Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение) — болезненное психическое состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуального я двигательной заторможенности. Этот психопатологический синдром характеризуется состоянием заторможенности психической деятельности, чувством безысходности и неадекватности. По своей интенсивности проявления синдрома могут изменяться от ощущения печали до состояния крайней угнетенности, апатии, отчаяния. Предельная степень — депрессивный ступор, когда полностью отсутствуют движения и речь.
С поступлением ребенка в школу изменяются социальные условия его развития. Школа — сложный социальный организм, отражающий характер, проблемы и противоречия общества, в том числе и те, которые возникают в семьях. «Родительские» проблемы вместе с детьми приходят в школу и влияют на их поведение. Так, ребенок не будет стремиться к учебе, если в его семье образование не считается ценностью, на него оказывают влияние социальный статус семьи, психология, культура (стереотипы) поведения ближайшего окружения. Социологи оперируют данными, что для детей из районов с низким социальным статусом характерны высокий уровень правонарушений, психических отклонений и трудностей в обучении. В основе этого явления лежит целый комплекс причин, одна из которых — низкий социальный и культурный статус родителей.
Депрессии сопутствуют заторможенность движений, мышления, снижение активности, безынициативность. Речь у депрессивных детей замедленна, они не вступают в разговор, на вопросы отвечают односложно, часто шепотом; при этом выражение лица скорбное, тоскливое, аппетит снижен, сон нарушен.
Различают активную и реактивную депрессию. Активная вызывается психическими и общими заболеваниями, а реактивная связана с тяжелыми жизненными ситуациями: неудачами, обидами, смертью близких людей. Ребенок становится мнительным, мрачным, необщительным, пессимистически ко всему настроенным, у него возникают тягостные переживания, страхи, снижается самооценка. Успехи в учебе и в других областях деятельности падают, появляется отклоняющееся поведение.
В этой главе раздела "Реабилитация депрессивного состояния у детей" вы найдете различные методики, которые помогут и школьному психологу и учителю начальных классов в эффективной работе с учениками младшего школьного возраста.
Тема 1 Обследование детей Цель: выявление показателей социальной депривации. Задачи. Определить уровень агрессивности и депрессивного состояния детей 1—4-х классов. Обозначить показатель тревожности у отдельно взятого класса. Детям предлагается нарисовать свое настроение. На выполнение задания отводится 15—20 минут. Затем на обороте их просят написать мини-сочинение по рисунку (задание для 2—4-х классов). В 1-м классе детей просят «рассказать» свой рисунок.
Профилактикой (от греч. Prophylaktikos — предохранительный) в медицине называют систему мер по предупреждению болезненных и патологических состояний, сохранению психического и физического здоровья и продлению жизни человека. Для того чтобы профилактические мероприятия, направленные на устранение эмоциональных перегрузок, были эффективны и действенны, необходимо ясно представлять себе причины и условия их возникновения.
Основными критериями эмоциональной устойчивости ребенка являются психическое и физическое здоровье, социальное благополучие, удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков, возможность осуществления общественной самореализации через усвоение социальных ролей, общественных норм и ценностей.
Программа «Арттерапия эмоционального состояния детей» (по методике О.В. Куревиной) по своему характеру является коррекционно- развивающей. Она направлена на коррекцию эмоционального состояния, сенсомоторное развитие детей через моделирование предметной среды и начальное познание отдельных законов внешнего мира, способностей самовыражения через различные формы творчества.
Теоретической и методологической основой программы являются закономерности и восприятия произведений различных видов искусства, их взаимосвязи (литературы, музыки, изобразительного искусства и театра). Программа подразделяется на проблемные блоки:
формирование представления о специфике восприятия произведений различных видов искусства;
Психологические тренинги (по 30 мин) проводятся с сентября по май, т.е. в течение всего учебного года. После знакомства детей и для его укрепления проводятся начальные упражнения (сентябрь — октябрь), последующие тренинги направлены на снижение выраженности симптомов тревожности (ноябрь), агрессии (декабрь), нормализацию самооценки (январь), формирование у детей позитивного отношения к окружающим (февраль), корректировку личностных особенностей в процессе общения (март), воспитание в спокойной обстановке адекватных реакций с использованием суггестивного метода (апрель), отработку поведения в различных ситуациях (май).