Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Цели:

Повышение педагогического мастерства родителей формирование умения предвидеть результаты своих поступков овладение искусством общения, формирование умения общаться с детьми.

План проведения:

Кувшин наших эмоций:

- три основных правила “активного слушания”

- чувства ребенка(самостоятельная работа)

2. Что нам мешает слушать ребенка?

3. Решение педагогических ситуаций.

4. Принятие решений.

 

Ход мероприятия

Подготовительный этап.

а.) Подготовить наглядные материалы: “Кувшин наших эмоций”, “Двенадцать против одного, или Что нам мешает слушать ребенка?”

б.) Изготовить карточки со словами для игры “Три слова”

в.) Подготовить таблицу к самостоятельной работе “Чувства ребенка”(на каждого родителя)

г.) Подбор педагогических ситуаций.

д.) Подготовка памятки для родителей “три основных правила”активного слушания””.

 

Организационный этап.

Чтобы сконцентрировать внимание родителей, объединить общей идеей. Проводим упражнение

“Три слова”: берутся три слова, не связанные между собой по смыслу, надо составить как можно больше предложений, включающих эти слова; можно менять падежи, дополнять другими словами:

-мама, дочь, книга

-телевизор, ребенок, книга

-взрослый, ребенок, карандаш

 

Этап проведения практикума “Правила активного слушания”. Кувшин эмоций

Воспитатель: Что такое педагогическое общение? Это-…( система взаимодействия родителя с детьми с целью их познания, оказывания воспитательного воздействия, формирования благоприятного климата).

- Как вы думаете, что является условием успешного общения с людьми (детьми)?(Главное условие успешного общения с людьми – это хорошее знание людей, умение проникнуть в их душевное состояние, умение разобраться в причинах эмоций).

- Психологи различают 6 основных видов эмоций. Какие самые неприятные?(Гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными – они разрушают и самого человека, его психику, здоровье; и его взаимоотношения с окружающими).

Давайте представим “кувшин” наших эмоций. В первой – самой верхней его части- гнев, агрессия, раздражение. Подумайте, а от чего возникает гнев?

(Высказывание родителей)

Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно… Гнев – вторичное чувство, а происходит он от переживаний другого рода, таких как боль, обида, страх. Успешное общение – это понимание причин возникновения эмоций второго ряда “кувшина наших эмоции”.

Давайте рассмотрим педагогические ситуации:

-мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний сынв слезах: “Он отнял мою машинку…”

-сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель: “Больше я туда не пойду!..”

Ваша реакция?

(Высказывание родителей)

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, когда ему больно, стыдно, страшно… первое, что нужно сделать, - дать ему понять, что вы знаете о его переживаниях, слышите его. Надо внимательно его выслушать! Лучше всего сказать, что, по-вашему мнению чувствует сейчас ребенок, желательно назвать по имени его чувство. Активно слушать ребенка – значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.

-как это сделать в первой ситуации (Ребенок: “Он отнял мою машинку!” Мама: “Ты очень огорчен и рассержен на него…”)

-а во второй ситуации? (Сын: “Больше я туда не пойду!..” Отец: “Ты больше не хочешь идти в школу..”)

Но! Что мы обычно говорим в таких ситуациях? “Ну, ничего поиграет и отдаст”, “Как это ты не пойдешь в школу?” Этими словами мы оставляем ребенка наедине с его переживаниями! И ребенок после этого считает (и правильно!), что его переживания не важны для взрослого! Что он сам никому не нужен! Давайте попробуем вместе определить основные правила “активного слушания”.

(Родители высказывают свое мнение)

Памятка “Как правильно активно слушать ребенка?”

Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне(контакт глаз). Присядьте, притяните к себе ребенка, подойти или придвиньте к нему свой стул. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате. Ваше положение, ваша поза – первые и самые важные сигналы о том, что вы готовы его слушать.

Если вы беседуете с расстроеным или огорченным ребенком не следует задавать ему вопросов. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме (Ребенок: “Не буду играть с …” Взрослый Ты на него обиделся..)

Полезно повторять, делать паузы, а потом обозначить его чувства.

Воспитатель: Боль, обида, страх возникают у человека от неудоволетворенных потребностей быть любимым, быть принятым, быть признанным. За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую–нибудь нереализованную потребность. Например, потребности:

-в любви – познании;

-внимании – свободе;

-ласке – независимости;

-успехе – самоопределении;

-понимании- самосовершенствовании;

-уважении- развитии;

-самоуважении;

-реализации собственного потенциала.

 

4этап социологического исследования. Самостоятельная работа “Чувства ребенка”.

Воспитатель: Уважаемые родители! Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу “чувства ребенка”. В левой колонке прочтите описания ситуаций и напишите какие, по вашему мнению, ребенок испытывает чувства.

 

Ситуация и слова ребенка

Чувства

ребенка

Ваш

ответ

“Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил портфель у меня, и из него все высыпалось”

Огорчение, обида

Ты очень расстроилась, и было очень обидно

Ребенку сделали укол, он плачет: “доктор плохой!”

 

 

Старший сын маме: “Ты всегда ее защищаешь, говоришь маленькая, маленькая, а меня никогда не жалеешь!”

 

 

“Сегодня на уроке математике я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись!”

 

 

Ребенок роняет чашку, та разбивается: “Ой!! Моя ча-а-шечка!”

 

 

Влетает в дверь: “Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал контрольную!”

 

 

“Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!”

 

 

Что нам мешает слушать ребенка? Психологи проанализировали общение родителей с детьми и выделили типы автоматических ответов родителей и вообще взрослых.

 

- Приказы, команды. (“Сейчас же перестань!”, “Убери на место!”, “Марш в кровать!”, “Вынеси ведро!”, “Замолчи!”)

Вывод: Разумеется, дети бурчат, обижаются, упрямятся. Почему? Ребенок слышит нежелание взрослого вникнуть в его проблему и понять его чувства.

-Предупреждения, угрозы. (“Если ты не прекратишь плакать, я уйду!“, ”Если ..то я возьму ремень!”, “Не придешь вовремя пеняй на себя!”)

-Мораль, проповеди.(“Ты должен вести себя хорошо!“, “Ты должен уважать старших!”)

Вывод: о моральных нормах надо беседовать в спокойной обстановке!

 

Этап 5 решение педагогических ситуаций.

Воспитатель: Попробуем определить, что стоит за видимыми эмоциями?

-Дочь возвращается домой очень поздно, и мать встречает ее гневным выговором. Что стоит за этим гневом? (Безусловно, родительская тревога).

-Ребенок не желает делать уроки(мыть посуду, ложиться спать)- и мать сердится. Отчего?(Скорее всего, от досады, что ее воспитательные условия остаются безрезультатными).

 

Этап 6 подведение итогов родительского собрания.

Воспитатель: Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями – значит активно слушать ребенка. Всем взрослым, педагогам и родителям, необходимо развить эту способность у себя. Удачи вам и душевного благополучия!

(В заключении используем прием “Слово дня”. Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию. Принимается решение родительского собрания).

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru