Цели урока:
Закреплять знания о системе падежей русского языка.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Развивать логическое мышление.
Задачи урока:
Отрабатывать алгоритм определения падежа имени существительного в предложении; умение ставить слова в нужную падежную форму.
Учить строить таблицу в Word и вводить в неё текст; преобразовывать текстовую информацию в табличную
Учить перетаскивать фрагмент текста в нужное место
Применять умение учащихся работать в текстовом редакторе Word (изменять шрифт и цвет) при выполнении упражнений
Оборудование:
учебник; рабочие тетради; компьютеры для каждого учащегося;
у каждого ученика файл, в котором лежит инструкция по составлению таблицы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка учебных задач урока.
- Вот уже несколько уроков мы изучаем имя существительное. Расскажите всё, что вы о нём уже знаете. Свой ответ начинайте со слов “Я знаю, что…” (это часть речи; отвечает на вопросы кто? что?; имеет род, число, падеж; в предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением).
- Я произнесу несколько предложений об имени существительном. Если вы согласны, покажите “+”, если не согласны “-” . Объясните свой выбор.
1. Имена существительные изменяются по родам.
2. Все имена существительные изменяются по числам.
3. Имена существительные изменяются по падежам.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о падежах имён существительных. Прежде, чем определить задачи нашего урока, предлагаю сыграть в игру “Заказ”.
Учитель “заказывает” слово, падеж которого нужно определить. Читает строки, в которых это слово встречается. Ученики с помощью сигнальных карточек показывают падеж. Правильные ответы фиксируются на доске.
1) лес
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит
2) за окном
Только слышишь – воет
Вьюга за окном
3) в санках
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
4) по задворью
По задворью злится
И трещит мороз
- Всем ли удалось правильно и быстро определить падеж “заказанных” имён существительных? Какие же задачи вы поставите перед собой на сегодняшний урок?
Учитель обобщает и дополняет ответы учеников, объясняя, почему урок проходит в компьютерном классе.
III. Тема урока.
- Посмотрите на доску. Каких падежей не хватает в нашем списке? Назовите все падежи русского языка по порядку. (Вывешивается опорная схема “Падежи”)
- Как вы будете определять падеж имён существительных?
- Сейчас мы и потренируемся определять падеж.
1. Отработка умения определять падеж.
Упр. ... – выполняется письменно фронтально. Ученик, работающий у доски, при определении падежа обязательно задаёт вопрос и называет вспомогательное слово.
- Что общего у всех слов из скобок? (Родительный падеж) Назовите предлоги, с которыми употребляется родительный падеж. Какими членами предложения были бы слова в скобках, если бы они стояли в предложении? А вот как на этот вопрос ответили Галя и Серёжа.(Учитель читает материал рубрики “Давай подумаем”) Какой вывод можем сделать? (Не всегда падежный вопрос и смысловой совпадают)
2. Наблюдение над зависимостью формы слова от смысла предложения.
- Как вы считаете, зависит ли падежная форма имени существительного от смысла предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните в парах упр. ... .
Упражнение выполняется письменно в парах с последующей проверкой выводов, сделанных в ходе обсуждения в парах.
- Как вы теперь ответите на вопрос: Зависит ли падежная форма имени существительного от смысла предложения?
IV. Физкультминутка.
V. Работа на компьютере.
- А сейчас переходим к работе на компьютере, где вам понадобятся знания о падежах имён существительных.
Ученики садятся за включенные компьютеры, открывают папку “3-й класс”, файл “Падеж имён существительных”. На экранах компьютеров – заготовки с названием темы урока и тремя заданиями.
Задание 1. Обучение перетаскиванию текста.
На заготовке – таблица в виде дома с 3 подъездами (падеж, вспомогательное слово, падежный вопрос). Под таблицей 3 строки:
1 - название падежей (не по порядку)
2 - вспомогательные слова
3 - падежные вопросы (среди них один – смысловой – лишнее слово)
Первая строка в таблице заполнена, вторая – частично.
Учитель предлагает детям самим сформулировать задание, которое им предстоит выполнить (“Засели этажи”)
- Как вы будете выполнять задание? (Перетаскивая слова с помощью мыши)
Следуйте инструкции №1 “Перетаскивание фрагмента текста”.
Самопроверка по учебнику.
Задание 2. Работа в текстовом редакторе. Форматирование текста.
Самостоятельная работа (В каждой группе найти лишнее слово, выделить его подчёркиванием и изменением цвета)
Коллективная проверка с объяснением выбора.
Задание 3. Обучение построению таблицы
Заготовьте таблицу для заучивания падежей (комментированная работа на компьютере).
- Сколько будет столбцов? Почему?
- Сколько будет строчек? Почему?
- Как назовём каждый столбец?
На следующем уроке мы заполним эту таблицу, чтобы её можно было распечатать, и она помогала бы вам в изучении падежей.
VI. Физкультминутка.
VII. Подведение итогов работы. Рефлексия.
- Что вы сегодня узнали нового?
- Чему вы сегодня научились?
- Сверху вашей работы на экране компьютера есть солнышко и облака. Это зеркало вашего самочувствия, настроения. Если вам понравилось сегодня на уроке, залейте его солнечным светом (жёлтым), а облака нежно-голубым; если вам было тревожно, залейте облака синим цветом, а солнце удалите.
VIII. Домашнее задание. (По выбору)
- Записать четверостишие своего любимого стихотворения и определить в нём падеж существительных.
- Упр. ... .