Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с понятиями "спряжение глаголов”, "личные окончания глаголов” через активную познавательную аналитическую деятельность;
сформировать навыки определения спряжения глаголов;
сформировать умение определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями;
сформировать первоначальное представление о правильном написании безударного личного окончания глагола.
Развивающие:
развитие активного самостоятельного творческого мышления в ходе оперирования знаниями;
развитие коммуникативных навыков речи;
развитие творческого потенциала детей.
Оборудование:
карточки;
памятка "Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями”;
тест;
карточки обратной связи;
плакаты для работы в группах;
на доске наглядность (Королева Грамматика). Оформление доски.
Ход урока
Постановка целей и задач.
Учитель: Сегодня на уроке мы путешествуем по стране Королевы Грамматики.
Чтобы попасть в замок и узнать много нового и интересного, нам необходимо показать
Королеве Грамматики наши знания, умения и навыки по грамматике.
I. Индивидуальная работа.
Первый ряд получает карточки по теме "Безударная гласная” (5 вариантов).
II. Фронтальная работа с классом.
Разминка "Приведем мысли в порядок”.
1. Игра "Не лезь за словом в карман”.
Объяснить правописание следующих слов:
сл…дить
заг…дать
ут…шать
затр…щать
выв…дить
нал…вить
перес…лить
с…рить
выт…чить
л…чить
св…зать
пров…дить
пос…дить
Задание:
1) Определить орфограмму. Как проверить безударную гласную в корне?
2) Выделить основу и суффикс.
3) На какие гласные оканчиваются основы.
4) На какие две группы можно разделить данные слова. Указать не менее двух способов деления на группы.
2. Игра "Откуда вылетают проверочные слова”.
(Запись в тетради).
Прим…рять соседей – прим…рять костюм.
Зал…зать раны – зал…зать на дерево.
Отв…рить макароны – отв…рить дверь.
(Проверка через карточки обратной связи).
Учитель: Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, вам надо почаще собирать
"гнезда” слов. Попробуем найти лишнее слово.
3. Игра "Найди лишнее слово”.
Бегемот |
Крокодил |
Бегемотик |
Крокодильи |
Гиппопотам |
Крокодильчик |
Бегемотиха |
Аллигатор |
4. Задание Имени Существительного.
Имя Существительное дает задание ребятам, чтобы пропустить в дворец Королевы Грамматики.
Словосочетания (на доске).
Мечтать о лет…
Спрятать под дуб…м
Сидеть на берегу
Стоять перед отцом
Наблюдать за дом…м
Рисовать карандашом
Играть с друг…м
Задание № 1. Определите падеж у всех существительных. Расскажите правила правописания безударных падежных окончаний у существительных.
Задание № 2. У глаголов выделите основу.
Задание № 3. От инфинитива образовать и записать глаголы прошедшего времени мужского и женского рода.
5. Логическое задание.
Укажите какими частями речи являются подчеркнутые слова?
(Запись в тетради)
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Учитель: Итак, мы успешно потрудились. Подведём итоги.
Какие орфограммы повторили?
Какие орфограммы встретились нам в отношении глаголов?
Где может быть безударная гласная (в приставке, корне, суффиксе, окончании)?
Учитель: Мы работаем сегодня с глаголами.
Тема урока "Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов”.
III. Изучение новой темы через блочную подачу материала и проблемные ситуации.
Учитель: Вы готовы дальше путешествовать по стране Грамматике. Давным-давно в Королевстве Грамматике жил был славный царь Глагол со своим глагольным народом. Позвал он своих детей и сказал, что трудно ему управлять хозяйством, пришло время заменить его. Чтобы отдать вам свои полномочия потрудитесь и ответьте мне на следующие вопросы:
Что такое спряжение глагола?
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
Как выбрать правильно гласную в безударном личном окончании глагола?
Что представляют из себя глаголы-исключения?
Что такое спряжение глагола?
(Фронтальная работа с классом по упражнению № 128 стр. 94. Работа в тетради и на доске).
прочитайте;
назовите глаголы;
запишите в тетрадь следующие глаголы: лежит, стоит, растет, живет, поет, грызет, видит, вынимает, собирает.
напишите выделенные глаголы в 2 столбика с местоимениями 2 и 3 лица в ед.ч. и мн.ч., поставьте ударение;
сравните окончания глаголов в каждом лице;
в чем сходство и различие;
буквы каких гласных в окончаниях глаголов 1 столбика;
буквы каких гласных в окончаниях глаголов 2 столбика;
везде ли ударение падает на окончание.
Вывод № 1. Глаголы изменяются по лицам и числам. Изменение окончаний глаголов по лицам и
числам называется спряжением. Глаголы имеют 2 спряжения: 1-е и 2-е.
Признаки 1-го спряжения: |
Признаки 2-го спряжения: |
Е |
И |
-ешь |
-ишь |
-ет |
-ит |
-ем |
-им |
-ете |
-ите |
-ют, -ут |
-ат, -ят |
Вывод № 2. Окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся.
А как же определить спряжение с безударным личным окончанием глаголов?
Ответ на этот вопрос строится через проблемную ситуацию и работу по группам.
Проблемная ситуация. (на доске записано 2 глагола).
Вынима…т |
Стро…т |
Как же определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
Работа по группам. (формируются 3 группы, дается задание).
Задание: Сравнить суффиксы в основах глаголов неопределенной формы в 1 и 2 группах.
В чем различие? (Повторение суффиксов в основах глаголов было в разминке).
Обучающиеся выбирают 1 человека из группы, который дает ответ на поставленную проблему.
Вывод № 3. Глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие в неопределенной форме основу на И относятся ко 2-му спряжению, все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к 1-му спряжению.
Вывод № 4. При выборе буквы в безударном личном окончании глагола нужно проверить
спряжение по неопределенной форме.
Закрепление: Учитель устно называет глаголы в неопределенной форме, ребята показывают карточками спряжение и объясняют.
Открыть
Отвечать
Положить
Заслужить
Вязать
Исполнить
Вымыть
Закрыть
Вянуть
Зеленеть
Темнеть
Помнить
(доска, обратная связь)
Цифровой диктант.
(6 человек у доски, 6 человек проверяющих, обратная связь)
Запишите глаголы по спряжениям, обозначая спряжение цифрой:
Спросить
Подметать
Варить
Диктовать
Замечать
Возить
Светить
Вынимать
Забивать
Проветрить
Ответы в тетради: 2, 1, 2, 1, 1, 2, 2, 1, 1, 2.
Учитель: Молодцы!
Коллективная работа с целью закрепления написания безударных личных окончаний глагола (обратная связь).
Реша…м, искупа…шь, замяука…т, понюха…шь, черт…т, мысл…т.
Обучающиеся проговаривают алгоритм выбора буквы в безударном личном окончании глагола.
На парте – опорный сигнал по спряжению глаголов.
Выбор, сделанный обучающимися, проверяется чтением правила на стр. 103.
Практическая работа по вариантам (проверка осуществляется сразу):
I вариант |
II вариант |
суш…т |
замеча…шь |
сверл…шь |
ла…т |
рису…шь |
улета…м |
Итог урока: выполнение теста
Девиз урока:
Учите русский язык – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда – в нем самом.
Коллективное чтение девиза и подведение итогов урока.
Раздача орденов "Умников и умниц”.
Учитель: Проблема на следующий урок:
Брить – бреешь. Какое спряжение?
Домашнее задание