Цель урока: способствовать созданию педагогических условий для ознакомления учащихся со словами, имеющими два корня.
Задачи урока:
1. Образовательные:
познакомить с понятием «сложные слова»;
познакомить со способом образования слов «способом сложения».
2. Развивающие:
развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;
развивать познавательную активность.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к одному языку;
воспитывать умение вести учебный диалог;
воспитывать умение работать в группах.
Тип урока: освоение новых знаний.
Методы:
По источнику информации:
словесные;
практические;
наглядные.
По уровню познавательной деятельности:
частично-поисковые;
объяснительно-иллюстративные.
Формы: групповая, фронтальная.
Оборудование:
маркеры;
клей-карандаши.
Демонстрационный материал:
электронное письмо от Афанасия;
карточки со словами для исследования;
карточки со словами для первичного закрепления.
Карточки для индивидуальной работы:
рабочие листы с планом работы для выполнения задания от Афанасия;
группа слов для первичного закрепления;
задания и планы работы для групповой работы.
ТСО: музыкальный центр.
CD диск:
фрагмент № 1 для физминутки;
фрагмент № 2 для рефлексии.
Планируемый результат.
В ходе урока учащиеся познакомятся с понятием «сложные слова», способом образования сложных слов – «сложением», будут учиться находить и выделять корни в группе сложных слов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие детей:
- Здравствуйте, дети! Сегодня на уроке у нас много гостей.
Приветствие гостей. Эмоциональный настрой на исследовательскую работу.
- Сегодня на уроке мы обратимся к тайнам русского языка – проведём исследование в разделе «Слово».
- Вы знаете, что такое исследование?
- Исследование – это деятельность, направленная на получение новых знаний.
II. Актуализация новых знаний.
Письмо детям от Афанасия.
- Афанасий прислал Вам письмо. Кто желает его прочитать?
(Дети читают письмо.)
Здравствуйте, дорогие ребята!
На уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Я обещаю, что вам скучно не будет, это точно! Успехов вам!
Ваш Афанасий.
Задание для вас:
Возьмите рабочий лист №1.
Прочитайте слова.
Выделите маркером корень в словах.
(В конвертах лежат рабочие листы с заданием для каждого ученика.)
Задание: Возьмите рабочий лист №1. Прочитайте слова. Выделите маркером корень в словах. |
школа слово книголюб |
(Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.)
- Прошу ... , вывесить рабочие листы на доску.
(Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой.)
На доске:
школа слово книголюб |
школа слово книголюб |
школа слово книголюб |
- Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание.
- Что вы заметили?
- В слове книголюб количество корней выделено по-разному.
- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове.)
III. Открытие новых знаний.
1. Постановка проблемного вопроса.
- Какой вопрос возникает?
- Сколько корней в слове книголюб?
На доске:
Сколько корней в слове? |
- Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование.
- Что значит слово книголюб?
На доске:
Книголюб – любитель книг. |
- Какой корень в слове книги? Докажите. (Нужно подобрать однокоренные родственные слова: книга, книжный, книжечка. Во всех этих словах общая часть – корень -книг- (г//ж).)
- Какой корень в слове любит? Докажите. (Нужно подобрать родственные слова: любит, любимая, любовь, любимый. Во всех этих словах общая часть – корень -люб-.)
- Сколько корней в слове книголюб? (В слове книголюб два корня.)
У. - Вернёмся к заданию Афанасия.
- Имея новые знания, выделите корень в слове книголюб. (Дети выделяют корень в слове книголюб.)
- Что ещё интересного вы заметили в этом слове? (Мы заметили, что одна буква стоит между корнями в слове.)
- Молодцы, что заметили это. Это вопрос для нового исследования, которое вы проведёте на другом уроке. Отложите рабочие листы.
2. Введение нового понятия.
- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? (Учащиеся высказывают свои предположения.)
- Проверим своё предположение.
На доске:
Слова, у которых два корня, называются сложными. |
- Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? (Потому что слова образовались от сложения корней.)
- Сформулируйте тему нашего урока.
На доске:
Сложные слова. |
IV. Физкультурная минутка.
- Вы хорошо поработали, давайте отдохнём. Смотрите и повторяйте движения за мной (музыкальное сопровождение).
V. Первичное закрепление.
1. Игра: «Найди сложные слова».
- Посмотрите внимательно по сторонам и найдите сложные слова на карточках размещённые по классу.
Травинка, цветовод, класс, пылесос, сказка.
(Дети находят и называют сложные слова размещённые классе.)
- Молодцы, вы очень внимательны!
2. Самостоятельная работа в группах.
(На протяжении все групповой работы звучит тихая музыка.)
- Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем работу в группах. В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак). Капитаны групп получают инструкцию и организовывают работу внутри своей группы.
Инструкция для капитана группы:
Возьми пакет с заданием.
Прочитай задание для группы.
Организуй выполнение задания .
Определи, кто из участников группы представит отчёт классу.
Подними сигнал о выполнении работы в группе.
- Внимание, группы! Вам нужно:
План работы в группе:
Взять пакет с заданием для группы.
Прочитать задание.
Выполнить задание на рабочем листе.
Подготовить отчёт по плану.
Представить отчёт группы.
Капитану поднять сигнал об окончании работы.
Задания для групп.
Группа №1.
Вам даны пазлы.
Задание:
Соберите картину из пазлов.
Возьмите клей-карандаш.
Приклейте на картон собранную картину.
Рассмотрите картинку. Назовите людей, используя сложные слова.
Устно приготовьте отчёт по плану.
Вывесите результат работы на доску.
План отчёта группы №1.
1. Наша группа составила картину из пазлов.
2. На картине изображены предметы:
_________ о _________,
_________ о _________,
_________ о _________.
3. Эти слова _________, так как имеют в составе _________.
Слова: пчеловод, рыболов, трубочист.
Группа №2.
Вам даны карточки с корнями слов.
Задание:
Составьте сложные слова с данными корнями.
Возьмите клей-карандаш и наклейте их на лист.
Назовите слова, которые у вас получились.
Устно приготовьте отчёт по плану.
Вывесите результат работы на доску.
Карточки с корнями слов:
-нос- |
-пряд- |
-шелк- |
-нос- |
-утк- |
-рог- |
План отчёта группы №2.
1. Наша группа составила слова с данными корнями.
Это (прочитать слова):
_________ о _________,
_________ о _________,
_________ о _________.
2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.
Слова: носорог, шелкопряд, утконос.
Носорог – крупное травоядное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.
Шелкопряд – бабочка, гусеница которой вьёт коконы, из которых изготавливается шёлк.
Утконос – кладущее яйца австралийское млекопитающее с челюстями наподобие утиного носа.
Группа №3.
Вам даны «точечные» рисунки.
Задание:
Соедините определённым цветом по точкам каждый предмет:
лист № 1 – синим маркером;
лист № 2 – красным маркером;
лист № 3 – зелёным маркером.
Назовите предметы, которые у вас получились.
Устно приготовьте отчёт по плану.
Вывесите результат работы на доску.
Рисунки: самолёт, паровоз, пароход.
План отчёта группы №3.
1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа.
2. На картинке изображены предметы.
Это (прочитать слова):
_________ о _________,
_________ о _________,
_________ о _________.
3. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.
3. Отчёт каждой группы.
- Выслушаем отчёт каждой группы.
(Каждая группа отчитывается о выполнении задания, а остальные группы слушают и по необходимости задают вопросы.)
4. Момент удивления.
- Ребята! Мои ученики уже изучили тему «Сложные слова». И они вам приготовили сюрприз – замечательную «книжку-раскладушку» сложных слов с рисунками.
(Учитель демонстрирует «книжку-раскладушку» с рисунками и сложными словами.)
- Я оставлю эту книжку «Сложных слов» вам в подарок. В этой книге есть пробелы, которые вы будете заполнять новыми сложными словами и рисунками к ним.
VI. Домашнее задание.
- Это и будет одним из вариантов вашего домашнего задания.
- По желанию, вы можете сочинить сказку о сложных словах.
VII. Итог урока.
- Подведём итог урока:
Назовите тему урока.
Какие слова называются сложными?
Почему они так называются?
Что помогло вам на уроке получить новое знание?
VIII. Рефлексия (самооценка учащимися деятельности на уроке).
«Волшебная лестница знаний».
- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Волшебной лестнице знаний»:
красный цвет, если испытываете затруднение;
жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике;
зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.
- Урок окончен. Спасибо за работу.
(Учитель вручает подарки ребятам в благодарность за сотрудничество на уроке.)