Цели урока:
Образовательные:
сформировать понятие о приставках и суффиксах как о частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную функцию;
познакомить уч-ся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке;
развивать умения выделять приставку и суффикс в слове.
Развивающие:
следить за развитием связной речи учащихся, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать здоровых людей через физическую паузу, посадку, переключения с одного вида деятельности на другой;
воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
личностные:
умение соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
регулятивные:
- целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- оценка результатов работы;
познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- формулирование проблемы;
коммуникативные:
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной для данного возраста полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- умение слушать друг друга и принимать точку зрения других.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска с заданиями, компьютерная презентация к уроку, учебник М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко "Русский язык" для 2 класса "К тайнам нашего языка", тетрадь к учебнику на печатной основе.
Методы обучения:
частично – поисковый;
объяснительно – иллюстративный;
проблемный.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
работа в парах;
индивидуальная.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем путешествие к тайнам нашего языка по грамматическому царству, орфографическому государству. Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.
2. Словарная работа.
Учитель: Начинаем наше путешествие. Сначала наша дорога идет через лес словарных слов. Угадайте какие слова спрятаны на деревьях, запишите их в рабочих тетрадях в столбик, выделяя опасные места. На экране появляется изображение сказочного леса: на деревьях написаны словарные слова. Затем на слайдах сменяются изображения предметов, которые называют эти слова (заяц, берёза, сорока, медведь, ягода, собака, огурец).
Дети их записывают.
Учитель: Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, правильно ли написаны слова и поставьте на полях отметки. Нет ошибок – 5, одна ошибка – 4, две ошибки – 3, если больше – то не ставьте ничего. (Слайд с правильно написанными словами)
3. Проверка домашнего задания. (Слайд с текстом домашнего упражнения № 508) [1, 104] Учитель: Какие из записанных вами слов встретились вам в упражнении дома? (Заяц, медведь)
- Что нового вы узнали, выполнив домашнее задание? (Что глухарь весной ничего не слышит. Заяц зимой белый. Медведь ведает, где мед)
- На какие три вопроса помогает ответить текст упражнения? (Почему птицу зовут глухарем? Почему зайца зовут заяц-беляк? Почему медведя так зовут?)
- Кто узнал, что означает слово "ведать"? (Знать)
- А какие из названных в словарном диктанте растений и животных можно встретить в лесу? (заяц, медведь, берёза, ягода)
- Каких еще животных леса вы знаете и можете назвать?
- Как правильно вести себя в лесу?
4. Актуализация и обобщение знаний. Подготовка к введению новой темы.
Учитель: Вы сегодня еще многое должны узнать, поэтому продолжим работу.
- Образуйте от данных слов форму множественного числа. Запишите во второй столбик.
- Проверим, как вы справились. (Дети называют, формы множественного числа, и слова появляются на слайде)
- Чем отличаются слова первого и второго столбиков в каждой паре?
- Как называется эта часть слова, для чего она служит? (Окончание служит для связи слов друг с другом)
- Двигаемся по тропинке дальше. Но на пути огромный камень с надписью: "….. - общая часть ……. слов, в которой выражено их общее значение"
- Расшифруйте надпись, и дорога будет свободна.
5. Постановка проблемной ситуации и ее решение.
Учитель: Первый кто нас встречает – это КОРЕНЬ со своим заданием: - Закончите его мысль: Первые весенние цветы, которые начинают расти еще под снегом, называются… (подснежники.) - Сложите это слово из частей, как из деталей конструктора, и запишите. На интерактивной доске записывают слово.
Физминутка
Учитель: С заданием справились, пора и отдохнуть.
Сначала проводятся упражнения для глаз: на экране двигаются различные фигуры, дети следят за ними глазами. Затем дети встают и выполняют различные движения, танцуют под музыку.
Учитель: Отдохнули, теперь продолжим работу. Обозначьте в слове "подснежник" известные вам части слова. (На доске выполняется та же работа) - Какие еще части есть перед корнем и после него? (под-, и –ник-)
- Как вы думаете, есть ли у них своя работа?
- Выделите их. (Мы не можем)
- Почему же мы не можем обозначить все части этого слова? /Мы их не изучали, не знаем как/.
- Хотите узнать?
6. Формулировка темы урока и постановка целей и задач.
- Чему же вы будете сегодня учиться? (Узнаем новые части слова, для чего они служат. Будем учиться находить новые части слова в словах. Научимся выделять новые части слова. Повторим уже изученное.)
7. Решение проблемы.
- Откройте учебники на странице ... . Узнайте о незнакомых вам частях слова. Читают правило о суффиксе и приставке в упр. 5... .
- Тема нашего сегодняшнего урока "Знакомься, другие части слов"
- Прочитайте и выполните задание, которое есть в учебнике. Теперь вы можете это сделать? Выделяют суффикс и приставку в слове подснежники в тетради и на доске.
8. Первичное закрепление изученного материала.
- Для чего же служат суффикс и приставка? (Для образования новых слов)
- Проверим, действительно ли это так? Найдите в печатных тетрадях задание ... .
Самостоятельно выполняют упражнение. В это время у доски два ученика выполняют фонетический разбор слов: лето, юбка.
- Какие части слов вы использовали для образования новых слов? /Приставки, суффиксы/ После проверки упражнения проводится беседа о вреде, наносимом берёзе людьми, собирающими берёзовый сок, о бережном отношении к природе) Проверяется и оценивается работа учеников у доски.
9. Работа по обогащению словарного запаса детей. Задания 512, 513. При наличии времени можно выполнить разбор нескольких слов по составу.
10. Рефлексия.
Учитель: Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях тетради соответствующий значок.
- С какими новыми терминами мы сегодня познакомились?
- Кто считает, что он после этого урока знает еще больше, чем вчера?
- Какую же работу выполняют приставка и суффикс?
- Что вы ещё можете сказать о сегодняшнем уроке?
- Все молодцы. (Учитель объявляет отметки ученикам.) На следующем уроке мы продолжим работу по этой теме, а сейчас повернитесь к соседу, посмотрите друг на друга и скажите спасибо за работу на уроке.
- На дом вам - задание...