Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Цель: показать важность целенаправленного воспитания доброты в детях.

Задачи:

- создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;

- формировать единые позиции коллектива родителей по стратегии воспитания детей;

- способствовать практическому освоению форм и методов совместной продуктивной деятельности.

Форма проведения: деловая игра

Оформление:

- выставка детских рисунков

- изображение большого сердца и маленьких сердечек по количеству участников собрания

- изображение дерева, листья и цветы по количеству участников собрания

- презентация

- видеоролик «Позитивный мультик про добро»

Музыкальное оформление: «Песня о Доброте» Татьяна Мухаметшина, песня «Дорога добра»

Предварительная работа:

Провести классный час с детьми на тему: «Доброта – это солнце!»

Приготовить педагогические ситуации для коллективного обсуждения на родительском собрании.

Интервью с детьми: «Что такое доброта?», «Где живет доброта?» (видео)

Рисунки детей по теме.

Раздать родителям приглашение на родительское собрание

 

 

«Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе,

это наши слёзы,

это наша вина перед   другими людьми».

А.С. МАКАРЕНКО

1. Вступительное слово.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем уютном, просторном классе. Начать наше родительское собрание я хочу словами С.Михалкова:

     ….Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра.

     Взойдёт он лишь через   годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра

     или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь

     и стал членом общества.

 

- Предлагаю посмотреть ролик и высказать свои впечатления.

(«Позитивный мультик про добро»)

(Высказывания родителей).

 

- Мы с вами начинаем раскрывать Тайны воспитания сердца. И как вы уже, наверное, догадались, речь сегодня пойдет о доброте.

«Не прячьте доброты своей,  

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей                

Делитесь, распахните душу».

На доске открывается название темы «Дорога добра».

2. Актуализация темы.

- Каждый из родителей мечтает вырастить своих детей добрыми, счастливыми детьми. Никто из родителей не хочет воспитать плохого человека. Однако одного желания мало. Просчеты и ошибки взрослых не так уж редко оборачиваются нравственными недостатками в их детях. Поэтому необходимо в семье каждый день, каждый час всем образом жизни формировать в детской душе доброту. Успех трудной и важной работы во многом зависит от правильного представления родителей о доброте. Очень важно, чтобы родители понимали, что благороднее этой задачи нет ничего в семейном воспитании.

- Предлагаю сегодня на собрании обсудить такие вопросы:

1. Что такое доброта?

2. Что значит быть «добрым человеком»?

3. Какой должна быть дорога к сердцу ребенка, чтобы мы могли назвать ее дорогою добра?

3. Обсуждение в группах:

 

« Что такое доброта?»

- А сейчас я предлагаю Вам подумать над тем, что такое доброта?

(Высказывания родителей).

 

- Вот как объясняет понятие «доброта» толковый словарь С.И.Ожегова:

 

…..Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

 

- Совсем недавно на эту тему был проведён классный час с детьми. Давайте послушаем, как дети объясняют смысл понятия «доброта»:

(Высказывания детей)

- Дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда, к сожалению, их поступки бывают добрыми. И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать бодрые поступки. И главным звеном в этом воспитании служит личный пример взрослого.

 

4. Что значит быть «добрым человеком»?   

На свете есть 7 чудес света, но есть и 8 чудо – это наши дети, которых мы должны воспитать добрыми, честными, отзывчивыми, великодушными людьми. В наших детях наше будущее. И если художники заставляют нас гордиться своими картинами, если композиторы восхищают нас проникновенными мелодиями, то мы, родители, можем сделать гораздо больше, воспитав своих детей добрыми, полезными обществу.

Послушайте небольшой рассказ:

В маленькой больнице лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей и мечтали о их будущем. 
- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать.

- Музыкантом или писателем, известным всему миру. Вот для чего мне хочется жить… 
- А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. 
Прошло 30 лет. В той же маленькой больнице снова встретились эти две женщины. В их косах уже серебрилась седина, но они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили сыновей. Наконец, Чернокосая спросила: 
- Кем стал твой сын? 
- Известным музыкантом, - с гордостью ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает за рубежом.
- А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.
- Хлеборобом. С ранней весны до поздней осени, сын мой пашет землю, сеет хлеб и убирает урожай.
- Все-таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
Месяц лежали в больнице две женщины, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. К Белокосой матери так никто и не пришел. 
Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Мы выписываем вас. Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.

- Почему выздоровела только одна женщина, ведь их одинаково лечили? Кого из женщин можно поправу назвать счастливой, почему?
(Высказывания родителей).

 

- А сейчас я предлагаю Вам подумать над тем, что значит быть добрым человеком и записать свои мысли на сердечках, которые сделали ваши дети.

(Звучит фоновая музыка)

 

- Уважаемые родители, а теперь прошу Вас по очереди выйти к доске, зачитать свои записи на сердечках и прикрепить их вокруг большого сердца. 

- А вот как определяет доброго человека С.И.Ожегов. (Переворачивая большое сердце в центре доски, учитель читает: 
Добрый –

1.Делающий добро другим. 
2. Несущий благо, добро, 
3.Хороший, нравственный, 
4.Дружеский, близкий, милый. 
5.Безукоризненно честный. 

- Психологи отмечают: добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный. Последний « ломается», впадает в отчаяние. И это понятно: сосредоточенный на себе, он не способен найти ни в чем утешение. Добрый же, когда его постигает несчастье, находит поддержку и утешение в радости других людей, во всем прекрасном и светлом, в любимых друзьях и любимом труде. Черствое сердце не спрячешь, и оно отталкивает людей. Доброе же сердце –

 

магнит. Добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это благо, несравнимое ни с каким материальным.

 

5. Работа в группах. Решение педагогических ситуаций.

 

- Важнейшим условием успешного воспитания доброты является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. В состоянии радости дети охотно берутся за любое

дело, у них возникает чувство уверенности в себе, в своих силах. Любое чувство у детей зависит от взаимоотношений в семье. Родители не должны допускать ссор в присутствии детей, злословия и сквернословия. 

- Я думаю, Вы согласитесь со мной, что родитель, дающий любовь, всегда воспитывает доброту. А родительская любовь учит ребенка быть внимательным к окружающим, умению сочувствовать и утешать, совершать добрые поступки.  Вы служите непререкаемым авторитетом, эталоном, образцом для подражания. Ребенок, как губка впитывает манеру вашего общения и поведения и бессознательно копирует его.  Добрые чувства закладываются с детства.

 

- Предлагаю обсудить несколько ситуаций и высказать свои мнения.

 

1. «…Наташа, придя из школы, рассказала, что Марина, её соседка по парте, лежит в больнице. В выходной день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти. Мама собрала гостинцы и стала собираться.

-«Ты куда? – спросила девочка.

- «В больницу, навестить Марину».

Дочь тоже оделась и пошла за матерью. Марина очень обрадовалась приходу Наташе, которая ей рассказала о школе, о классе. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в следующий раз принести Марине две интересные книги.

- «А если дождь будет?»- спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.

 

- Дала ли урок доброты мать своей дочери? Как она это сделала?

- почему дочь прижалась к руке матери?

- Захочется ли Наташе снова принести радость другому?

 

2. «….Семья возвращается из леса. Начинается дождь, все изрядно устали. Недалеко от дороги увидели пожилую женщину, торопливо сгребавшую сено.

– Не успеет до дождя убрать, все сено, давайте ей поможем, - предложил отец.

Когда все сено было убрано, уже совсем стемнело. На слова благодарности

Отец ответил: «У нас в семье принято помогать друг другу и выручать в беде».

 

- Как вы воспитываете в детях доброту и искреннее желание помочь взрослым,

нуждающимся?

 

3. «…В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку. Из-за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку. И она рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а Мурзика приказала выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и кот переезжает на новое место жительства.

- Так что же ты плачешь? У тебя будет красивая собака и птицы.

- Я их не хочу и не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.

 

- О чём думала мать, когда приказала дочери выбросить котенка?

- В чем не права мать?

- Урок добра или зла преподнесла мать своей дочери?

- Легко ли будет преодолевать дочке чувство обиды на мать? Почему?

 

4.«…На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил девочку по голове портфелем.

- Ты что делаешь? – возмущенно крикнула мать мальчика. Ручка-то у портфеля совсем слабая, отлетит. С чем в школу ходить будешь?

- Разве можно так мальчик? – со всех сторон послышалось.

- А пусть не плюется на переменах! – с искренней убедительностью в правоте содеянного ответил тот.

- Видите? – воодушевившись ответом сына, женщина обратилась уже к людям.

- Он защищался!

- Правильно сынок, не давай себя в обиду. Следующий раз не плюнет. Но портфель тоже надо беречь, ведь год только начался».

 

- Как поступили бы вы? (Обсуждение).

 

- Я думаю, что в каждой семье есть свой опыт воспитания доброты.  Давайте поделимся им.

(Высказывания родителей) 

- А сейчас я прошу Вас подумать и обсудить в своих группах, что в семейном воспитании способствует воспитанию доброты, а что может этому помешать:

 

Способствует:                             Мешает:

…..                                               ……

…..                                               ……

…..                                               ........

6. Какой должна быть дорога к сердцу ребенка, чтобы мы могли назвать ее дорогою добра?                     (Высказывания родителей) 

- Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- Путь к сердцу ребёнка, для каждого свой, но важно помнить то, что если наши сердца будут чисты, то и дорога к сердцу наших детей будет короче и проще.

- Мы много сегодня говорили и размышляли о воспитании доброты в детях. И мне хотелось бы Вам предложить опыт психолога А.Толстых, который сформулировал советы разумному воспитателю (учитель читает; листы, с напечатанными советами, дарит каждому родителю).

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении. 
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу. 
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг. 
4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельный поступки – не одно и тоже. 
5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность. 
6. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

- Уважаемые родители, обратите внимание на это сухое, увядавшее дерево, ему не хватает доброты, так же как иногда не хватает её и нашим детям.

- Напишите на цветах слова, которые бы вы произнесли своему сыну или дочке, а на листьях, что вы бы сделали для того, чтобы ребёнок почувствовал, как вы воспитываете его добротой.

(музыкальное сопровождение М. Минкова «Дорогую добра»)

 

Это дерево – ваш ребёнок, когда вы окружаете его добрыми слова, добрыми делами и любовью ваших сердец, он расцветает и благоухает.

7. Рефлексия

Синквейн

1 строка – одно существительное, ключевое слово понятия. (доброта)

2 строка – 2 прилагательных, характеризующих ключевое слово. (отзывчивая, душевная)

3 строка – три глагола, раскрывающих действие понятия. (одухотворяет, воспитывает, лечит)

4 строка – короткая фраза где отражается авторское отношение к понятию. (проникает через мрак, чтобы осветить дорогу светом)

5 строка - одно слово, в котором выражены чувства и ассоциации, связанные с понятием. (Любовь)

(Родители читают свои мысли)

 

8. Заключительная часть.

- Никто не рождается нищим, жестоким и бессердечным. Помогая другим, мы, прежде всего, помогает себе, оберегая себя от жестокосердия, равнодушия и безразличия. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. 

 

- Если мы будем внимательны к людям, с которыми вступаем во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или кто-то из близких, - это и будет проявлением доброты.      

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку…..

- Так пожелаем же нашим детям доброты, открытости к людям, душевной щедрости.

 

 

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru