Развитие речи как основы всякой умственной деятельности и средства коммуникации — необходимая составная часть содержания начального курса родного языка и звено, которое органически связывает все его части и объединяет их в единый предмет — русский язык.
Систематическая работа по развитию речи младших школьников формирует у детей коммуникативно-речевые умения:
понимать тему текста и определять ее границы;
отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;
прогнозировать содержание текста по его названию, а также озаглавливать текст в соответствии с содержанием;
Вводная беседа.
Учитель: Сегодня к нам на урок пришла волшебница зима. У нас первый урок, на улице еще темно... Давайте все вместе посмотрим в окно на картину зимы. (Учащиеся наблюдают.)
А теперь включим электрический свет и снова посмотрим в окно. При свете или без него нам больше нравится картина зимы?
Лучше при свете.
Нет, лучше без света, тогда за окном видно яснее.
Здесь светло, а там темно — кажется, что видишь две разные картины.
1. Вводная беседа.
Учитель: Отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела!
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом —
Всё покрылось серебром.
(Зима)
Вводная беседа.
Учитель: Вам нравятся грибы? Какие они?
За красочное описание вы кладете грибок в кузовок старичка-лесовичка. (Крепкие, пузатые, яркие, похожие на гномов, на опавшие листья и т.д.)
— А вот этот грибок, масленок, чуть не плачет — он-то не раскрашен! Подарите ему краски.
Словесное «рисование».
(Дети предлагают покрыть шляпку грибка темно-коричневой краской, нижнюю сторону шляпки — желтоватой, пленочку внизу— белой.)
1. Вводная беседа.
Учитель: Как тепло, сухо, весело в лесу! Все там словно зеленеет и блестит на солнышке. Птичий хор не смолкает в кустарниках.
Каждая птичка поет полным голосом — славит ясные зори. Теплые дни, грибные дождики.
С высоты еловых свечек
Птичка пеночка — кузнечик
Беспокойно в знойный день
Манит нас укрыться в тень.
Эта работа начинается в конце I полугодия. Сочинения первоклассников — это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся.
При подготовке к первым детским сочинениям учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы. Примерный порядок работы над сочинением:
устное рассказывание по теме сочинения. При этом учитель дает возможность учащимся высказать свои личные впечатления;
Сообщение темы и целей урока.
Анализ текста, записанного на доске:
Лето. Поляна. Дерево. Кустик. Красота. Птичка. Крылышки. Перышки. Клювик. Глазки. Лапки. Хвостик. Взмах. Полет. Скорость. Улетела.
Что вы можете сказать об этом тексте? Чем он необычен?
О чем идет речь в тексте?
Как бы вы предложили его озаглавить?
Можно ли составить другой текст, используя предложенные слова? Что для этого нужно сделать?
В 1-м классе дети знакомятся с сочинением-описанием. Сочинение-описание способствует развитию точности выбора слов, словосочетаний, предложений, четкому оформлению мыслей. Ученики в процессе художественного описания учатся наблюдать, выделять основные отличительные признаки предмета, применять полученные знания и наблюдения.
Элементы эмоционального описания включаются в сочинения постепенно. Они состоят на первых порах из 2-3 предложений. Чтобы учащиеся могли включать элементы описания в свои творческие работы, они под руководством учителя предварительно составляют короткие устные и письменные зарисовки (2-3 предложения) хорошо знакомых предметов и явлений природы, внешности человека.
Сочинения во 2-м классе — это небольшие сюжетные рассказы как в устной, так и в письменной форме.
Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, составление которых рекомендуется проводить лишь во II полугодии.
Сочинения составляются также коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до начала урока. Если же план составляется коллективно, то запись ведется по мере его составления в течение урока.
Наблюдательность очень важна для развития речи. Учитель в процессе обучения организует систему наблюдений за природой, отдельными предметами и процессами. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это также сочинения-описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные, синтезируют их. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.
Описания бывают деловые (например, «Наш кабинет труда») и эмоционально-образные (например, «Наша Мурка», «В саду осенью»). В начальных классах мы рекомендуем следующие виды описаний:
К сочинениям-миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме (преимущественно на уроках русского языка), предъявляются те же требования, что и к сочинениям более крупных форм.
Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени: не нужны длительные наблюдения, поэтому беседа очень короткая (2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста.
Во 2-м классе дети начинают готовиться к написанию сочинений на заданную тему. Тема определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит логика и полнота сочинения.
Поэтому начальный и важный этап в работе над сочинением — выбор учителем темы, а при планировании на длительный период — определение тематики сочинений.
Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена тема «Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено. Но учитель (а в 4-м классе и сами дети) может и по-другому сформулировать заглавие: «Добро пожаловать, весна!», «Первые вести о весне», «Весна идет» и др. Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно.
Чтение темы и обдумывание содержания сочинения. (О чем можно написать в сочинении?)
Беседа по содержанию:
Где пас стадо Юра?
Сколько волков напало на стадо?
Как он стал защищать стадо от волков?
Что сделали собаки?
Составление плана:
Сочинения по наблюдениям
Осенние подарки. (Запись текста из 3-4 предложений, иллюстрирование сочинений.)
Зимний вечер.
Как природа встречает весну.
Весна, весна на улице!
Зима в парке. (Коллективное сочинение после экскурсии в парк.)
Как я узнал, что осень пришла.
Сегодня мамин праздник.
Цели работы: формирование умений правильно отвечать на вопросы, дописывать предложения; записывать в логической последовательности текст; правильно оформлять границы предложений.
Подготовь письменные ответы на вопросы.
В лесу
Куда заглянула весна?
Кого она одела в зеленый кружевной наряд? Кого нарядила в мохнатые шубки? Кто встречает весну на первой проталинке? Представь, о чем ты будешь писать. Запиши свои ответы.
Прежде чем приступить к написанию таких сочинений, следует научить детей:
правильно строить простые предложения различных типов;
отбирать слова и употреблять их в речи;
самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений;
составлять небольшие рассказы с элементами описания об экскурсиях, работе, наблюдениях; о случаях из своей жизни; по одной картине и отдельным эпизодам кинофильма.
Как устным рассказам, так и письменным сочинениям детей обучают в определенной системе. Вначале восстанавливают навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Там, где это возможно, в сюжеты включают элементы описания.
Рассматривание картинок; определение темы, объединяющей картинки:
Что изображено на картинках?
Какое общее заглавие можно выбрать для них? («В библиотеке», «Помощь библиотеке», «Книжкина больница» и т.п.)
Определите, последовательно или одновременно происходят действия?
Повторение структурных элементов сочинения. Словарно- орфографическая подготовка:
Вспомните, из каких структурных элементов состоит сочинение? (Начало, основная часть, концовка. Все части должны быть связаны между собой.)
Подумайте, какие специальные слова нам потребуются, для того чтобы рассказать о работе детей в библиотеке? (Библиотека, библиотекарь, стеллаж, алфавитный порядок, корешок, обложка, стенд.)
Это новый вид работы в 4-м классе. Рассуждение — наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается па понимании причинно-следственных связей явлений и событий, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют — их нужно вырабатывать постепенно.
К составлению сочинений с элементами рассуждения учащиеся приступают во 2-й четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении. Написанию таких сочинений предшествует большая подготовительная работа.
Обучение элементарному рассуждению способствует коллективная работа над планом сочинения. Например, подготовку к сочинению на тему «Что я люблю рисовать» можно провести следующим образом.
В сочинениях-письмах выражаются эмоциональные переживания детей, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям.
Начинается работа но написанию писем путем постепенного введения необходимых представлений об элементах письма как текста, его структуре, композиции, лексике. Учитель должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, адресуясь конкретным лицам.
Письмо особым образом оформляют: вначале пишут приветствие и называют человека, которому письмо адресовано, а в конце ставят подпись, дату. Начинается работа над сочинениями такого вида с коллективного составления небольших писем.
Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
В школах рекомендуются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке. Для развития речи лучше использовать художественные картины (репродукции). Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
Сочинения по картинам делятся на два основных вида: повествовательные по серии картин; повествовательные по одной картине, которая будит воображение, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.
Цели урока: учить описывать картину; строить текст в определенной композиционной форме; определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты, грамматические ошибки в сочинениях; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»; музыкальный альбом H.H. Чайковского «Времена года»; выставка рисунков детей; плакат с правилами самопроверки, переносная доска с материалами словарной работы, «Орфографический словарь»; плакат с эпиграфом урока: «Люблю я пышное природы увяданье, / В багрец и в золото одетые леса...» (A.C. Пушкин).
В 3-4-м классах дети уже имеют значительный читательский опыт. Отзывы о прочитанном очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, чтобы ребенок смог глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали произведения. И подготовка, и написание отзывов связаны с уроками внеклассного чтения, на которых дети дают устные характеристики прочитанному.
В 1-2-м классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов — они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого-то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет. Постепенно школьников подготавливают к 3-му классу, где впервые проводится урок обучения написанию отзывов.
Сочинение проводится после того, как все дети прочитали эту повесть. Перед написанием сочинения необходимо провести работу по анализу произведения — обсуждению темы, главных героев, происходящих событий. Во время обсуждения необходимо выслушать мнение детей о прочитанном, выделить наиболее понравившиеся им эпизоды.
Ход урока
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня на уроке вам предстоит написать сочинение-отзыв о повести А. Гайдара «Чук и Гек». Перед вами стоит ряд задач:
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Художник-Весна».
Беседа:
Почему автор называет Весну художником?
Как раскрасила Весна-Красна сережки осины и тополя, цветы на деревьях, цветы калужницы?
Какие цветы появились первыми и с чем сравнивает их автор?
Почему автор использует такое сравнение?
Как Скребицкий показывает, что цветов много?
Это один из видов сочинений, представляющих для детей наибольшую сложность.
К ним относятся сочинения:
по заданному началу текста;
по его середине, когда требуется сочинить начало и конец;
по концу текста.
При подготовке к написанию сочинений данного вида учитель должен учитывать следующие требования:
отрывок должен быть кратким;
начало должно содержать завязку;
середина должна быть кульминацией;
Сочинение данного вида тесно связано с прочитанным материалом или рассказом учителя. Работа над ним начинается с анализа произведения, близкого детям по жизненному опыту.
Ход урока
Сообщение темы и цели урока.
Знакомство с текстом: Миша привычной дорогой возвращался из школы домой. Вдруг он заметил, что кто-то тонет в реке. Через минуту мальчик был уже в воде.
Сообщение темы и цели урока.
Знакомство с текстом:
Все успокоились. Рыбки спокойно плавали в аквариуме. А кот Барсик, обиженный, лежал на кухне под столом.
Подготовительная беседа:
Какой момент события показан в этом отрывке?
Можно ли предположить, что это начало рассказа? Середина?
Как я отдыхал летом (по летним впечатлениям).
Осень просим! (Отзыв на книгу В. Бианки «Лесная газета»).
Сочинение по картине И. Левитана «Рожь».
Что меня радует и что огорчает.
Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег».
Если бы я был Дедом Морозом (Снегурочкой) (сочинение-сказка).
Белочка (сочинение-миниатюра).
Цель работы: проверить усвоение типов и частей текста, способность запоминать текст.
Прочитай текст. Добавь к нему вступление и заключение.
Она была с ярким тигровым окрасом. Полоски на ее спине то переливались, то сливались. Глаза у нее были, как спелый крыжовник. Лапки она то и дело вытягивала и прятала свои острые коготки. Но вот она зажмурилась и потянулась.
Определи тип получившегося текста.
Какой ты представляешь себе кошку?
Самый радостный день каникул.
Лес, точно терем расписной...
Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».
Моя биография (сочинение по вопросам).
Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри».
Ноябрь в нашем городе.
Цель работы: проверить усвоение материала по теме «Текст- описание», умение составлять текст по аналогии.
1. Прочитай текст.
Лукошко
Лежит лукошко в траве-землянике донышком кверху. Алеша взял лукошко и замер.
Сидит лягушка и на Алешу смотрит. Была она темно-зеленая и словно прозрачная. Лапки у нее точеные, каждый пальчик виден. А глазки у красавицы васильковые. Поднялась на лапки, воздух набирает, словно сказать хочет что-то важное. Царевна лягушка — да и только!