Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Цель:

Совершенствование умения определять тип склонения у существительных.

Обобщение знаний о склонении имен существительных.

Обогащение словарного запаса учащихся.

Развитие речи, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование:

Учебник «Русский язык 3 класс», авторы: Р. Т. Мендекинова, С. А. Никитина, К. Л. Кабдолова, Т. А. Кульгильдинова;

тетрадь, ручки, карандаши;

рисунок-карта «Страна склонений»;

рисунки деревьев с ребусами;

карточки с заданиями;

листочки настроений «Сундучки мудрости».

Тип урока: урок-закрепление.

Ход урока

I. Организационный момент

Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели
Друг на друга посмотрели,
Повернулись, подтянулись
И друг другу улыбнулись

II. Актуализация полученных знаний

1. Сообщение темы урока

В школе у нас есть чердак
Царит там настоящий кавардак
Вещей там интересных и не счесть.
И сундук там старинный есть.
А в сундуке на дне лежал листок.

– Смотрите ребята, что это? (Карта прилепляется к доске).

– Давайте совершим путешествие по стране склонений. И поможет нам в этом эта старинная карта.

2. Минутка чистописания

– Но для начала запишем окончания склонений ая, ое

3. Разгадывание ребусов

Вот и наша школа
Помашем ей рукой.
Тропинка нас ведёт в перёд.
А вот и лес.
Немного странный он…
Деревья необычные кругом…

– «Соберите» с деревьев словарные слова.

– Какой частью речи являются эти слова. Расскажите всё, что вы знаете об имени существительном? Обозначьте род имен существительных.

Составьте предложение с одним из словарных слов. Разберите по членам предложения. Определите падежи ИС.

Свежий ветерок повеял прохладой.

III. Закрепление изученного материала

4. Гора существительных

Мы миновали лес
А впереди нас ждёт
Высокая вершина
Подняться может в горы тот.
Кто в спутники себе возьмёт
Слова – предметы.

– Какие из сходных слов являются существительными?

Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Снежное покрывало всё поле покрывало.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

5. Физминутка

Пора немного отдохнуть,
Ведь мы вступили на «Тропу здоровья»
Чтобы продолжить наш нелёгкий путь,
Потребуются силы и здоровье.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросить.

6. Озеро склонений

Вот новое испытание
Для смелых ребят
Четыре красивых паруса
У пристани стоят
Но будьте внимательны!
До берега доплывет
Лишь та яхта, которая
«Своих» пассажиров возьмёт!

Учащиеся получают карточку с одним из слов.

Трамвай, тишь, обезьяна, хозяйство, рожь, морковка, степь, пальто, дядя, скатерть.

– Как называется озеро, которое мы должны переплыть?

Объединитесь в группы по типу склонений имен существительных. Капитаны! Доложите о готовности ваших команд. Нет ли у вас «лишних» пассажиров?

7. Игра «Грамматическая эстафета»

У вас на карточках записаны словосочетания. Ваша задача – дописать окончания ИС, обозначить склонение и падеж.

1-й столбик

2-й столбик

3-й столбик

Стоит на стул_
Подбежал к палатк_
Идёт по тундр_
Встанет в рощ_
Рассказал о деревн_
Идёт по пустын_

Подошёл к дерев_
Доволен рисунк_
Сидели на крыш_
Засыпало снег_
Лежит на крыльц_
Плывет по рек_

Остановился около деревн_
Бежит по тропинк_
Приехал от ддедушк_
Играли на площадк_
Гоаорили об учеб_
Рассказал о фасол_

8. Пещера

Выход из этой пещеры
Найдёт лишь тот
Кто сможет задание выполнить
На «4» и «5»

Работа по учебнику. С. 82, упр. 285.

– Взаимопроверка.

Работа в группах.

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Определи склонение и падеж ИС

Идёт по тундре

Перескакивает со льдины

Одет в броню

Спрятался за тучу

Пришёл к дяде

Определи склонение и падеж ИС

Кидается снегом

Встанет на берегу

Блестит на солнце

Залез на тополь

Пришёл к царю

Определи склонение и падеж ИС

Золотой медалью

Ветки сирени

Летучая мышь

Любуется скатертью

Ехал по степи

IV. Рефлексия. Подведение итогов

1. Самооценка знаний

– Вот и закончилось наше путешествие по сказочной стране склонений. А какими знаниями вы пополнили свои «Сундучки мудрости» на листочках запишите.

Оцените свою работу «на лесенке успеха». Обозначьте «+» ту ступеньку на лесенке, на которой, по вашему мнению, вы оказались к концу урока.

1-я ступенька – многое не понял, и остались вопросы.

2-я ступенька – во время работы было много трудностей.

3-я ступенька – многое понял, но были ошибки.

4-я ступенька – трудности преодолены.

Кто доволен своей работой? Хлопните в ладоши, кто доволен своей работой.

V. Дома ...

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru