Все мы точно знаем, как надо воспитывать чужих детей, но испытываем большие трудности со своими собственными, хотя они всегда, и это совершенно естественно, — самые умные, самые красивые и самые прекрасные на свете. Еще меньше мы представляем, как надо воспитывать самих себя, и не допускаем мысли, что нам присущи хоть малейшие недостатки. Неужели мы можем быть «трудными родителями»?! Да это просто невозможно! Однако погодите возражать и негодовать. Давайте вместе подумаем над этим и попробуем проанализировать ваш характер и вашу манеру общения с сыном или дочерью.Думаю, это будет для вас не только интересно, но и полезно. К тому же вас ждет много неожиданностей.
Вас удивляет название этой главы? Совершенно напрасно!
Для начала вспомним, что же это за «трудные дети». Ответить может каждый: дети грубые, злые, тупые, нахальные, ленивые, неряхи, наглые, бездушные, лживые, эгоистичные и так далее и тому подобное. Как ни бьются с ними родители, а толку никакого… А вы когда-нибудь задумывались, что потом происходит с этими трудными детьми? Правильно, у них появляются собственные дети. Вот вам и трудные родители! Таким образом, трудные дети и трудные родители — это практически одно и то же, только разнесенное по времени примерно на двадцать пять — тридцать лет.
Начнем, пожалуй, с родителей слишком амбициозных. Это далеко не самые плохие родители — ведь они, как правило, совершенно искренне хотят сделать все от них зависящее не столько для себя, сколько именно для блага своего ребенка. Однако при этом они, к сожалению, слишком сильно перегибают палку.
Тут следует различать два типа таких родителей. Одни изо всех сил стараются сделать все для счастья своего ребенка. Хотят, чтобы он занял высокое положение, был богат, знаменит и т.д., считая все это гарантией его будущего счастья.
Нередко встречаются безвольные родители, которые практически никак не воспитывают детей. Иногда они (особенно если это только мать-одиночка) не то чтобы не хотят и не умеют влиять на ребенка, а просто не имеют на это времени и сил, поскольку с утра до вечера работают, работают и работают, чтобы хоть как-то прокормить свою семью.
Глядя на них, многие невольно задаются вопросом: а стоило ли женщине, как говорят, «заводить» (на манер щенка или котенка!) ребенка, не лучше ли было оставаться одной? Ведь из ее заброшенного ребенка, даже если он накормлен и одет, вряд ли получится что-нибудь хорошее, а главное, и он, и мама вряд ли когда-либо будут счастливы. Неумение жить, серьезные огрехи в воспитании, мешающие успешно и правильно строить жизнь и взаимоотношения с людьми, скорее всего так и будут передаваться дальше — от матери к сыну, а от него дальше и дальше, следующим поколениям.
Родители-сатрапы, родители-церберы, родители-звери — это большое зло и горе для них самих и особенно для их детей. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что есть люди (а ведь дети тоже люди!), которые признают только силу и подчиняются не доводам или логике, а только насилию. На них вряд ли что-то подействует, кроме палки. Палочная дисциплина — тоже метод воспитания, и многие века он даже господствовал в педагогике. Но он является далеко не лучшим, да и сейчас другие времена. Если вы сторонник такого метода, то вас вряд ли поймут окружающие.
Таких женщин (а иногда и мужчин) вы наверняка тоже встречаете в жизни. Их с полным правом можно считать вампирами, которые, апеллируя к чувству жалости и сострадания, манипулируют окружающими, в том числе и своими детьми, умело добиваются своих целей, часто совсем не совпадающих с интересами других людей. Задумайтесь хорошенько, а вдруг и вы тоже относитесь к этому типу? Тогда ничего хорошего из вашего «воспитания» ребенка не получится.
Мама — деловая дама, мама-профессор, мама — бизнесвумен, мама-лидер — это, конечно, прекрасно. Да только у нее, как и у других родителей, есть свои специфические недостатки. Однако сначала поговорим о ее положительных сторонах. Несомненно, она решительна, находчива, профессионально состоятельна, к тому же, видимо, еще и зарабатывает неплохо, так что семья вряд ли обременена материальными проблемами. Но…
На самом деле, нам стоит пожалеть маму-истеричку. Ведь она отравляет жизнь не только своим близким, в первую очередь ребенку, но и себе тоже. Если вы сами, к счастью, не принадлежите к этому типу, то, несомненно, встречали таких людей. С одной стороны, это определенный психотип, но в не меньшей степени это и распущенность, и плохое воспитание, которое в подобной семье передается от поколения к поколению. Ведь истеричный человек всегда прекрасно знает, с кем он может позволить устроить истерику, а с кем никогда этого не сделает. Вряд ли он сделает это при начальнике, на правительственном приеме и т.д. Скорее всего он «побережет» это удовольствие до того момента, когда вернется домой.
Не стоит путать таких родителей с мамой-«страдалицей». У мамы-«страдалицы» стенания и жалобы являются лишь жизненной тактикой и стратегией, которые помогают ей с минимальными затратами сил и ресурсов добиваться своих целей за счет других людей. А вот несчастные родители действительно несчастны, хотя при этом могут и не жаловаться на свою жизнь. Просто от них исходят такая тоска и безысходность, что в этой атмосфере трудно выдержать любому ребенку, каким бы жизнерадостным он ни был от природы. Эта атмосфера медленно и верно отравляет его неокрепшее сознание и в конце концов делает из ребенка тоже несчастное существо с массой почти неисправимых психических дефектов. Именно из таких семей, как и от родителей-алкоголиков, дети тоже бегут куда подальше, пополняя ряды беспризорников.
Кстати, а вы знаете, что слова Монтеня о разрушении разума имеют не только переносный, но и прямой смысл? Вот, например, как описывается это явление одним из журналистов, Александром Можаевым, побывавшим в операционной одного московского травмопункта, когда там спасали алкоголика с пробитой головой:
«Пока женщины-хирурги ковыряют несчастную пробитую голову, наблюдающий за операцией доктор показывает рентгеновские снимки этой головы до вскрытия. Я всегда полагал, что выражение „мозги усохли" — обычная литературная метафора. А на этом снимке было ясно видно: между черепом и его проспиртованным содержимым пустое пространство сантиметра в три. Пациенту, между прочим, всего тридцать девять лет!»
Может быть, вы думаете, что слишком любить своего ребенка — это очень хорошо? Поверьте, что «слишком» — это всегда плохо! Подумайте сами, какая мамочка у ребенка из приведенных анекдотов и что в конце концов из него вырастет.
— Вовочка, перестань раскачиваться на дедушке, он не для этого повесился!
— Вовочка, перестань бить девочку лопатой по голове — вспотеешь, простудишься, заболеешь!
Дети таких родителей страдают нисколько не меньше, чем, например, дети алкоголиков. Вся разница в том, что порок их родителей не так заметен, как порок пьяниц, поэтому они меньше подвергаются насмешкам одноклассников.
Разумеется, есть дети, которые требуют неусыпного внимания, постоянного жесткого контроля, такие, которые склонны к наркомании, воровству, асоциальному поведению, а также дети-лгунишки, патологические лентяи и тому подобные. Однако все это нередко является следствием чего-то другого, например обстоятельств или определенной наследственности, и поэтому жесткий контроль, по существу, служит не столько средством воспитания, сколько перевоспитания. Кстати, многие психологи считают, что наркоманом подросток становится лишь в том случае, когда его дома не любят. Значит, нужно не только контролировать каждый шаг подростка, но и уделять ему больше внимания и душевной теплоты.
Это просто ужасно, если ребенок растет в семье завистников. Что слышит он с самого раннего детства? Только шипение и ненависть, перемывание косточек по поводу того, что у кого-то из родни, соседей или знакомых… что-то в жизни хорошо. Чужое здоровье, успехи, богатство — тема и предмет для ненависти и злобы. Можно подумать, что завистников гораздо больше волнуют чужие успехи и достижения, чем свои, впрочем, может быть, так оно и есть. Кто знает, возможно, их собственные дела шли бы гораздо лучше, если бы они занимались ими побольше. Таким людям не стоит удивляться, что их ребенок очень быстро тоже станет злобным, завистливым, скрытным, не умеющим по-человечески общаться с другими людьми. И не сомневайтесь, эти качества будут проявляться не только к чужим людям, но и по отношению к родителям, которым впоследствии не стоит удивляться такому плачевному результату их «воспитания».
Вы, наверное, знаете присказку: «Было бы здоровье, остальное купим». Лично мне она очень нравится. Конечно, купить все остальное не в состоянии никто, но из присказки каждому становится ясно, что важнее здоровья нет ничего. К сожалению, большинству из нас это становится понятным лишь тогда, когда оно в значительной степени уже потеряно.
Понятно, что здоровье ребенка — дело наследственное, и если вы его родили в 40 лет, уже имея нервный срыв, язву желудка, сильную близорукость и еще что-то подобное, то вам вряд ли приходится особенно рассчитывать на здорового ребенка. Вот тогда тем более не делайте ничего такого, что еще больше ухудшит его здоровье!
В прессе постоянно встречаются материалы о том, что богатые детки, живущие в роскошных особняках и разъезжающие в «мерседесах» по миру, выгоняют на улицу своих родителей, заставляют жить зимой в собачьей конуре или же, в лучшем случае, сдают в дом престарелых, после чего напрочь забывают о них. Скорее всего, родители, которые через прессу пытаются добиться «справедливости» или человечности от подобных деток, в конце жизни получили как раз то, что вырастили собственными руками, и им некого упрекать, кроме самих себя. А вот мы, все остальные, вполне можем предъявить им претензии за подобный «подарочек» — ведь их детки живут не в безвоздушном пространстве, а рядом с нами, «украшают» собой наш мир и проявляют к нам еще большую жестокость, поскольку мы для них и совсем никто! Родителей-то они обязаны содержать по закону, а нам не должны абсолютно ничего.
Маленькой я жила у бабушки с дедушкой. Сейчас у меня самой есть внуки, но до сих пор больше всего благодарна бабушке за то, что она с самого раннего детства научила меня видеть красоту. Как это было? Очень просто и очень интересно: мы играли в… облака. Гуляя со мной, бабушка время от времени обращала мое внимание на небо. Мы рассматривали облака и придумывали, на что они похожи: вот это — на автобус, то — на фигурку девочки, это — на лицо старика, а там, на горизонте, мы видели скачущего коня. Облака двигались, и вот уже автобус превращался в лицо бабы-яги, а девочка — в птицу. На небо можно было смотреть бесконечно. Оно было живым, очень красивым, интересным и загадочным. Оно жило своей таинственной жизнью, а мы с бабушкой приобщались к этой жизни, такой непохожей на все, что окружало нас на земле.
Утром вы уходите на работу, ведя ребенка за руку, чтобы «сдать» его в детский сад. Вот вы выключаете на кухне газ, запираете дверь и выходите на улицу. Ваш ребенок совсем маленький, он еще почти не знает и не понимает того мира, который его окружает. Он смотрит на то, что вы делаете, но чаще всего не понимает смысла ваших действий. Ведь вы и он воспринимаете мир совсем по-разному. То, что очевидно для вас, может представлять для него большую загадку. Побольше разговаривайте с ним, объясняйте логику ваших действий и поступков, задавайте такие вопросы, чтобы ему было интересно и одновременно служило умственному развитию.