Педагогические задачи:
создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения;
научить делить слова на слоги, писать предложения с соблюдением гигиенических норм.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся
обсуждать текст, в котором представлена неполная информация;
устанавливать ситуации общения, в которых необходимо указывать адрес;
использовать правило написания собственных имён (на примере записи адреса);
проводить звуковой анализ;
находить в тексте слова по заданным основаниям (слова, соответствующие приведённым слогоударным схемам);
контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные:
общеучебные - освоение ситуаций общения, в которых необходимо указывать адрес;
применение правила правописания собственных имен (на примере записи адреса);
логические - проведение звукового анализа: нахождение в тексте слов по заданным основаниям (слова, соответствующие приведенным слогоударным схемам).
Регулятивные:
мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
Коммуникативные:
излагать мысли точно, ясно и просто;
осознавать цели и ситуации общения.
Личностные:
проявляют учебно-познавательный интерес;
понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований, выражают заинтересованность в получении совета с целью улучшения результатов деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звенит, заливается школьный звонок.
Готовьтесь, ребята, - начнем наш урок.
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Послушайте отрывок стихотворения С.Я. Маршака
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку,
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.
- О ком это стихотворение?
- Что разносит почтальон по квартирам? (Письма)
- Что указывают на письмах, чтобы оно нашло получателя? (адрес)
III. Работа по учебнику
- К чему призывает нас условный знак “Давайте подумаем”?
- Прочитайте приглашение на день рождения, которое написала Тоня (стр. 43, учебник).
- Что нужно дописать в приглашении? (Адрес.)
- Это тема нашего урока.
- В каких ситуациях пригодится знание собственного адреса?
Словарно-орфографическая работа
- Слово “адрес” заимствовано из польского языка, пришло в Россию в XVIII веке. В польском языке появилось из французского.
Значение слова “адрес”: Надпись на почтовом отправлении (конверте, посылке и т.п.), указывающая место назначения и получателя.
IV. “Открытие” новых знаний и способов деятельности.
Работа по учебнику (с. 43-45).
1. Упражнении 1.
- Как вы думаете, почему в авторы учебника в скобках в начале слов указали две буквы: большую и маленькую. (Авторы предлагают нам выбрать нужную букву.)
- Как вы будете действовать, выбирая нужную букву? (Надо прочитать слово, подумать над его значением; если имя собственное ~ выбираем большую букву.)
- Помогите Алёше записать адрес. (Коллективная работа)
2. Упражнение 2. (Задание повышенной трудности, в зависимости от работоспособности класса.) (Для сильного класса, можно не выполнять)
- Кто из вас знает свой адрес?
- Можете ли вы записать его правильно? Попробуйте.
3. Чтение материала рубрики “Обрати внимание”.
- Какую важную информацию вы получили?
4. Упражнение 3.
- Прочитайте письмо, которое написала птичка колибри.
- Как вы думаете, Кузя получит письмо?
- Правильно ли она указала адрес?
- Спишите письмо, пользуясь алгоритмом списывания.
5. Упражнение 4.
- Разбор упражнения, подбор слов из упражнения 3.
- Выполнение работы. (Коллективная проверка.)
- Слова: (память, тебе, пёрышко, ответа, хорошо.)
V. Работа в тетради “Русский язык”
Пальчиковая гимнастика
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел.
(На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочерёдно соединять их с остальными пальцами.)
Зарядка для глаз:
- Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.
- Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6 раз.
- Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.
- Посмотрите на верхний левый угол стены класса, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите 5-6 раз.
1. Упражнение 1 “Дорисуй”, (стр. 40)
- Отгадайте загадку:
Он стоит, простой и строгий,
В однотонном пиджаке,
У него карманов много,
Провода в его руке,
И глаза его, как блюдца,
То потухнут, то мигают.
И до неба дотянуться
Он пытается руками. (Дом).
- Самостоятельно дорисуйте домик.
2. Упражнение 2 “Напиши красиво”. (Фронтальная работа.)
- Назовите элементы букв на первой строке. (Короткая линия с закруглением, внизу, короткая линия с закруглением внизу и короткой петлей, длинная линия с длинной петлей.)
- Найдите сходства и отличия строчных букв и, ц, ш, у, записанных на второй строке.
- На третьей строке запишите буквы, узнав их по описанию:
это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петли (ц);
это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и ещё одной короткой линии с закруглением внизу (и);
это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу, ещё одной короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петли (щ);
это буква, которая состоит из трех коротких линий с закруглением внизу (ш);
это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и длинной линии с длинной петлей внизу (у).
3. Упражнение 3 “Распредели слова по столбикам”. (Работа в парах.)
Проверка выполненной работы:
адрес |
знание |
строчная |
буква |
улица |
квартира |
город |
|
|
- Подберите свои слова для каждого столбика.
- Какие слова не записали ни в один из столбиков? (Хотел, помоги, тетрадь, письмо, ответ.)
- Почему они не вошли ни в один из столбиков? (Ударение падает не на тот слог)
4. Упражнение 4 (проверка понимания изученного). (Самостоятельное выполнение.)
- Вспомните, почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие - с заглавной? (Названия городов, улиц, рек, морей пишутся с заглавной буквы.)
- Запишите географические названия.
Города: Казань, Москва, Смоленск.
Реки: Волга, Ока.
Улицы: Волкова, Обручева.
Моря: Красное, Чёрное.
5. Упражнение 5 “Догадайся”. (Фронтальное выполнение.)
Проверка выполненной работы: спасибо, адрес, пожалуйста, до свидания.
6. Упражнение 6 “Спиши”. (Работа выполняется если осталось время).
- Прочитайте текст упражнения.
- Прочитайте слова, записанные с большой буквы.
- Объясните, почему нужно писать их с большой буквы?
- Расскажите порядок работы при списывании. (Прочитать слово, подели на слоги, пиши диктуя себе по слогам, проверь читая слово в тексте.)
VI. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
- Покажите смайлики, какое у вас настроение после выполненных заданий на уроке.
VII. Инструктаж по выполнению устного задания.
- Узнайте точный адрес бабушки (сестры, брата, друзей).