Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Цель урока: формирование обобщённого понятия “имена собственные”.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Модель организации УПД младших школьников: АРМ учителя – класс.

Необходимое оборудование: ИД Smart Board, компьютер, проектор, компьютеры для учащихся.

Этапы урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

2. Актуализация опорных знаний

Актуализировать умение правильного выделения слов-названий;

3. Постановка проблемы.

Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; выявить место и причину затруднения.

4. “Открытие” детьми новых знаний.

Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; уточнение общего характера нового знания.

5. Физминутка.

Снять усталость у учащихся.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Зафиксировать во внешней речи умение определять заглавную или строчную букву.

7. Самостоятельная работа.

Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Включить новое знание в систему знаний.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить свою работу и работу класса на уроке.

10. Домашнее задание.

“Тайна имени”

В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие — это русские имена.

Очень легко понять, что они значат. Владимир — владеет миром. А Людмила? Светлана? Узнай значение своего имени и откуда оно пришло?

“Загадки имён”

Найди и запиши имена:

- имеющие двойную согласную…

- принадлежащие и девочкам, и мальчикам…

- имена, образовавшиеся от названия цветов…

“И снова о себе..” Узнай:

- Кто такие тезки? … Есть ли тезка у тебя в классе?

“Цвет моего имени”

- Нарисуйте красками своё полное имя. Рядом нарисуйте имя, которым вас ласково называет мама. Передайте разницу.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап

урока

 

 

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из таблицы 2)

Время

(в мин.)

 

1.

Мотивация к учебной деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

 

- Что в русском языке есть очень много разных   слов. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки

 

- Мы сами поймем, что мы еще не знаем, постараемся самостоятельно открыть новое знание.

- С повторения необходимых знаний

- На уроках русского языка вы шаг за шагом узнаете новое. Что нового вы узнали на прошлом уроке?

 

- Сегодня вы продолжите изучать раздел   СЛОВО. Как же вы будете работать?

 

 

- С   чего начнете работу?

 

 

3

 

2.

Актуализация опорных знаний

Актуализировать умение правильного выделения слов-названий;

 

Дети, опираясь на схему, рассказывают о словах – предметах, признаках и действиях,

объясняют, как их найти и узнать

 

Дети, рассуждая, находят слова-предметы и записывают их в тетрадь. Роза, лев, орёл. (три)

 

 

– Для начала надо убедиться, что вы действительно знаете, как находить слова-предметы, действия и признаки без ошибок.

- Найдите их среди данного ряда.

Шарик, летит, красивая.

- Вспомним, как мы действуем, чтобы правильно узнать слово (предмет, признак или действие).

 

 

А теперь запишем только слова-предметы.

 

Выборочный диктант

На слух: роза, кусает, лев, рыжий, орёл. Проверяем получившиеся варианты.

РОЗА, ЛЕВ,ОРЁЛ.

Сколько слов у Вас получилось записать?

Я тоже выполняла это задание вместе с Вами и у меня получилось вот так. (Открывается запись на оборотной стороне доски)

(Роза, лев, орёл, роза, Лев, Орёл).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

3.

Постановка проблемы.

Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

выявить место и причину затруднения.

Мы пока не знаем, почему одно и то же слово пишется то с большой, то с маленькой буквы. И от чего это зависит?

 

Почему задание было одинаковым для всех, а варианты получились разные?

 

 

6

4.

«Открытие» детьми новых знаний.

Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

уточнение общего характера нового знания

- Слова с заглавной буквой.

 

- Научиться определять: в каких случаях пишется заглавная буква, а в каких – маленькая?

 

 

 

 

- Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать.

Дети делают вывод.

 

 

 

Сравнивают свой вывод с выводом учебника, с выводом ЭОР № 2

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных – это собственные имена.

Все собственные имена пишутся с большой буквы.

(В толковом словаре, в учебнике…) Часть детей занимается поиском слова в словарях, часть ищет информацию в учебнике русского языка…

Сравниваем две информации:

Собственный (по Ожегову) – свой, личный.

 

- Сформулируйте тему нашего урока.

 

- Какую цель поставим перед собой?

Исследовательская работа коллективная

-Я предлагаю поработать вам над таблицей всем вместе. (Один ребёнок у доски)

- Сделайте вывод.

- Что в сообщении было для тебя новым? (Почему учёные придумали словам такое название? СОБСТВЕННЫЕ)

- Где можно найти объяснение?

 

Из учебника:

Слов, которые называют человека, много. Но имя, отчество и фамилия принадлежат только ему. Кличка животного тоже принадлежит именно ему. Вот почему каждое из этих слов так и назвали – СОБСТВЕННОЕ ИМЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 1

 

 

 

 

 

 

№ 2

 

10

5.

Физминутка

Снять усталость   у учащихся

Дети выполняют физические упражнения

Выполняет физические упражнения

 

2

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Зафиксировать во внешней речи умение определять

заглавную или строчную букву

Дети выполняют задания.(Один у интерактивной доски)

 

Задание из ЭОР

№ 3

 

5

7.

Самостоятельная работа.

Тренировать способность к самоконтролю и самооценке

Дети выполняют самостоятельно.

Организуем конкурс предложений и определяем победителей по номинациям: “Самое интересное”, «Самое смешное», “Самый содержательное”, “Самое оригинальное”, “Самое лаконичное”, «Самый лёгкое», «Самое сложное» и т.д.

 

- Спишите предложения, раскрывая скобки и выбирая букву, большую или маленькую для написания слов.

Потерялась у меня (С,с)ерёжка, а нашёл её мой друг (С,с)ерёжка.

Мой любимый пёсик (Ш,ш)арик прокусил воздушный (Ш,ш)арик.

Придумай для одноклассников несколько своих предложений и запиши их в тетради.

- Выполните это задание самостоятельно.

 

4

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Включить новое знание в систему знаний

- В выполнении упражнений, в письме, в речи устной.

Дети «цепочкой» выполняют задание у доски

- Где вам может пригодиться умение правильно использовать написание заглавной буквы?

•Упражнение на различение заглавной и строчной буквы (из учебника)

 

 

 

 

 

 

3

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

оценить свою работу и работу класса на уроке;

- Научиться определять в каких случаях писать заглавную букву, а в каких строчную?

 

- Да.

 

 

Дети оценивают свою работу на уроке.

- Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке?

- Вам удалось достичь цели?

- Кому удалось победить в «открытии» нового?

- Кому не удалось? Почему?

- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, где вы находитесь. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступень. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступень. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступень.

 

3

10.

Домашнее задание

 

«Тайна имени» В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие — это русские имена.

Очень легко понять, что они значат. Владимир — владеет миром. А Людмила? Светлана? Узнай значение своего имени и откуда оно пришло?

«Загадки имён»

Найди и запиши имена:

- имеющие двойную согласную…

- принадлежащие и девочкам, и мальчикам…

- имена, образовавшиеся от названия цветов…

«И снова о себе..» Узнай:

- Кто такие тезки? … Есть ли тезка у тебя в классе?

«Цвет моего имени»

- Нарисуйте красками своё полное имя. Рядом нарисуйте имя, которым вас ласково называет мама. Передайте разницу.

 

1

 

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru