Цели:
- знакомство с новой корневой орфограммой «непроизносимые согласные»;
- дальнейшее развитие умения детей сравнивать, наблюдать, делать выводы, обобщать;
- формирование интереса к родному языку;
- побуждение детей к чтению коми литературы;
- воспитание умения сотрудничать на уроке.
Оборудование:
изображение «горы знаний»;
карточки со звуками, словами, словосочетаниями;
наборное поле с ответами;
разрезные карточки-пазлы для каждого ученика
1. Актуализация знаний учащихся.
Я предлагаю вам пойти
Со мною в путь дорогу,
А до вершин горы дойти
Осталось нам немного.
Сегодня снова на пути
Открытия нас ждут,
А знанья, дружба, память, ум
К победе приведут.
(изображена гора знаний, по которой будем подниматься в течение урока)
2. Постановка проблемной ситуации и ее разрешение.
- Дети, вы сегодня готовы совершить открытия? Приступим к работе.
На доске слова:
река, наездник, мосты;
солнце, корабль, дорога;
плот, круг, радостный.
- Какое задание вы хотели бы выполнить с этими словами? (мнения учащихся)
- Прочитайте слова. В каждой строчке найдите «третье лишнее» слово. Почему?
- Что общего в способе проверки безударного гласного и парного согласного? (звук ставим в сильную позицию). Какие знания вам помогли? Слова постепенно вывешиваются на доску (наездник, солнце, радостный).
Продолжаем уверенно подниматься по « горе знаний».
- Давайте вернемся к нашим «лишним» словам. Прочитайте слова так, как они написаны.
наездник
солнце
радостный
- Откройте тетради. Запишите число. Правильно спишите эти слова.
3. Физминутка.
- Произнесите эти слова (хором).
- Вы произнесли эти слова так, как они пишутся. Но по нормам литературного произношения эти слова звучат немного иначе. Попробуйте произнести (по одному). Произнесите теперь друг другу. Что заметили? (звук не произносится).
Интересно получается, звуки не произносятся, а буквы пишутся. Какой вывод можно сделать о количестве звуков и букв? Вы в этом убедились на примерах.
- Дайте общее название буквам, которые не произносятся. (непроизносимые)
Давайте определимся с темой урока.
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ (открываем запись)
- Какая задача стоит перед нами? (научимся находить слова с непроизносимой согласной, писать эти слова, развивать речь…)
- Докажите, что слова записаны правильно?
- Какой звук не произносится в этом слове (наездник)? ([д]). Проверим.
- Что можно сказать? Поставим звук в сильную позицию. Какое условие соблюдаем при подборе слова?
- Четко произносим этот согласный звук. Он в сильной позиции.
Аналогично, с другими словами.
- В слове солнце я считаю, что количество букв больше, чем звуков. Вы согласны с моим утверждением? ( запись на доске: б.> зв., б=зв., б.<зв.)
Как приветствуют военных? Какой там непроизносимый согласный?
Постепенно на доске появляется запись:
[ д ]
[ в ]
[ т ]
[ л ]
- Вот эти звуки бывают непроизносимыми согласными.
- Молодцы. Опять поднимаемся к горе знаний.
- Итак, вы смогли доказать правильность написания непроизносимых согласных ?
- Давайте посмотрим, что нам говорит об этом учебник.
- Да, иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
- А что для этого надо сделать?
- Что еще нового узнали из правила?
4. Домашнее задание.
- А дома вы поразмышляйте, что общего в звуко-буквенном составе данных групп слов в упражнении ... .
5. Физминутка.
6. Первичное закрепление. Словарно-орфографическая работа.
- Но в русском языке есть небольшая группа слов с непроизносимыми согласными, которые не проверяются. Эти слова нужно запомнить. Найдите в учебнике и прочитайте их как пишутся.
Закройте глазки, представьте, как пишутся эти слова. Я записываю…(в уме)
Какое слово я не написала? Молодцы. Вы каждый определите глазками, на каком уровне вы находитесь на «горе знаний».
- Вы хотите поиграть?
Перед вами наборное поле с ответами. У вас должна получиться иллюстрация. Но она получится в том случае, если вы правильно определите на карточках в словах пропущенные буквы и положите на нужный прямоугольник.
хвас.ливая |
доброе |
почу.ствовал |
яркое |
с.астливый |
Здра.ствуйте, |
поез.ка |
хлес.нул |
грус.ное |
|
т |
д |
в |
л |
ч |
в |
д |
т |
т |
7. Творческая работа.
- Иллюстрацию какой сказки вы видите? (народная сказка «Лиса и заяц»).
- Если у вас получилось, значит, все правильно определили букву непроизносимого согласного. - Вспомним содержание сказки.
- Что дает нам чтение сказок? (удовольствие, доносит опыт тех, кто до нас жил, фантазировал, учит различать, что такое хорошо, что такое плохо…)
- Я желаю вам еще открыть для себя коми сказки.
- Перед вами некоторые словосочетания, с которыми вы работали. Внимательно посмотрите на слова с непроизносимыми согласными и разделите их на две группы. По какому признаку?
ХВАСТЛИВАЯ ЛИСА
СЧАСТЛИВЫЙ ЗАЯЦ
УБЕЖАТЬ В ЛЕС
ПОПЛЫТЬ НА ПЛОТ ПО ВЫЧЕГДА
- Итак, главные герои этой сказки…(лиса и заяц).
- Предложите задание со словосочетаниями.
- Измените формы слов так, чтобы получились предложения. Запишите, отметьте орфограммы.
8. Итог. Рефлексия.
- Итак, какое открытие мы сделали?
- Оказывается, есть слова, в которых согласные не произносятся, но пишутся. И мы учились проверять такие слова.
- Открытие совершили. Но это только начало. Как вы думаете, все получилось? (мнения учеников).
- Давайте посмотрим, насколько близко каждый из вас подобрался к вершине горы. Оцените сами себя.
Спасибо за урок.