Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Цель урока: способствовать созданию педагогических условий для ознакомления учащихся со словами, имеющими два корня.

Задачи урока:

1. Образовательные:

познакомить с понятием «сложные слова»;

познакомить со способом образования слов «способом сложения».

2. Развивающие:

развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;

развивать познавательную активность.

3. Воспитательные:

воспитывать интерес к одному языку;

воспитывать умение вести учебный диалог;

воспитывать умение работать в группах.

Тип урока: освоение новых знаний.

Методы:

По источнику информации:

словесные;

практические;

наглядные.

По уровню познавательной деятельности:

частично-поисковые;

объяснительно-иллюстративные.

Формы: групповая, фронтальная.

Оборудование:

маркеры;

клей-карандаши.

Демонстрационный материал:

электронное письмо от Афанасия;

карточки со словами для исследования;

карточки со словами для первичного закрепления.

Карточки для индивидуальной работы:

рабочие листы с планом работы для выполнения задания от Афанасия;

группа слов для первичного закрепления;

задания и планы работы для групповой работы.

ТСО: музыкальный центр.

CD диск:

фрагмент № 1 для физминутки;

фрагмент № 2 для рефлексии.

Планируемый результат.

В ходе урока учащиеся познакомятся с понятием «сложные слова», способом образования сложных слов – «сложением», будут учиться находить и выделять корни в группе сложных слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие детей:

- Здравствуйте, дети! Сегодня на уроке у нас много гостей.

Приветствие гостей. Эмоциональный настрой на исследовательскую работу.

- Сегодня на уроке мы обратимся к тайнам русского языка – проведём исследование в разделе «Слово».

- Вы знаете, что такое исследование?

- Исследование – это деятельность, направленная на получение новых знаний.

II. Актуализация новых знаний.

Письмо детям от Афанасия.

- Афанасий прислал Вам письмо. Кто желает его прочитать?

(Дети читают письмо.)

Здравствуйте, дорогие ребята!

На уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Я обещаю, что вам скучно не будет, это точно! Успехов вам!

Ваш Афанасий.

Задание для вас:

Возьмите рабочий лист №1.

Прочитайте слова.

Выделите маркером корень в словах.

(В конвертах лежат рабочие листы с заданием для каждого ученика.)

Задание:

Возьмите рабочий лист №1.

Прочитайте слова.

Выделите маркером корень в словах.

школа

слово

книголюб

(Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.)

- Прошу ... , вывесить рабочие листы на доску.

(Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой.)

На доске:

школа

слово

книголюб

 

школа

слово

книголюб

 

школа

слово

книголюб

- Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание.

- Что вы заметили?

- В слове книголюб количество корней выделено по-разному.

- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове.)

III. Открытие новых знаний.

1. Постановка проблемного вопроса.

- Какой вопрос возникает?

- Сколько корней в слове книголюб?

На доске:

Сколько корней в слове?

- Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование.

- Что значит слово книголюб?

На доске:

Книголюб – любитель книг.

- Какой корень в слове книги? Докажите. (Нужно подобрать однокоренные родственные слова: книга, книжный, книжечка. Во всех этих словах общая часть – корень -книг- (г//ж).)

- Какой корень в слове любит? Докажите. (Нужно подобрать родственные слова: любит, любимая, любовь, любимый. Во всех этих словах общая часть – корень -люб-.)

- Сколько корней в слове книголюб? (В слове книголюб два корня.)

У. - Вернёмся к заданию Афанасия.

- Имея новые знания, выделите корень в слове книголюб. (Дети выделяют корень в слове книголюб.)

- Что ещё интересного вы заметили в этом слове? (Мы заметили, что одна буква стоит между корнями в слове.)

- Молодцы, что заметили это. Это вопрос для нового исследования, которое вы проведёте на другом уроке. Отложите рабочие листы.

2. Введение нового понятия.

- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

- Проверим своё предположение.

На доске:

Слова, у которых два корня, называются сложными.

- Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? (Потому что слова образовались от сложения корней.)

- Сформулируйте тему нашего урока.

На доске:

Сложные слова.

IV. Физкультурная минутка.

- Вы хорошо поработали, давайте отдохнём. Смотрите и повторяйте движения за мной (музыкальное сопровождение).

V. Первичное закрепление.

1. Игра: «Найди сложные слова».

- Посмотрите внимательно по сторонам и найдите сложные слова на карточках размещённые по классу.

Травинка, цветовод, класс, пылесос, сказка.

(Дети находят и называют сложные слова размещённые классе.)

- Молодцы, вы очень внимательны!

2. Самостоятельная работа в группах.

(На протяжении все групповой работы звучит тихая музыка.)

- Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем работу в группах. В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак). Капитаны групп получают инструкцию и организовывают работу внутри своей группы.

Инструкция для капитана группы:

Возьми пакет с заданием.

Прочитай задание для группы.

Организуй выполнение задания .

Определи, кто из участников группы представит отчёт классу.

Подними сигнал о выполнении работы в группе.

- Внимание, группы! Вам нужно:

План работы в группе:

Взять пакет с заданием для группы.

Прочитать задание.

Выполнить задание на рабочем листе.

Подготовить отчёт по плану.

Представить отчёт группы.

Капитану поднять сигнал об окончании работы.

Задания для групп.

Группа №1.

Вам даны пазлы.

Задание:

Соберите картину из пазлов.

Возьмите клей-карандаш.

Приклейте на картон собранную картину.

Рассмотрите картинку. Назовите людей, используя сложные слова.

Устно приготовьте отчёт по плану.

Вывесите результат работы на доску.

План отчёта группы №1.

1. Наша группа составила картину из пазлов.

2. На картине изображены предметы:

_________ о _________,

_________ о _________,

_________ о _________.

3. Эти слова _________, так как имеют в составе _________.

Слова: пчеловод, рыболов, трубочист.

Группа №2.

Вам даны карточки с корнями слов.

Задание:

Составьте сложные слова с данными корнями.

Возьмите клей-карандаш и наклейте их на лист.

Назовите слова, которые у вас получились.

Устно приготовьте отчёт по плану.

Вывесите результат работы на доску.

Карточки с корнями слов:

-нос-

-пряд-

-шелк-

-нос-

-утк-

-рог-

План отчёта группы №2.

1. Наша группа составила слова с данными корнями.

Это (прочитать слова):

_________ о _________,

_________ о _________,

_________ о _________.

2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.

Слова: носорог, шелкопряд, утконос.

Носорог – крупное травоядное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Шелкопряд – бабочка, гусеница которой вьёт коконы, из которых изготавливается шёлк.

Утконос – кладущее яйца австралийское млекопитающее с челюстями наподобие утиного носа.

Группа №3.

Вам даны «точечные» рисунки.

Задание:

Соедините определённым цветом по точкам каждый предмет:

лист № 1 – синим маркером;

лист № 2 – красным маркером;

лист № 3 – зелёным маркером.

Назовите предметы, которые у вас получились.

Устно приготовьте отчёт по плану.

Вывесите результат работы на доску.

Рисунки: самолёт, паровоз, пароход.

План отчёта группы №3.

1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа.

2. На картинке изображены предметы.

Это (прочитать слова):

_________ о _________,

_________ о _________,

_________ о _________.

3. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.

3. Отчёт каждой группы.

- Выслушаем отчёт каждой группы.

(Каждая группа отчитывается о выполнении задания, а остальные группы слушают и по необходимости задают вопросы.)

4. Момент удивления.

- Ребята! Мои ученики уже изучили тему «Сложные слова». И они вам приготовили сюрприз – замечательную «книжку-раскладушку» сложных слов с рисунками.

(Учитель демонстрирует «книжку-раскладушку» с рисунками и сложными словами.)

- Я оставлю эту книжку «Сложных слов» вам в подарок. В этой книге есть пробелы, которые вы будете заполнять новыми сложными словами и рисунками к ним.

VI. Домашнее задание.

- Это и будет одним из вариантов вашего домашнего задания.

- По желанию, вы можете сочинить сказку о сложных словах.

VII. Итог урока.

- Подведём итог урока:

Назовите тему урока.

Какие слова называются сложными?

Почему они так называются?

Что помогло вам на уроке получить новое знание?

VIII. Рефлексия (самооценка учащимися деятельности на уроке).

«Волшебная лестница знаний».

- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Волшебной лестнице знаний»:

красный цвет, если испытываете затруднение;

жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике;

зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.

- Урок окончен. Спасибо за работу.

(Учитель вручает подарки ребятам в благодарность за сотрудничество на уроке.)

 

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru