Организация образовательного процесса
Для эффективной реализации целей и задач предлагаемого факультативного курса «Речевой этикет» разработана программа факультатива, электронное средство обучения «Речевой этикет» и методические рекомендации для учителя. Организация факультативных занятий осуществляется с использованием таких способов и методических приемов обучения, как драматизация, ролевая игра, моделирование ситуаций, выполнение этюдов, тестов и др. В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы.
Содержание обучения организуется исходя из сфер общения детей младшего школьного возраста. В содержании программы факультативных занятий представлены типичные ситуации этикетного общения и основные коммуникативные задачи, реализуемые в ходе общения Учителю следует использовать различные средства обучения: аудио- и видеозаписи, сюжетные картинки, памятки, рекомендации, а также дидактические раздаточные материалы, включающие опорные карточки, функциональные схемы, ролевые задания и т. п. В целях интенсификации самостоятельной работы учащихся важно также применять обучающие компьютерные программы, мультимедийные и интернет-ресурсы.
В изучении каждой темы выделяются три основных этапа: ознакомление, тренировка и применение формул речевого этикета в речи.
На этапе ознакомления учащимся могут предъявляться образцы речевого поведения младших школьников в типичных ситуациях общения, представленные в анимационных фрагментах. Детей можно знакомить с правилами приемлемого речевого и неречевого поведения на основе мультимедийных презентаций, включенных в данное электронное пособие. Учащимся предлагаются тексты, содержащие не только информацию о правилах этикета, но также интересные рассказы о нормах и правилах этикета у разных народов.
Этап тренировки предусматривает моделирование ситуаций этикетного общения и их проигрывание, драматизацию в условиях, приближенных к реальной коммуникации. На данном этапе целесообразно также использовать тесты, направленные на выбор правильного варианта формулы речевого этикета согласно ситуации общения и адресату направленной речи. В тестах, которые содержатся в данных методических рекомендациях для учителя, предусмотрены задания для овладения навыками речевого поведения, как на рецептивном, так и на репродуктивном уровнях.
Этап применения предполагает широкое использование ролевых игр, которые развивают умение варьировать формы высказываний, выбирать официальный или неофициальный стиль речи, делать осознанный выбор этикетных формул из предъявленного списка, исходя из конкретной ситуации речевого общения и адресата речи.
На этом этапе уместны задания на установление интерактивного взаимодействия (умения начать разговор, привлечь к себе внимание собеседника, поддерживать разговор, в случае необходимости менять тему, проявлять внимание и взаимопонимание, задавать вопросы, отвечать, высказывать пожелание, завершать разговор). Также могут использоваться тесты, но уже контролирующего характера. Заключительные занятия включают в себя различные дидактические игры, конкурсы, викторины, представленные в методических разработках занятий. Основные средства формирования культуры речевого поведения — организованное общение с взрослыми и сверстниками, а также разнообразные дидактические игры, в которых учащиеся активизируют усвоенный материал. Занятия желательно строить в виде реализации различных сценариев активизирующего общения, где взрослый выступает как старший, но равноправный партнер по общению, который стремится к установлению доверительных взаимоотношений (допускающих шутки, игры со словом, остроумие).
Учитель уважает право ученика на инициативу, его желание говорить на интересующие и значимые для него темы. Участие в занятии школьников строится на добровольной основе.
Примерное планирование
Факультативные занятия (35 часов)
Речевой этикет (2 часа)
Знакомство (3 часа)
Приветствие (3 часа)
Прощание (3 часа)
Благодарность (3 часа)
Извинение (3 часа)
Просьба (3 часа)
Похвала, одобрение 3 часа)
Сочувствие, утешение (3 часа)
Приглашение (3 часа)
Поздравление, пожелание (4 часа)
Обобщающее занятие (2 часа)
Речевой этикет (2 ч.)
Этикет — правила поведения и речи. Речевой этикет как система устойчивых выражений, соответствующих различным ситуациям общения. Этикетная формула: слово (спасибо), сочетание слов (большое спасибо), предложение (Мы были рады видеть вас в своем доме). Речевая ситуация.
Общение с людьми различных возрастов и профессий: продавцом, билетером, экскурсоводом, посетителями музея, кинотеатра, театра, цирка. Способы выражения эмоций. Поведение в поликлинике, библиотеке, парикмахерской, в школе (в раздевалке, на перемене, на уроке, в школьной столовой). Умение соблюдать дисциплину; неуместные капризы.
Знакомство (3 ч.)
Правила речевого этикета во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Национальные традиции и этикет.
Речевое поведение взрослых и детей. Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.
Приветствие (3 ч.)
Утреннее приветствие как знак внимания и теплого отношения к близким людям. Приветствие в адрес взрослых людей: соседей, воспитателей, учителей. Обмен приветствиями с ровесниками. Сопутствующие этикетные формулы: обращение к знакомым и незнакомым людям. Мимика и жесты. Приветливость как норма поведения. Рукопожатие, его уместность.
Прощание (3 ч.)
Правила поведения при прощании. Этикетные формулы прощания, выражение благодарности, одобрения, обмена любезностями, приглашение в гости, пожелания. Рукопожатие, поклон, приветливая улыбка, доброжелательный тон. Ситуация расставания: обещания звонить, писать, договор о следующей встрече. Сопутствующие жесты и обычаи (например, присесть перед дорогой).
Благодарность (3 ч.)
Уместность в выражении благодарности. Необходимость выражения благодарности в конкретных ситуациях общения. Этикетные формулы благодарности в зависимости от адресата и конкретной ситуации.
Благодарность как выражение своей признательности в словах, поступках. Благодарность за помощь, поддержку. Происхождение слов «благодарность», «спасибо». Интонация, жесты.
Извинение (3 ч.)
Извинение за небольшой проступок (кого-то нечаянно толкнул, наступил на ногу, не успел пропустить вперед) без объяснения самой вины. Формулы извинения, обращенные к ровесникам, старшим по возрасту. Формулы, позволяющие загладить свою неловкость. Формулы извинения при обращении к незнакомым людям. Выбор формулы благодарности в конкретной речевой ситуации. Использование формул извинения для привлечения внимания.
Просьба (3 ч.)
Формы выражения просьбы. Мимика и жесты, усиливающие просьбу. Вежливая просьба в различных ситуациях. Просьба, обращенная к ровесникам и старшим. Обращение к незнакомым людям, умение сформулировать просьбу. Выражение вежливой просьбы в различных ситуациях (в школе, дома, на улице, в транспорте). Формулы привлечения внимания, вежливая просьба в соединении с обращением к незнакомым людям. Интонация вежливой просьбы. Формулы разрешения и благодарности.
Похвала, одобрение (3 ч.)
Обычай говорить человеку добрые слова одобрения, комплименты. Роль формул похвалы, одобрения во взаимоотношениях людей.
Слова одобрения, похвалы, комплимента. Понимание ситуации, в которой необходимо выразить одобрение, похвалу. Использование слов одобрения, похвалы в адрес хозяев дома при визите в гости.
Комплименты по поводу внешнего вида, одежды, их уместность и соответствие речевой ситуации. Добрые слова по поводу удачно выполненной работы, победы в спортивных соревнованиях, конкурсах. Чувство меры и такта при выражении похвалы, одобрения.
Сочувствие, утешение (3 ч.)
Слова поддержки, одобрения. Речевые формулы, выражающие сочувствие, сопереживание, сострадание, ситуации их употребления. Слова поддержки, одобрения. Утешение, адресованное младшим по возрасту, ровесникам, старшим людям. Шутка как средство утешения.
Сочувствие, подбадривание как свидетельство понимания, сопереживания. Интонации сочувствия, добрые и ласковые жесты. Пословицы, передающие утешение, сочувствие.
Чувство меры и такта при выражении похвалы, одобрения.
Приглашение (3 ч.)
Приглашение в гости, этикетные формы приглашения. Приглашение ровесников, старших по возрасту людей. Приглашение на школьные мероприятия родителей, друзей. Приглашение на день рождения. Устное и письменное приглашение.
Ответ на приглашение благодарностью, согласием или отказом. Формы вежливого извинения в случае отказа в сочетании с благодарностью за приглашение.
Поздравление, пожелание (4 ч.)
Поздравление с праздником, успехом, удачным завершением (а иногда и удачным началом) какого-либо дела. Поздравление с днем рождения. Различные формулы поздравлений в зависимости от адресата. Индивидуальные и коллективные поздравления. Выбор и вручение подарков. Изготовление подарков, составление текста поздравления. Вкус и чувство меры, уместность поздравлений и пожеланий.
Пожелания в связи с днем рождения и праздником. Ответ на поздравления и пожелания. Культура поведения: умение поддержать праздничное настроение, искренность, непосредственность, творческий подход.
Обобщающее занятие (2 ч.)
Подведение итогов проведения занятий этикета. Возможно проведение в форме соревнований между командами, отдельных конкурсов, викторин.
Материалы к занятиям
Культура речевого поведения. Обобщающее занятие