Цели и задачи урока:
закрепить умение правильно оформлять предложение в письменной речи;
употребление прописной буквы в начале предложения, точки, восклицательного, вопросительного знаков в конце предложения;
закрепить представление учащихся о подлежащем и сказуемом, о распространенном и нераспространенном предложениях;
развивать умение распознавать подлежащее и сказуемое в предложении;
развивать внимание, орфографическую зоркость учащихся.
Оборудование: учебник русского языка, тетрадь, карточки с заданиями, тесты, слайды к уроку.
План проведения урока
I. Организационный момент.
У.
С добрым утром!
Начат день!
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А работать и писать!
У. Прежде чем начать урок русского языка давайте вспомним четыре золотых правила грамматики:
Писать красиво, чисто, аккуратно, правильно!
II. Чистописание.
У. Ребята, а теперь проведем “Минутку чистописания”, вспомним написание заглавной и строчной буквы С, с.
III. Словарная работа.
У. Сегодня мы на уроке познакомимся с новым словарным словом, а каким вы отгадаете сами:
Гладишь – ласкается.
Дразнишь – кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит. Кто это?
Д. Собака.
У. Правильно. Собака – домашнее животное, родственник волка. Слово собака заимствовано в древности из иранских языков.
Напишите это слово три раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и разделите на слоги.
2. Придумайте предложение с этим словом:
Собака – друг человека.
3. Спишите и объясните пословицу:
По хозяину и собаке честь.
IV. Изучение темы урока.
У. Кто любит разговаривать?
Д. Мы любим разговаривать!
У. Тот должен выговаривать…
Д. Мы будем выговаривать!
У. Все правильно и внятно!
Д. Все правильно и внятно!
У. Чтоб было всем понятно?
Д. Чтоб было всем понятно!
1. Актуализация знаний.
У. Все, что я вам сообщала, - это речь. Вы отвечали на вопросы – это тоже речь.
Постройте логическую цепочку в виде “осеннего букета”.
Речь, предложение, слово, слоги, звуки, буквы.
У. Из чего состоит наша речь?
Д. Наша речь состоит из предложений.
У. Сегодняшняя тема нашего урока – обобщение знаний о предложении.
У. Что называется предложением?
Д. Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чем-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.
2. Работа над определением предложений.
У. Прочитай записанные ряды слов, и выпишите только предложения.
Наша с тобой малая родина – Кубань.
А над Кубанью тополя.
Город Краснодар – столица Кубани, краевой центр.
Императрица Екатерина Вторая даровала …….
У. Какие предложения вы выписали?
Д. 1 и 3.
У. А 2 и 4 ? Почему их нельзя назвать предложениями?
Д. Потому что слова между собой не связаны и они не выражают законченную мысль.
У. Верно, ребята, а теперь ваша задача - творчески отнестись к этому заданию и исправьте все ошибки.
Ребята предлагают свои варианты, анализируется каждый ответ.
3. Определение границ предложений. (Упражнение № 334)
У. Определите, сколько предложений в тексте. Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений. Дайте название тексту.
Ребята работают в школьном саду девочки сажают вишни мальчики чистят садовые дорожки.
У. Сколько предложений у вас получилось?
Д. 3 предложения.
У. Давайте проверим.
Ребята работают в школьном саду. Девочки сажают вишни. Мальчики чистят садовые дорожки.
У. Какое название вы дали тексту?
Д. Школьный сад.
У. Молодцы!
4. Игра “Составь поезд”.
У. А теперь, ребята, давайте поиграем в игру ”Составь поезд”.
Расставьте вагоны по порядку, чтобы получился связный текст.
Обильна и плодородна её земля.
Кубань называют жемчужиной России.
Вам, наследникам, приумножать богатства родного края.
Славны ратные и трудовые подвиги кубанцев.
У. Давайте проверим, что у вас получилось.
Кубань называют жемчужиной России.
Обильна и плодородна её земля.
Славны ратные и трудовые подвиги кубанцев.
Вам, наследникам, приумножать богатства родного края.
5. Работа над пунктуацией в предложении.
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
Ура! Долой! Привет! Домой! (С. Маршак)
Что вы знаете о пунктуации в предложении? Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Д. Предложение пишется с большой буквы, а в конце предложений ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки.
У. Когда ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки?
Д.Если в предложении о чём-либо сообщается, то в конце предложения ставится точка. Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак. Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак.
У. Произнесите предложение “Прозвенел звонок.” с разной интонацией. (. ! ?)
6. Комментированное письмо.
У. Прочитайте предложения, поставьте в конце предложений нужный знак препинания. (. ! ?)
Что ты, ёж, такой колючий
Это я на всякий случай
Знаешь, кто мои соседи
Лисы, волки да медведи
У. Прочитайте только вопросительные предложения и запишите их в тетрадь.
Д. Что ты, ёж, такой колючий?
Знаешь, кто мои соседи?
(Взаимопроверка, учащиеся меняются тетрадями и проводят проверку)
Физкультминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
7. Работа в группах.
У. Сейчас работа для 3 групп (по рядам). Каждой группе даётся знак препинания (точка, восклицательный, вопросительный знаки).
Составьте предложения на тему ” Осень”.
V. Систематизация знаний о предложении.
1. Самостоятельная работа.
У. На доске записано предложение.
В воздухе кружатся осенние листочки.
Задание: сократите предложение до трёх слов.
Д. Кружатся осенние листочки.
У. Сократите предложение до двух слов.
Д. Кружатся листочки.
У. Найдите в этом предложении подлежащие и сказуемое.
У. Что такое подлежащее? На какой вопрос отвечает?
Д. Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, называется подлежащим. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
У. Что такое сказуемое? На какой вопрос отвечает?
Д. Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает? Что делают? Что делал? Что делали? Что сделает? Что сделают?
У. Какое это предложение распространенное или нераспространенное?
Д. Нераспространенное.
У. Приведите примеры распространенных и нераспространенных предложений.
У. Замечательно.
2.Творческая работа. Наблюдение над связью слов в предложении.
У. Из слов составьте предложение и выпишите главные члены предложения.
В, этом, году, Кубани, на, морозы, стояли, лютые.
Морозы стояли.
Д. В этом году на Кубани стояли лютые морозы.
3. Тест на тему “ Предложение”. (Подготовка к ЕГЭ)
1. Первое слово в предложении пишется:
а) с маленькой буквы; б) с большой буквы;
2. Предложение состоит из:
а) букв; б) звуков; в) слогов; г) слов;
3. Какой знак нужно поставить в конце предложения, если в нём спокойно сообщается о чём-либо?
а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;
4. Какой знак нужно поставить в конце предложения, если оно произносится с сильным чувством?
а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;
5. Какой знак нужно поставить в конце предложения, если в нем содержится вопрос?
а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;
6. Подлежащее и сказуемое – это:
а) главные члены предложения; б) второстепенные члены предложения
Ответы записываются индивидуально каждым учеником:
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
№ 6 |
|
|
|
|
|
|
Проверка производится на компьютере.
VI. Итог урока.
Понравился ли вам урок?
Что на уроке для вас было самым интересным?
Что нового вы узнали на уроке?
Что не понравилось вам на уроке?
Какие трудности возникли у вас в ходе урока?
VII. Домашнее задание.
Составить 5 предложений тему “Природа родного края”с различными знаками препинания.
Спасибо вам всем за работу. Мне с вами было интересно!