этом праздничном зале, чтобы отметить важное событие. Вы, ребята, окончили начальную школу — первое звено своего образования. Вот и подошел к концу четвертый год обучения. Впереди летние каникулы и новая страничка жизни — 5-й класс. Давайте попробуем подвести итоги прожитых вместе лет. Да, я не ошиблась, именно прожитых вместе лет. Ведь все это время мы были одним большим коллективом, одной семьей, где радости и беды становились равнозначными для всех, где радость труда и радость отдыха шагали вместе. Ваши любимые, знакомые с детства сказочные герои приготовили вам увлекательные испытания, чтобы проверить: действительно ли вы готовы вступить в среднюю школу. Вместе с ними вы отправитесь в сказочное путешествие, в котором вам помогут знания, полученные в начальной школе, а также смекалка, ловкость и дружба. Итак: крекс, пекс, фекс — сказка начинается.
Под веселую музыку в класс вбегает Буратино.
Буратино. Здравствуйте, ребята! А чем это вы тут занимаетесь? Все учитесь-мучитесь! А у меня вот есть дела поинтересней. Я собираюсь в увлекательное морское путешествие на поиски несметных сокровищ. Вот даже карту уже приготовил. (Разворачивает карту и читает.) «Карта Волшебной Страны Знаний: Математический материк, океан Русского языка, страна Спортландия, Литературные равнины, остров Музыкальный». А вы хотите отправиться вместе со мной? Есть среди вас смелые? (Дети отвечают.) А отважные? (Ответ детей.) Я зачисляю вас в свою команду, и мы отправляемся в путь. (Садится в макет парусника и поет.)
Я отважный капитан,
Я объездил много стран...
Звучит фонограмма — шум моря и крик чаек. На корме стоит Буратино и смотрит в подзорную трубу.
Ну, вот и первая остановка — Математический материк.
Буратино подходит к столу и берет в руки письмо.
Ой, смотрите! Тут нам кто-то послание оставил. (Читает.) «От кого: от королевы Математики. Кому: детям, прощающимся с начальной школой». (Обращается к детям.) То есть вам. (Вскрывает конверт, достает лист бумаги, читает.) «У нас в королевстве — несчастье. Пропала моя самая любимая цифра — пять. А без нее все в моем королевстве смешалось и перепуталось. Помогите мне. В нашем математическом государстве уже больше ста лет никто пятерок не получал. Решите мою задачку на отлично и пятерка вернется на свое место».
Вот это да! Ребята, поможем королеве найти ее любимую цифру? (Дети отвечают.) Так, а где же ее задачник? (Достает из стола задачник, читает.)
Однажды теплым днем
Толя, Николай и Наташа,
Петя, Ира и Маша,
Нина, Денис и Леша,
Оля, Вася и Антоша,
(Буратино загибает пальцы.)
Взяв лукошки, в лес пошли,
И ягоды в лесу нашли.
Посмотрим, как вы с первым заданием справились: Сколько всего детей в лес отправились?
Дети. 12.
Буратино.
Прошагали совсем немножко,
А уже у них в лукошке:
Шесть ягод нашла Марина,
Шесть ягод принес нам Петя,
Шесть ягод у нашей Саши,
Шесть у Вали и шесть у Глаши,
Шесть собрал и Николай —
Сосчитать нетрудно было,
Сколько всего ягод у детей было?
Здесь поможет без сомненья
Нам таблица умноженья.
Шесть помножили на шесть,
Получили...
Дети. Тридцать шесть.
Буратино. Молодцы! Всем ребятам за ответы я сегодня ставлю пять! (Берет со стола большую цифру пять.) Ну, вот и пятерочка отыскалась! (Переворачивает пятерку.) Королева Математика написала вам, ребята, пожелание. (Читает.)
А теперь я хочу ребятам пожелать
Всем учиться, не лениться,
Чтоб отметками гордиться,
Чтобы дневника страницы
Украшали не единицы,
А цифра пять!
А мы с вами, ребята, продолжаем наше путешествие! А вот и океан Русского языка! Пойду разузнаю, что здесь и как. (Уходит.)
Звучит музыка, в класс вбегает Кикимора.
Кикимора. Что это здесь за шум? Кто это осмелился в мои владения вторгнуться? Да без моего на то согласия? Думали незаметно пройдете, да? Ха? Ничего у вас не получится!
Ну, а вы кто ж такие, касатики, будете, а? (Дети отвечают.) Ага, сразу видно двоечники, драчуны и лодыри. А я все про вас знаю — уроки не учите, родителей не слушаетесь, зарядку по утрам не делаете, деретесь... Верно? Ну, что? Все про вас угадала? (Дети отвечают.)
Не верю! Пока сама не проверю! Устрою-ка я вам, касатики, небольшой зачет. Ну что, согласны? А задание у меня к вам вот какое. Вам необходимо подобрать к моим стихам слова, которые заканчиваются на буквы ЛЬ. Где тут моя шпаргалочка? (Достает листочек, читает.)
Принесли подарков... (куль),
Крепче ты держись за... (руль).
Вот уже темнеет... (даль),
Ничего не видно, ... (жаль).
Суп готовлю — сыплю... (соль),
Мою шубу съела... (моль).
Жаркий месяц был... (июль),
На окно повесим... (тюль).
Есть такая цифра... (ноль),
Крышу чиним, стелем... (толь).
Расскажу не сказку, ... (быль),
Влажной тряпкой вытру... (пыль).
С гор спустился страшный... (сель),
Наскочил корабль на... (мель).
Плох артист, забывший... (роль),
Не дает покоя... (боль).
Ух! Молодцы! Достойно справились с моим испытанием. Беру свои слова обратно. Все вы здесь умненькие и смышлененькие. Мне с вами делать нечего. Побегу я к себе на болото, буду там Иванов-дурачков поджидать, печку топить.... Ну, касатики, всего вам хорошего!
Буратино. Обошел я весь остров, нет здесь ничего интересного! Только буквы, точки, запятые... А на обратном пути даже настоящую Кикимору встретил, в двух шагах от меня пробежала и не заметила, наверное, сильно торопилась куда-то. Ну, да ладно, пора в путь!
И вот уже на горизонте вижу страну Спортландию.
Звучит спортивный марш. На сцене появляется Пеппи Длинныйчулок (в шортах и кедах).
Пеппи Длинныйчулок.
Раз, два, три, четыре,
Ноги выше, глубже дышим,
Раз, два, три, четыре,
Раз — присели, два — привстали,
Снова сели, снова встали,
Приготовились к подскокам,
Но не низким, а высоким.
Раз, два, три, четыре,
А теперь на месте встали
И сначала зашагали.
Здравствуйте, ребята! А вы со спортом дружите? Я без него жизни не представляю: каждое утро делаю зарядку, плаваю в бассейне и участвую в различных спортивных соревнованиях. Что, не верите? Что ж, кто тут самый смелый? Кто тут самый ловкий? У кого есть сила и спортивная сноровка?
Пеппи Длинныйчулок проводит игры с мячом.
Участникам игры предлагается положить мяч на книгу, поднять ее над головой, не уронив мяча, и так же осторожно опустить. Побеждает тот, кто справится с заданием.
Несколько пар играющих стараются как можно быстрее добежать до финиша: зажав мяч спинами; положив мяч на плечи и прижимая его головами с двух сторон; удерживая мяч лбами и двигаясь вперед. Побеждает пара, которая придет к финишу, не потеряв мяч.
Участники игры становятся в круг, в центре — водящий с мячом. Задача водящего: выбить мяч из круга ногами; задача остальных игроков — помешать водящему. Главное условие: мяч можно отбивать только ногами. Игрок, пропустивший мяч, становится водящим.
Участники игры садятся на мячи, придерживая их руками. По сигналу ведущего они начинают скакать вперед, сидя на мяче. Победителем становится тот, кто допрыгает до финиша первым.
Пеппи Длинныйчулок. Молодцы, ребята! Мне было с вами весело. Но, к сожалению, мне пора! До свидания! (Убегает.)
Под восточную музыку в класс входит Старик Хоттабыч.
Старик Хоттабыч. Здравствуйте, мои дорогие, маленькие друзья! Умнейший из умнейших, мудрейший из мудрейших приглашает вас в свои литературные владения.
Книга — верная советчица моя
Во всех обыденных делах,
Во всех вопросах бытия.
Наставница в моем труде,
В далеких странствиях моих,
В пути — на суше и в воде.
Мой верный спутник, добрый друг,
С которым я всегда делю
Часы раздумий и досуг.
Я надеюсь, мои друзья, что книги являются и вашими добрыми друзьями. А чтобы проверить это, мы сейчас проведем литературную викторину. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Договорились? (Дети отвечают.)
Итак, слушайте внимательно мои вопросы и отвечайте.
Как называется сказка о коллективном труде? («Репка»)
В каком городе есть улица Колокольчиков, аллея Ромашек и бульвар Васильков? (это цветочный город из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)
Кто и как доставил доктору Айболиту телеграмму от Гиппопотама? (шакал на кобыле прискакал)
Сколько братьев было у оловянного солдатика? (у оловянного солдатика было 24 брата)
Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка)
В какой сказке девочка превращается в куклу, чтобы спасти своего старшего товарища? (в сказке Ю. Олеши «Три толстяка»)
Двойник Оли из повести-сказки «Королевство кривых зеркал»? (зеркальное изображение Оли – Яло)
Кто из героев детской сказки считал себя лучшим в мире специалистом по привидениям? (Карлсон)
Оружие Железного Дровосека из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»? (топор)
Знатный сеньор из сказки Д. Родарри про Чиполлино? (Сеньор Помидор)
Молодцы, ребята! Вижу, что вы любите читать книги, а значит все у вас в жизни получится. Послушайте внимательно мой наказ:
Когда в жизни вам станет туго,
Потеряете веру в чудо,
В добрые дела и верность друга.
Не спешите огорчаться,
Верьте — есть на свете счастье.
Книга интересная и добрая
Тому подтвержденье.
Любых проблем
Надежное решение.
Буратино. Ребята! Наше путешествие по Волшебной Стране Знаний закончилось. Мы побывали во всех ее уголках, а сокровищ так и не нашли, даже самой маленькой медной копейки.
Ведущая. Буратино, неужели ты до сих пор не догадался, что в Волшебной Стране Знаний нет драгоценных камней и металлов. Главным сокровищем Волшебной Страны Знаний являются знания! И щедро одаривают нас этим сокровищем мудрые волшебники-учителя.
И сейчас ребята скажут слова благодарности своей первой учительнице.
1 ученик.
Мы со школой начальной прощаемся,
Расстаемся, увы, навсегда.
В сентябре снова мы повстречаемся,
Будет средняя школа тогда.
2 ученик.
Будет много различных предметов,
Будут разные учителя.
Но останется в памяти вечно
Та, что первой учила меня.
3 ученик.
Ведь она нам путь к знаньям открыла,
Помогала нам в жизни всегда.
И, конечно же, всех нас любила,
Всем нам мамой второю была.
4 ученик.
Будут новые первые классы,
Будут разные выпускники,
Но она будет помнить о каждом,
Вспоминая прошедшие дни.
5 ученик.
И когда-нибудь встретимся снова,
К ней мы в гости придем, как знать?
Вспомним эти чудесные годы
И цветами начнем осыпать.
Старик Хоттабыч. Мои маленькие друзья, за то, что вы четыре года прилежно учились, дружно шагали по Стране Знаний, я хочу вам подарить величайшее творение ума человеческого — книги. Они — вечный источник знаний и наш лучший друг.
Детям вручаются книги.
Ведущая. Вот и подошел к концу наш праздник. Я еще раз поздравляю вас с окончанием начальной школы и желаю всего доброго на вашем жизненном пути. А на время летних каникул хочу задать вам домашнее задание:
Одевайте летом шортики и маечки,
Пусть будут солнечные зайчики,
Купание на речке, веселье без оглядки.
Пусть солнце превратит вас в живые шоколадки.
Побольше все купайтесь, шутите, развлекайтесь,
Резвитесь и играйте, и просто отдыхайте.
Побольше ешьте фруктов, и овощей, конечно,
Чтоб с силами собраться, здоровыми всем стать,
А в сентябре все снова вы в школу возвращайтесь,
Как только позовет вас знакомый всем звонок!
Звенит звонок. Под фонограмму песни о школе все выходят из зала.