Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Сочинение – это один из видов работы по развитию речи, который предполагает самостоятельное, продуманное изложение вами своих мыслей в соответствии с требуемой темой.

Работа над сочинением развивает мышление, речь, позволяет выразить свой взгляд на мир. Такой вид работы способствует осознанию окружающего мира, действительности, самих себя. Кроме того, сочинение учит аргументированно доказывать и отстаивать свою точку зрения.

В данном пособии вы найдёте методику написания сочинений, а также различные виды сочинений с планами и подготовительными материалами.

Подробнее...

 

1. Обдумайте тему сочинения.

2. Определите главную мысль, которую вы будете развивать и доказывать.

3. Составьте план сочинения.

4. Подберите факты, примеры, цитаты, подтверждающие ваши мысли.

5. Определите тип речи, который вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение).

6. Работая над черновиком сочинения, следуйте намеченному плану.

7. Окончив работу в черновике, перечитайте сочинение.

8. Перепишите работу набело и ещё раз проверьте, нет ли описок или пропусков букв, все ли знаки препинания поставлены правильно.

Подробнее...

 

Для того чтобы научиться писать сочинение, соблюдая определённые правила композиции, необходимо знать об особенностях построения текстов – типах речи (описание, повествование, рассуждение).

Описание – это тип речи, целью которого является изображение предмета, человека, животного или явления действительности.

С помощью описаний у читателя создаётся полное и красочное впечатление об изображаемом предмете. Они учат наблюдательности, умению подбирать слова и образы для выражения своих мыслей, развивают образное мышление, расширяют эстетические представления о мире.

Подробнее...

 

Описание предмета

Мой Вася

План

1. Новая игрушка.

2. Описание пупса.

3. Неразлучные друзья.

На день рождения, когда мне исполнилось пять лет, родители подарили мне замечательную игрушку – резинового пупса. Всей семьёй решили назвать его Васей.

Вася очень забавный. У него большие голубые глаза, курносый нос, улыбающийся рот. Когда я смотрю на него, он кажется мне живым.

Два года я с ним играла, водила его гулять, кормила, купала. Я относилась к нему как к настоящему ребёнку. Сейчас я выросла и учусь в школе. Теперь, к сожалению, у меня нет времени играть с Васей, но я по-прежнему люблю его и не расстаюсь с ним.

Подробнее...

 

В Михайловском

План

1. Незабываемое событие.

2. Дом А. С. Пушкина в Михайловском.

3. Хозяйственные постройки.

4. Фруктовый сад и «Остров уединения».

5. «Приют трудов и вдохновенья».

Экскурсия в Пушкинские Горы стала незабываемым событием в моей школьной жизни. Мы посетили красивейшую усадьбу, родовое имение поэта А. С. Пушкина, Михайловское. Усадьба расположена на высоком холме. С него открывается прекрасный вид на реку Сороть, на луга, сосновый лес и мельницу. В центре усадьбы стоит господский дом, где жил Пушкин. Его крыльцо обращено к парку. Перед входом расположена кольцевая дорога, по которой кареты подъезжали к дому. По окружности растут липы, а в центре круга – огромный вяз.

Подробнее...

 

И. И. Шишкин «Корабельная роща»

План

1. Солнечная опушка.

2. Прозрачный ручеёк.

3. Отношение художника к природе.

На картине И. И. Шишкина «Корабельная роща» мы видим солнечную опушку леса с величавыми стройными соснами. В безмолвной тишине застыли величественные деревья, потянулись своими пышными изумрудными вершинами в бездонное небо. Стволы сосен у корней серые, а ближе к кроне, освещённые ярким солнцем, они кажутся янтарными.

Прозрачный ручеёк лениво течёт вдоль лесной опушки, прячется за деревьями, точно зовёт нас за собой в эту таинственную лесную даль, где можно укрыться от палящего солнца.

Подробнее...

 

Снежинки

План

1. «Вот и снежок пошёл!»

2. Описание снежинок.

3. Хорошее настроение.

Я убирала в комнате, когда пришла мама и сказала: «Вот и снежок пошёл!»

Я подбежала к окну. В воздухе кружились снежинки. Быстро одеваюсь и выскакиваю на улицу. Снежинки ложатся на землю, крыши домов, деревья, на мою шапочку. Я подставила ладонь – они и на ладонь упали. Присмотрелась: у одной снежинки лучики зубчатые и широкие, а у другой – прямые и острые, как стрелы. Сыпятся с неба снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот как будто цветок с лепестками, а вот звёздочка с маленькими лучиками.

Подробнее...

 

Почему я люблю математику

План

1. Любимый предмет в школе.

2. Математика – основа точных наук.

3. Зачем мне нужна математика.

Мой самый любимый предмет в школе – математика. Я очень люблю решать головоломки и математические задачи. Я не могу заниматься другим делом, пока не решу нужную задачу. И всегда радуюсь, когда нахожу правильное решение.

Математика – основа точных наук. Без неё невозможно построить корабли и самолёты, автомобили и метрополитены. Без знаний математики было бы невозможно строительство домов.

Подробнее...

 

Повествование с элементами рассуждения

Повесть-сказка Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч»

План

1. Сюжет произведения.

2. Дружба джинна и Вольки.

3. Чем понравилась повесть.

Повесть-сказка «Старик Хоттабыч» – это весёлая история о необычных приключениях джинна, который попал из старинной волшебной сказки в обстановку современного города. Из тысячелетнего заточения – освободил джинна обыкновенный русский мальчик Волька Костыльков. Джинн, которого прозвали Хоттабычем, был заточён в глиняном кувшине. Этот кувшин Волька нашёл на дне реки.

Подробнее...

 

Пословицы и поговорки

• Без корня и полынь не растёт.

• Береги землю родимую, как мать любимую.

• В чужом месте, что в лесу.

• Всяк кулик своё болото хвалит.

• Всякая птичка своё гнездо бережёт.

• Всякому мила своя сторона.

• Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

• Жить – Родине служить.

• За морем теплее, а у нас светлее.

Подробнее...

 

Сочинение   по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Жить – Родине служить.

Русская пословица

Картина «Богатыри» – грандиозное полотно Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), над которым художник трудился около двадцати лет. Оно стало своеобразным символом творчества живописца, подводящим итог его размышлениям над историей и культурой родной земли.

Название картины – лаконичное и ёмкое: оно сразу указывает на главных её персонажей – трёх русских былинных богатырей. Их фигуры расположены на переднем плане и занимают почти всё пространство полотна. В центре изображён Илья Муромец, самый старший и могучий богатырь. Его лицо спокойно и мужественно. Одна рука прикрывает от солнца глаза героя, всматривающегося в бесконечную даль родных полей. Илья одет в богатырские доспехи и вооружён, он стоит на страже русских границ – охраняет родные просторы.

Подробнее...

 

Пословицы и поговорки

• Без дела жить – только небо коптить.

• В добрых руках работа спорится.

• Глаза боятся, а руки делают.

• Дело вести – не лапти плести.

• Дело мастера боится.

• Делу – время, потехе – час.

• Дерево узнаётся по плоду, а человек – по делу.

• За всякое дело берись умело.

Подробнее...

 

• Вертеться как белка в колесе.

• Вносить свой вклад.

• Знать как свои пять пальцев.

• Золотые руки.

• Мастер на все руки.

• Палец о палец не ударить.

• Порхать как мотылёк.

• Работать в поте лица.

Подробнее...

 

Почему нужно трудиться

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Н. Заболоцкий

Человек должен трудиться постоянно. Это значит не только то, что всю неделю нужно ходить на работу или в школу. Это не значит, что нельзя отдыхать, гулять и смотреть телевизор. Трудиться – значит не просто физически работать. Это значит заставлять себя думать, размышлять.

Подробнее...

 

Пословицы и поговорки

• Осенняя пора – птица со двора.

• Осенью и воробей богат.

• В сентябре одна ягода, и та – горькая рябина.

• Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень.

• В ноябре осень-жируха со злюкой зимой борется.

• Ноябрьские ночи до снега тёмные.

• В ноябре мороз приосанивается.

• Встретились два друга: звон-мороз да бела вьюга.

• Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замёрзнет.

Подробнее...

 

АЛЛЕЯ безмолвная, великолепная, голая, грустная, заброшенная, молчаливая, мрачная, печальная, прозрачная, прохладная, пустынная, пышная, светлая, старая, старинная, тёмная, тенистая, тихая, уединённая, цветущая.

АРОМАТ весенний, волнующий, горький, дурманящий, душистый, лёгкий, нежный, непередаваемый, осенний, пленительный, пьянящий, свежий, слабый, сладкий, терпкий, тонкий, чудный.

Подробнее...

 

Астры – звёзды осеннего сада

Поздние гости отцветшего лета,

Шепчутся ваши головки понурые,

Словно клянёте вы дни без просвета,

Словно пугают вас ноченьки хмурые…

А. Апухтин

Для меня астры – это первая примета осени. Это первое сентября, когда я, радостная в ожидании новой встречи со своей любимой учительницей и одноклассниками, снова иду в школу с огромным букетом разноцветных астр.

В нашем саду на даче растёт много красивых цветов. Весной радуют глаз белые и жёлтые нарциссы, алые тюльпаны и синие èрисы, летом – белоснежные и терракотовые лилии, розовые шапки флоксов и пионов, роскошные чайные розы и строгие георгины, а осенью – наследницы всех этих прекрасных цветов: скромные астры.

Подробнее...

 

Вам понадобится

- книга;

- закладки;

- блокнот для заметок;

- тетрадь;

- ручка.

Инструкция

1

Составьте максимально подробный план будущего сочинения. Помните, все, что вы пишете, должно играть на раскрытие темы, заданной в заголовке. Если в нем поставлен вопрос, то сочинение – ответ на него. Если заявлено какое-то утверждение – ваша задача подтвердить или опровергнуть. Не надо пространных текстов о книге вообще. Попытайтесь максимально полно раскрыть именно заданную тему. Этому раскрытию и должны быть посвящены все пункты вашего плана.

Подробнее...

 

Иван Андреевич Крылов – поэт-баснописец, драматург. Родился в Москве, в семье бедного армейского офицера. Воспитанием мальчика занималась мать. Она научила его читать и писать. После смерти отца работал писцом. Усиленно занимался самообразованием, играл на музыкальных инструментах. В 1782 году переехал в Петербург. В 14 лет написал комическую оперу в стихах «Кофейница», в 19 лет – комедию «Проказники», затем ещё ряд пьес. С 20 лет начал издавать сатирические журналы «Почта духов», «Зритель» и др.

В 1809 году вышла первая книга басен Крылова, и к нему пришла подлинная слава. Всего Крылов создал более 200 басен. Николай Васильевич Гоголь назвал их «книгой мудрости самого народа».

Почти 30 лет (с 1812 по 1841 год) Крылов проработал в Императорской Публичной библиотеке в Петербурге. Был избран академиком и награждён Большой золотой медалью Академии наук. Умер в Петербурге.

В Летнем саду Санкт-Петербурга есть великолепный памятник Крылову. Выполненный по проекту скульптора П. К. Клодта, он был установлен там в 1855 году. Баснописец сидит в задумчивой позе, а вокруг него, ниже, на пьедестале, расположились герои его самых известных басен.

Подробнее...

 

Александр Сергеевич Пушкин – поэт, прозаик, драматург. Родился в Москве, в дворянской семье. Отец – офицер в отставке, мать – внучка знаменитого «арапа Петра Великого» А. П. Ганнибала. Мальчика воспитывали бабушка и няня Арина Родионовна. Няня рассказывала ему сказки, пела народные песни.

В 12 лет Пушкин поступил в Лицей в Царском Селе под Петербургом. Поэт так вспоминал об этом:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал…

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Окончив Лицей, Пушкин посвятил себя литературе. Первой его изданной книгой стала поэма «Руслан и Людмила». В 1820 году за вольнолюбивые стихи Пушкина по приказу царя Александра I выслали на юг России. Там он написал поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», стихотворения «Ночь», «Демон», «К морю». Затем поэта сослали в псковское имение его родителей – село Михайловское. Там Пушкин жил замкнуто, слушал сказки няни Арины Родионовны, читал ей свои новые стихи: «19 октября», «Зимний вечер», «Няне» и другие. В Михайловском он создал трагедию «Борис Годунов», почти закончил роман в стихах «Евгений Онегин».

Подробнее...

 

Фёдор Иванович Тютчев – русский поэт. Родился в Орловской губернии, в дворянской семье. Был ласковым, спокойным и одарённым ребёнком. Большое влияние на Тютчева оказал домашний учитель Семён Егорович Раич – поэт-переводчик. Он стал для своего ученика настоящим товарищем.

Поощряемый учителем, 12-летний мальчик начал писать стихи. Фёдор полюбил также заниматься литературными переводами – переводил оды древнеримского поэта Горация.

В 15 лет Тютчев поступил в Московский университет на словесное отделение. После окончания университета он больше 20 лет служил дипломатом в Германии и Италии.

В 1836 году стихотворения Тютчева попали в руки А. С. Пушкина. Тот пришёл в восторг и опубликовал 16 из них в своём журнале «Современник».

Первая книга стихов Тютчева вышла в свет в 1854 году. Он автор таких известных стихов, как «Весенние воды», «Ещё земли печален вид…», «Первый лист».

Подробнее...

 

Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт, прозаик, драматург. Родился в Москве, в дворянской семье. Рано потерял мать. Воспитывался бабушкой. Играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на свои стихи. Прекрасно рисовал. Побывав на Кавказе, Лермонтов услышал местные предания, сказки и песни.

Окончив кавалерийское училище в Петербурге, был произведён в офицеры. Стихотворение «Смерть Поэта» – о гибели на дуэли А. С. Пушкина – сделало имя Лермонтова известным. По приказу Николая I он был арестован, а затем отправлен в ссылку на Кавказ.

В 1840 году вышел первый сборник стихов Лермонтова. К этому времени уже были созданы поэмы «Мцыри», «Демон», «Беглец», роман «Герой нашего времени». Снова оказавшись на Кавказе, поэт участвовал в боевых действиях и проявил смелость и мужество. В 1841 году погиб на дуэли.

Подробнее...

 

Иван Саввич Никитин – русский поэт. Родился в Воронеже, в семье небогатого торговца. Отец был умным и начитанным человеком, мать – доброй, мягкой женщиной.

В восемь лет Никитина отдали в духовное училище, закончив которое юноша был вынужден помогать отцу и начал торговать. Жизнь была тяжёлой, но Никитин не сдавался: он читал книги, изучал французский язык, писал стихи о жизни простых людей, о нужде, бедности и горе, о красоте родной природы. В 1856 году вышел первый сборник его стихов, вскоре ему удалось открыть книжную лавку. Но тяжкий труд и полная лишений жизнь подорвали здоровье поэта, и он умер молодым там же, в Воронеже.

Подробнее...

 

Лев Николаевич Толстой – прозаик, драматург. Родился в дворянской семье в родовом имении Ясная Поляна под Тулой. В возрасте двух лет лишился матери, в девять лет остался круглым сиротой на попечении родственников.

Учился в Казанском университете, но не закончил его и вернулся в Ясную Поляну. Там организовал школу для крестьянских детей. Затем поступил на военную службу и участвовал в военных действиях на Кавказе. В 1852 году была опубликована его повесть «Детство», а позже «Отрочество» и «Юность». Толстой – автор многих рассказов, повестей и романов, самым известным из которых является «Война и мир». Для крестьянских детей Толстой написал «Азбуку» и составил «Русские книги для чтения», куда вошли не только его рассказы, но и переработанные им басни, былины, сказки.

Подробнее...

 

Антон Павлович Чехов – прозаик, драматург. Родился в Таганроге, в семье лавочника. Отец был одарённым человеком, играл на скрипке, увлекался живописью, пением. Мать часто рассказывала детям сказки.

Когда отец разорился, семья переехала в Петербург. Чехов остался в Таганроге один, чтобы закончить гимназию. Ему пришлось самому зарабатывать себе на жизнь. Затем он учился на медицинском факультете Московского университета и сотрудничал в юмористических журналах. Став врачом, Чехов не оставил литературу.

Автор знаменитых рассказов («Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника»), повестей («Дама с собачкой», «Дом с мезонином») и пьес («Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня»).

Подробнее...

 

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) – прозаик, драматург, поэт. Рано остался сиротой. Детство его было трудным. Воспитывался дедом, человеком с тяжёлым характером, и бабушкой, которая рассказывала внуку сказки, пела песни. Окончил ремесленное училище, много занимался самообразованием. Работал посудомойщиком, учеником иконописца, рабочим, чертёжником, много странствовал.

Литературную деятельность начал как журналист. Создал автобиографическую трилогию «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Горький любил мастерить, заниматься физическим трудом, ценил и понимал природу, знал народные приметы и поверья. Умер в 1936 году под Москвой.

Подробнее...

 

Александр Иванович Куприн – русский прозаик. Родился в Пензенской губернии, в небогатой чиновничьей семье. Рано лишился отца. В шесть лет был отдан в пансион, затем учился в Московском кадетском корпусе и военном училище. Будучи юнкером, опубликовал свой первый рассказ «Последний дебют».

В 1894 году вышел в отставку и поселился в Киеве. Работал репортёром, конторщиком, актёром, много странствовал по России. Был очень добрым человеком, любил зверей и птиц. Часами мог наблюдать за их повадками.

Автор знаменитых повестей «Поединок», «Изумруд», «Гранатовый браслет», «Олеся». После революции 1917 года уехал за границу, в 1937 году вернулся на родину и вскоре умер в Москве.

Подробнее...

 

Иван Алексеевич Бунин – поэт, прозаик. Родился в Воронеже, в дворянской семье. Детство и отрочество провёл в Елецком уезде Орловской губернии, в родовом имении. Работал в орловской газете, служил библиотекарем, много странствовал по Украине. Первое стихотворение «Деревенский нищий» было опубликовано в 1888 году. С этого момента Бунин начал регулярно печататься.

В 1919 году уехал за границу. Умер в Париже.

Листопад

О произведении

Стихотворение написано в 1900 году. При первой публикации имело подзаголовок «Осенняя поэма». Прекрасное, яркое, образное стихотворение, прославляющее красоту природы. Лес изображён как особый мир, «терем расписной», в котором обитает Осень. Сначала автор рисует раннюю золотую осень, радостную и светлую. Но приходят холода, льют дожди, природа увядает, засыпает, лес оголяется и пустеет. Повсюду чувствуется дыхание смерти.

Подробнее...

 

Константин Георгиевич Паустовский – русский прозаик. Родился в Москве. Отец работал статистиком на железной дороге, мать занималась хозяйством. В семье любили искусство: пели, играли на рояле, увлекались театром.

Ещё учась в гимназии, Паустовский был вынужден зарабатывать себе на жизнь репетиторством. В 1911 году был напечатан его первый рассказ. Учился в Киевском университете, а затем в Московском. Работал кондуктором, санитаром, много странствовал. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом.

Многие произведения писателя посвящены средней полосе России, её природе и людям, простым и никому не известным. Последние годы жизни провёл в Тарусе – маленьком городке на Оке. Все, кто знал Паустовского, его очень любили и ценили.

Подробнее...

 

Сергей Александрович Есенин – русский поэт. Родился в крестьянской семье, большой и бедной. Был отдан на воспитание более зажиточному деду. В детстве был озорным и непоседливым. Бабушка рассказывала ему сказки, но мальчику не нравились их плохие финалы, которые он переделывал на свой лад. Дедушка пел ему старинные песни, пересказывал Библию. К девяти годам Есенин начал писать стихи. Родители отдали сына учиться в церковно-учительскую школу. В 17 лет он уехал в Москву.

К 1913 году Есенин – уже автор множества стихов. Вскоре он становится известным и модным поэтом. В 1916 году вышел его первый сборник «Радуница».

В 1925 году трагически погиб в Ленинграде.

Подробнее...

 

Евгений Львович Шварц – писатель, драматург-сказочник. Родился в Казани, в семье врача. Детство и юность провёл в Майкопе. Выдумщик и заводила, он сочинял шуточные пьесы, экспромты, стихи, до слёз смешил окружающих, прекрасно пел и танцевал. В 1921 году с труппой любительского театра приехал в Петроград. Там он стал секретарём К. И. Чуковского, познакомился с известными писателями. Писал стихотворные фельетоны, сатирические рассказы. Работал в детских журналах «Ёж» и «Чиж». На их страницах появились его пьесы-сказки «Новые приключения Кота в сапогах» и «Красная Шапочка». Самые известные пьесы Шварца – «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» – были не раз экранизированы. Его драматические произведения до сих пор ставятся в театрах.

Сказка о потерянном времени

Подробнее...

 

Леонид Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев) – прозаик. Родился в Петербурге, в семье военного. В годы Гражданской войны потерял родителей и попал в школу для беспризорных. Об этой школе он в 1927 году в соавторстве с Г. Белых написал повесть «Республика ШКИД».

Писал о Великой Отечественной войне (рассказы «Новенькая», «Платочек»). Автор очерков, рассказов, автобиографической книги «Лёнька Пантелеев», дневников, посвящённых блокадному Ленинграду («В осаждённом городе», «Январь 1944»), и увлекательных воспоминаний о русских писателях: С. Я. Маршаке, Е. Л. Шварце, М. Горьком. Некоторые произведения Пантелеева были экранизированы.

Подробнее...

 

Виктор Юзефович Драгунский – прозаик. Почти всю жизнь прожил в Москве. Работал токарем, шорником, лодочником, но всегда хотел служить в театре, в цирке. Он организовывал театральные группы и ансамбли, одним из которых – «Синяя птица» – руководил 10 лет.

Сочинял пьесы, тексты для клоунов, эстрадные сценки и песни. Любил выступать перед детьми. Однажды он попробовал записать свои произведения – получилась весёлая книга для детей «Денискины рассказы». Их герой – озорной и находчивый мальчик, с которым постоянно происходят смешные истории.

Подробнее...

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru