Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Цели:

Закрепления знаний о существительных, о написании безударных падежных окончаний.

Формирование орфографической зоркости.

Обогащение словарного запаса детей.

Эстетическое воспитание.

Оборудование:

доска, цветной мел, индивидуальные карточки по вариантам, карточки для самостоятельной работы (“Синий вечер”, поэтическая тетрадь), цветные карандаши, сигнальные карточки.

1. Организационный момент. Стих “Части речи” “Подсказки на каждый день”.

2. Блицтурнир. Проверим внимание, память, у кого быстрей реакция.

На мои вопросы отвечайте быстро, одним словом.

Из чего состоит наша речь? (из предложений)

Из каких небольших частей состоит предложение? (из слов)

Какая часть слова пишется перед корнем? (приставка)

Какая часть слова находится между корнем и окончанием? (суффикс)

Что обозначает имя существительное? (предмет)

Бывает устная и письменная? (речь)

Какая часть речи обозначает действие предмета? (глагол)

Как называется часть слова, (корень)

Какая часть речи не изменяется? (наречие)

Какая часть слова, служит для связи слов в предложении? (окончание)

Какая часть речи пишется раздельно со словами? (предлог)

Какой член предложения отвечает на вопрос “что делает?”, что обозначает? (сказуемое, действие)

Какой член предложения отвечает на вопросы кто? что? (подлежащие)

Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что? (существительное), что обозначает? (предмет)

Тема урока “Имя существительные, безударные падежные окончания”.

1. Работаем по плану: (план на доске)

Почему не иначе?

Подсказки на каждый день.

Проверь себя! (с.р.)

Поэтическая тетрадь.

Подумай и скажи!

А это домой!

2. Минутка чистописания.

Откройте тетрадь, сядьте правильно запишите число и классная работа.

Спешите с доски предложение красиво и правильно.

Лень есть дочь богатства и мать бедности. Л. Декурсель.

Найдите сущ., определите падеж, склонение, где нужно вставьте пропущенные орфограммы.

Назовите слово где букв столько, сколько звуков? (есть)

3. Словарная работа.

тетрадь

тетрадка

портфель

Что это за слова? (часть речи, существительное, обозначает предмет, неодушевленные, нарицательные)

Назовите общие признаки? (отвечает, на вопрос “что?”, начальная форма существительного)

Какие имеет различия? (род, склонение)

Записать эти слова в три столбика.

А вы знаете, почему называют портфель и тетрадь, а не иначе?

Древние греки для удобства сшивали листы, сложенные вчетверо. Несколько сшитых листов называли тетрадями. Тетра – 4.

Порт – нести, фелъ – лист. Т.е. носить листы, приспособление для переноски листов (французское слово).

4. Работа с доской.

Прочитайте слова:

Ябл...ня, Ябл.. .ко, Площ...дь, Площ......ка, Мыш..., Мышка, Врач..., Доч..., Здесь, Д...чурка, Туш..., Туш...

Назовите лишнее слово?

Насколько групп можно разделить эти слова?

К какой части речи относятся эти слова?

Как определить склонение сущ.?

Дописать эти сущ. столбики, которые у вас уже есть? (Самостоятельная работа)

5. Как называется изменение имен сущ. по вопросам?

(склонение или изменение по падежам)

Сколько падежей в русском языке?

Какие орфограммы нужно помнить при письме падежных окончаний существительных?

Говорим хором памятку:

Помню даже во сне в П. и Д. пишется Е
И во 2-м склонении в П. падеже
Пишу я без сомнения окончание Е.
А в 3-м склонение
Не ошибись, смотри,
В Р. Д. даже в предложном
Всегда пишу я окончание – И

7. Самостоятельная работа по карточке. (По вариантам) 1мин.

8. Работа по страничке поэтической тетради. (карточка)

Какие орфограммы встретились? (без. гласные, парные согласные, без. падежные окончания, словарные слова) 10 мин.

9. Выписать в тетрадь предложение.

Красит синькою мороз в окнах незабудки.

Разобрать предложение по членам предложения и частям речи?

Предложение простое по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное, по наличию второстепенных членов предложения распространенное. Основа предложения – Мороз красит; красит чем? (синькою) – дополнение (выражен. сущ. в Т.п., ед.ч); красит где? (в окнах) – дополнение (выражен. сущ. в П.п., мн.ч); красит что? – дополнение (выражен. сущ. в В.п., мн.ч).

10. А теперь подумай и скажи.

а) Чтобы это значило? (светлая голова, ходячая энциклопедия).

б) Объясните значения таких старых слов:

Книгочей – любитель книг или библиотекарь

Светелка – это лампа или небольшая комната

Катанки – это валенки или санки

Каракуль – это мех или не понятное письмо.

в) Назови синонимы? Игра “Не зевай”

Родник – Ключ

Жар – Зной

Аромат – Запах

Игра – Забава

Век – Столетие

Почет – Уважение

Вьюга – Метель

Товарищ – Приятель, друг

Изменник – Предатель

Секрет – Тайна

Рубеж – Граница

Работа – Труд

Удача – Успех

Родина – Отчизна, отечество

Хорошо потрудились! Ваши карточки проверю. Выставлю оценки.

11. Домашнее задание – упражнение...

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru