Задачи: Уточнить и активизировать предметный и глагольный словарь по теме; работать над согласованием прилагательных с существительными; развивать умение строить рассказ — описание по опорным картинкам, развивать слухоречевую память.
Оборудование: Картинки, изображающие зиму, животных, птиц. Опорные картинки для составления рассказа-описания.
Ход урока
I. Организационный момент. Каждый ребенок по очереди отвечает на вопросы учителя и садится. Вопросы учителя:
— Назови осенние месяцы по порядку.
— Назови второй месяц осени.
— Назови третий месяц осени.
— Назови первый месяц осени.
— Назови еще раз осенние месяцы по порядку.
— Какое время года следует за осенью? и т. д.
II. Сообщение темы урока.
Слова учителя: «Сегодня мы с вами поговорим о таком времени года а о каком вы должны догадаться сами
Я прочитаю вам стихотворение:
Кто в пуховой шубке белой Легкой поступью и смелой Вышел в час утра? На кудрях ее пушистых Много блесток золотистых, Много серебра. Эти локоны седые, Крупно в кольца завитые, Бьются о плечо. На губах зари багрянец, На щеках живой румянец Пышет горячо. Рукавичкою взмахнула — Раз! Куда бы ни взглянула, Застлан бел ковер... Новый взмах — и речка стала Вся покрыта льдом. Кверху руку поднимает — Вмиг деревья накрывает Чистым серебром... Припасайте ж в эту пору Снеговую, детки, гору, На реке каток, Благо солнечный и ясный, Чуть морозный, но прекрасный Выдался денек!»
(по Л. Чарской)
Ответ детей: «Это зима».
III. Основная часть урока.
1. Слова учителя: «А сейчас какое время года?» Ответ детей: «Тоже зима». Слова учителя: «А как вы догадались? Назовите зимние месяцы по порядку. Сейчас какой месяцзимы (по счету)? Назовите второй месяц зимы. Назовите третий месяц зимы».
2. Слова учителя: «Впишите по порядку названия зимних месяцев, и вы узнаете, куда очень хотелось поехать Золушке».
|
д |
е |
к |
а |
б |
р |
ь |
|
* |
я |
н |
в |
а |
р |
ь |
ф |
е |
в |
р |
а |
л |
ь |
|
3. Беседа о зиме:
Слова учителя: «Итак, наступила зима. Что же происходит в природе? Во-первых, стало холодно. Дни стоят морозные. Выпадает много снега, который лежит всю зиму и растает только весной. Деревья стоят голые или в снегу. Листьев на них уже давно нет, они опали еще осенью. Но есть такие деревья, с которых ничего не опадает, и они круглый год стоят зелеными. Что это за деревья? ... Что у них на ветках? (Иголки). Солнце светит, но не греет. Птицы улетели в теплые края осенью. А другие остались зимовать здесь. Какие это птицы? (Синицы, снегири, клесты, дятлы, вороны...). Животные: белки еще осенью запасли себе корм на зиму (грибы, орехи); заяц меняет свою шубку, летом он серый, а зимой...? Медведь впадает в спячку. Где он спит? (В берлоге); волк ходит по лесу голодный... Люди одеваются тепло. Они надевают шубу, шапку, шарф, варежки... Зимой можно кататься на санках, на коньках, на лыжах, можно лепить снеговика и играть в снежки».
4. Составление рассказа:
Дети по очереди говорят по предложению, опираясь на следующие опорные картинки:
зима |
снег |
погода |
солнце |
метель |
люди |
зимние забавы |
Должны получиться примерно следующие предложения:
1. Наступила зима. 2. Выпал белый пушистый снег. 3. Погода стоит холодная, морозная. 4. Солнце светит, но не греет. 5. Иногда метут метели. 6. Люди одеваются тепло... 7. Дети катаются па санках, на коньках, на лыжах или лепят снеговика.
Потом детям дается задание построить рассказ полностью.
5. Отработка согласования существительного с прилагательным. Ученикам дается задание: «Откройте тетради, сейчас вам надо будет подружить между собой слова, которые написаны на доске (вы ДОЛЖНЫ в словах дописать окончания)».
Морозн___ дни, пушист____снег, холодн___ветер, снежи____метель, холодн___зима
6. Работа с текстом. Задание учителя: «Сейчас я вам прочитаю рассказ, вы должны его внимательно слушать, а потом мне сказать, кого из зверей и птиц можно встретить в зимнем лесу:
Как всегда на рассвете, захожу я в зимний лес. Вдруг мне навстречу выскочил заяц-беляк и остановился, но тут же бросился бежать вверх по крутому склону. Любопытная белка ему вдогонку зацокала, а дятел забарабанил мелкой дробью. Стайка клестов с криком улетела в глубь леса, а я весело зашагал дальше. На заснеженной березе я увидел снегирей, взмахнул рукой, и они взлетели вверх, но потом снова сели на прежнее место. И тут я услышал тоненький голосок «тиу-тиу». Это запели синички и пролетели мимо меня. Я пошел дальше и попал в густой ельник. Здесь было темно и тихо. Я подумал, где-то здесь в своей берлоге спокойно спит медведь, и пошел искать дорогу обратно — домой». Уточнить значение слова «ельник».
IV. Подведение итога занятия.
Учитель спрашивает детей: «О чем мы сегодня говорили? Вспомните и назовите все зимние месяцы по порядку».