Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Цель урока: Формировать у младших школьников потребность в словотворчестве.

Задачи:

Образовательные: продолжить работу с понятием "слова – тайны”, познакомить с однокоренными словами, формировать представление о переносном смысле слов, формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).

Развивающая: развивать через игру -речь, творческое воображение, изобразительные навыки, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: прививать интерес к родному языку, воспитание толерантности по отношению к окружающим людям разной национальности.

Задача самостоятельной работы: нарисовать волшебный предмет, который спасает маленького сказочника, дать название предмету.

Прогнозируемые результаты: первоклассники получат представление о словообразовании, научатся давать толкование словам, наблюдать, анализировать, делать выводы , используя устную речь.

Оборудование:

бумага, простой и цветные карандаши;

презентация ПК, карточки, рисунки учащихся.

Тип-урока: урок –исследование.

Методы:

наблюдения;

исследования;

метод проблемного обучения;

видеометод;

беседа;

иговой метод.

Форма работы: индивидуальная, парная.

Организационный момент:

1. Актуализация знаний

– Подумайте, как можно назвать животное, которое вдруг неожиданно появилось в сказке Р. Тотрова?

От страшного взрыва Крокодил, Белый Медведь и нездешняя стрекоза превратились в одно диковинное существо. Спереди, а может и сзади, у него были крокодилья голова и крокодильи лапы. Сзади, а может и спереди, – медвежья голова и лапы. А вот туловище былострекозье, только очень большое, с громадными радужными крыльями.

– Какое название вы придумали? Объясните, как оно получилось.

У-у! – удивленно загудели олени.

 

Бр-ры! – передернулись выдры.

 

Хо-хо! – хохотнули барсуки…

 

Убры-хо! – повторили бобры и закричали:

 

Убрыхо, вот как зовут этого зверя!

 

Р.Тотров. Травожадный зверь Убрыхо

– Итак, У б р ы х о – как же сложилось это слово у автора в сказке? Подумайте и объясните, можно ли "расшифровать” такое слово, если не знаешь содержание сказки? Или если даже знаешь о ком идет речь?

Проверка домашнего задания.

Сегодня мы продолжаем работать со словами-тайнами. Дома вы придумывали животное, необычное название для него и изображали его пантомимой. Я думаю, что всем не терпится узнать, что каждый из вас придумал. Что бы нам не спорить с кого начать, я предлагаю вам вспомнить считалки, в которых встречаются необычные слова.

Послушайте считалку и скажите, кто или что такое эники-беники.

Эники-беники ели вареники

 

Эники-беники – бум!

Как можно назвать такие слова? (Словами-тайнами.)

Игра " Загадочное животное ” (5 мин).

При помощи считалки выбирается ведущий. Учащийся называет заготовленное дома название животного. Игрок должен его изобразить пантомимой и рассказать от нем. Дальше ведущий показывает свой образец. Игрок занимает место ведущего.

Физкультминутка.

2. Работа над словообразованием.

– От слова нос образуйте слова со следующими значениями:

Относящийся к носу – (носовой);

Маленький нос – (носик);

Большой нос – (носище);

Тот, кто обладает большим носом – (носарик).

– Какое название вы дали бы стране, в которой умело пользуются выражениями о носе? (Носария)

– О носе очень часто любят вспоминать в разговоре.

Какие слова о носе вы слышали? (Любопытной Варваре…….)

В словарях можно найти более тридцати выражений со словом нос. Но не все люди понимают их правильно. Вот как поняли русские выражения иностранцы:

ПОВЕСИТЬ НОС

 

ВОДИТЬ ЗА НОС

 

ЗАРУБИТЬ СЕБЕ НА НОСУ

– А как понимаете эти выражения вы? Опишите ситуации, в которых могут быть использованы эти выражения.

Чтобы умело пользоваться выражениями о носе, следует соблюдать следующие правила

1. Если вы повесили нос,
то зарубите себе на носу,
следует держать выше нос.

2. Если кто-то сует свой нос в ваши дела
и пытается водить вас за нос
и даже оставить с носом,
то встретившись с ним нос к носу,
скажите ему – "Мне это не по ноздре!).
И он поймет,
что вам это не нравится,
и сразу перестанет крутить носом и задирать нос.

3. Не стоит клевать носом,
лежать, уткнувши нос в подушку, и не казать носа на улицу.

4. Если кто-нибудь скажет,
что у вас нос не дорос,
постарайтесь доказать:
вы можете утереть нос любому.
Но только так, чтобы комар носа не подточил.

Физкультминутка.

3. Игра " Волшебные кляксы”.

Игровой материал: бумага, краски, кисть.

На согнутом пополам листе ставят пятно, бумагу сгибают и получают кляксу. Лист разворачивают, разрезают пополам. Половинки с кляксами раздаются детям для дорисовывания.

Задание: нарисовать волшебный предмет, который спасает маленького сказочника, дайте название этому предмету.

4. Рефлексия.

Просмотр рисунков, прослушивание названий, выбор наиболее интересного, необычного названия.

5. Домашнее задание.

– Придумайте как можно больше словообразовательных вариантов имен. Например: Сергей, Сережа, Серый, Сергунчик, Серж.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru