Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Задачи урока:

Развитие у учащихся умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять в речи.

Через чтение произведений, на основе наблюдений за весенним явлением – ледоходом восстановить в памяти детей описание, видение данного явления.

Формировать умение правильно составлять распространенные предложения, используя временные формы глагола и прилагательные.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Чистописание (написание соединений, которые встретятся в словах).

пр пррп птр трп прт

Апрельские ручьи землю будят. (Разбор предложения по членам предложения)

Учитель: Скажите, почему так говорят, что значит "будят”?

(Учащиеся высказывают свои предположения)

Учитель: Месяц апрель – "зажги снега, заиграй овражки”. Так говорится в народной пословице. Что это значит?

Учащиеся: Это значит последний снег с полей сходит, по оврагам звенят ручьи, ломают зимний лед реки.

3. Работа над новым материалом.

Учитель: Сегодня мы с вами вспомним изученные произведения по теме "Весна” , свои наблюдения об удивительном явлении в природе -ледоходе. Посмотрим, какая часть речи помогает передать действия явления, происходящие в тот или иной временной отрезок.

У учащихся на партах рассказ А.П. Чехова "На реке”.

Учитель: Вспомните, какое действие описывает автор?

Какие слова и выражения находит, чтобы нарисовать реку, несущую на себе взломанный лед?

Работа в тетрадях (запись предложений).

Лед тронулся! Лед идет! Ледяные холмы стоят неподвижно. Льдина начинает ползти.

Учитель: Найдите глаголы и подчеркните. В каком времени стоят глаголы? Прочтите описание льдины, как "живого” существа. Наблюдали ли вы такую картину?

("Льдина, как живая, начинает ползти вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдержав своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает..”)

Словообразование

Учитель:

На реке иль за рекою
Шум, гром – что такое?
А река ответ дает:
"Ледоход! Ледоход!”

Учитель: Как образовано слово "ледоход”?

Запишите группу родственных слов слову”лед”.

Учащиеся выполняют работу самостоятельно в тетрадях.

Лед, льдинка, ледяной, льдина, ледовый, ледниковый, ледоход и т.д.

Учитель: Вспомните стих С. Маршака "Ледоход”.

Как поэт показывает непрестанное движение льда по реке?

Какие действия льдин описывает и с помощью какой части речи ему удается передать явление ледохода?

Запишем в тетради предложения, выделим окончание у глаголов и определим время глагола.

Льдины (что делают?) проплывают.

Льдина (что делает?) гонит льдину, ударяет в спину, вертит льдину.

Учитель: Послушайте зарисовку К. Ушинского и устно назовите глаголы, указав временную форму глагола.

Ах, какая радость! Лед на реке тронулся. Весело смотреть, как плывут громадные льдины, шумят, сталкиваются, теснятся, взбираются одна на другую. Прощайте, льдинки, до будущего года!

Самостоятельная работа. Упражнение в распознавании глаголов по временам.

Льдины прыгают, кружатся,
Друг на друга громоздятся,
Друг за другом вдаль спешат,
И грохочут, и трещат.

4. Подведение итога урока.

Учитель: О каком весеннем явлении сегодня говорили?

– Какая временная форма глагола больше всего отражала явление ледохода в текстах?

– Что мы с вами знаем о глаголе? (Учащиеся называют определение и грамматические признаки.)

– Какими были писатели и поэты, сумевшие описать явление ледохода? (Наблюдательные.)

Мы еще раз с вами убедились в том, что важно воспитывать в себе наблюдательность, многое можно увидеть, заметить, описать, рассказать.

Речь становится богаче, расширяем свой словарный запас. Спасибо за урок!

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru