Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Развитие речи как основы всякой умственной деятельности и средства коммуникации — необходимая составная часть содержа­ния начального курса родного языка и звено, которое органически связывает все его части и объединяет их в единый предмет — рус­ский язык.

Систематическая работа по развитию речи младших школьни­ков формирует у детей коммуникативно-речевые умения:

понимать тему текста и определять ее границы;

отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;

прогнозировать содержание текста по его названию, а также озаглавливать текст в соответствии с содержанием;

Подробнее...

 

Вводная беседа.

Учитель: Сегодня к нам на урок пришла волшебница зима. У нас первый урок, на улице еще темно... Давайте все вместе посмотрим в окно на картину зимы. (Учащиеся наблюдают.)

А теперь включим электрический свет и снова посмотрим в окно. При свете или без него нам больше нравится картина зимы?

Лучше при свете.

Нет, лучше без света, тогда за окном видно яснее.

Здесь светло, а там темно — кажется, что видишь две раз­ные картины.

Подробнее...

 

1. Вводная беседа.

Учитель: Отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела!

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом —

Всё покрылось серебром.

(Зима)

Подробнее...

 

Вводная беседа.

Учитель: Вам нравятся грибы? Какие они?

За красочное описание вы кладете грибок в кузовок старичка-лесовичка. (Крепкие, пузатые, яркие, похожие на гномов, на опавшие листья и т.д.)

— А вот этот грибок, масленок, чуть не плачет — он-то не рас­крашен! Подарите ему краски.

Словесное «рисование».

(Дети предлагают покрыть шляпку грибка темно-коричневой крас­кой, нижнюю сторону шляпки — желтоватой, пленочку внизу— белой.)

Подробнее...

 

1. Вводная беседа.

Учитель: Как тепло, сухо, весело в лесу! Все там словно зеленеет и блестит на солнышке. Птичий хор не смолкает в кустарниках.

Каждая птичка поет полным голосом — славит ясные зори. Теплые дни, грибные дождики.

С высоты еловых свечек

Птичка пеночка — кузнечик

Беспокойно в знойный день

Манит нас укрыться в тень.

Подробнее...

 

Эта работа начинается в конце I полугодия. Сочинения перво­классников — это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся.

При подготовке к первым детским сочинениям учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы. Примерный порядок работы над сочинением:

устное рассказывание по теме сочинения. При этом учитель дает возможность учащимся высказать свои личные впечатления;

Подробнее...

 

Сообщение темы и целей урока.

Анализ текста, записанного на доске:

Лето. Поляна. Дерево. Кустик. Красота. Птичка. Крылышки. Перышки. Клювик. Глазки. Лапки. Хвостик. Взмах. Полет. Скорость. Улетела.

Что вы можете сказать об этом тексте? Чем он необычен?

О чем идет речь в тексте?

Как бы вы предложили его озаглавить?

Можно ли составить другой текст, используя предложенные слова? Что для этого нужно сделать?

Подробнее...

 

В 1-м классе дети знакомятся с сочинением-описанием. Сочине­ние-описание способствует развитию точности выбора слов, слово­сочетаний, предложений, четкому оформлению мыслей. Ученики в процессе художественного описания учатся наблюдать, выделять основные отличительные признаки предмета, применять получен­ные знания и наблюдения.

Элементы эмоционального описания включаются в сочинения постепенно. Они состоят на первых порах из 2-3 предложений. Чтобы учащиеся могли включать элементы описания в свои твор­ческие работы, они под руководством учителя предварительно составляют короткие устные и письменные зарисовки (2-3 предло­жения) хорошо знакомых предметов и явлений природы, внешности человека.

Подробнее...

 

Сочинения во 2-м классе — это небольшие сюжетные рассказы как в устной, так и в письменной форме.

Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, составление которых реко­мендуется проводить лишь во II полугодии.

Сочинения составляются также коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до начала урока. Если же план составляется кол­лективно, то запись ведется по мере его составления в течение урока.

Подробнее...

 

Наблюдательность очень важна для развития речи. Учитель в процессе обучения организует систему наблюдений за природой, отдельными предметами и процессами. Устные рассказы и пись­менные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблю­дений. Это также сочинения-описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предме­тов, выделяют существенные, синтезируют их. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой после­довательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.

Описания бывают деловые (например, «Наш кабинет труда») и эмоционально-образные (например, «Наша Мурка», «В саду осенью»). В начальных классах мы рекомендуем следующие виды описаний:

Подробнее...

К сочинениям-миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме (преимущественно на уроках русского языка), предъявляются те же требования, что и к сочинениям более круп­ных форм.

Однако подготовительная работа здесь занимает значи­тельно меньше времени: не нужны длительные наблюдения, поэтому беседа очень короткая (2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста.

Подробнее...

 

Во 2-м классе дети начинают готовиться к написанию сочи­нений на заданную тему. Тема определяет отбор материала, фак­тов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит логика и полнота сочине­ния.

Поэтому начальный и важный этап в работе над сочинением — выбор учителем темы, а при планировании на длительный период — определение тематики сочинений.

Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена тема «Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено. Но учитель (а в 4-м классе и сами дети) может и по-другому сформулировать заглавие: «Добро пожа­ловать, весна!», «Первые вести о весне», «Весна идет» и др. Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно.

Подробнее...

 

Чтение темы и обдумывание содержания сочинения. (О чем можно написать в сочинении?)

Беседа по содержанию:

Где пас стадо Юра?

Сколько волков напало на стадо?

Как он стал защищать стадо от волков?

Что сделали собаки?

Составление плана:

Подробнее...

 

Сочинения по наблюдениям

Осенние подарки. (Запись текста из 3-4 предложений, иллю­стрирование сочинений.)

Зимний вечер.

Как природа встречает весну.

Весна, весна на улице!

Зима в парке. (Коллективное сочинение после экскурсии в парк.)

Как я узнал, что осень пришла.

Сегодня мамин праздник.

Подробнее...

 

Цели работы: формирование умений правильно отвечать на во­просы, дописывать предложения; записывать в логической последо­вательности текст; правильно оформлять границы предложений.

Подготовь письменные ответы на вопросы.

В лесу

Куда заглянула весна?

Кого она одела в зеленый кружевной наряд? Кого нарядила в мохнатые шубки? Кто встречает весну на первой проталинке? Представь, о чем ты будешь писать. Запиши свои ответы.

Подробнее...

 

Прежде чем приступить к написанию таких сочинений, следует научить детей:

правильно строить простые предложения различных типов;

отбирать слова и употреблять их в речи;

самостоятельно составлять план сочинения в форме вопроси­тельных, повествовательных и восклицательных предложений;

составлять небольшие рассказы с элементами описания об экскур­сиях, работе, наблюдениях; о случаях из своей жизни; по одной картине и отдельным эпизодам кинофильма.

Как устным рассказам, так и письменным сочинениям детей обуча­ют в определенной системе. Вначале восстанавливают навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Там, где это возможно, в сюжеты включают элементы описания.

Подробнее...

 

Рассматривание картинок; определение темы, объединя­ющей картинки:

Что изображено на картинках?

Какое общее заглавие можно выбрать для них? («В библио­теке», «Помощь библиотеке», «Книжкина больница» и т.п.)

Определите, последовательно или одновременно происходят действия?

Повторение структурных элементов сочинения. Словарно- орфографическая подготовка:

Вспомните, из каких структурных элементов состоит сочи­нение? (Начало, основная часть, концовка. Все части должны быть связаны между собой.)

Подумайте, какие специальные слова нам потребуются, для того чтобы рассказать о работе детей в библиотеке? (Библиотека, биб­лиотекарь, стеллаж, алфавитный порядок, корешок, обложка, стенд.)

Подробнее...

 

Это новый вид работы в 4-м классе. Рассуждение — наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается па понима­нии причинно-следственных связей явлений и событий, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют — их нужно вырабатывать постепенно.

К составлению сочинений с элементами рассуждения учащиеся приступают во 2-й четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочи­нении. Написанию таких сочинений предшествует большая подго­товительная работа.

Обучение элементарному рассуждению способствует коллектив­ная работа над планом сочинения. Например, подготовку к сочине­нию на тему «Что я люблю рисовать» можно провести следующим образом.

Подробнее...

В сочинениях-письмах выражаются эмоциональные пережива­ния детей, их отношение к событиям повседневной жизни, к окру­жающим людям.

Начинается работа но написанию писем путем постепенного введения необходимых представлений об элементах письма как текста, его структуре, композиции, лексике. Учитель должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, адресуясь конкретным лицам.

Письмо особым образом оформляют: вначале пишут при­ветствие и называют человека, которому письмо адресовано, а в конце ставят подпись, дату. Начинается работа над сочине­ниями такого вида с коллективного составления небольших писем.

Подробнее...

 

Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему позна­ние жизни.

В школах рекомендуются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке. Для развития речи лучше использовать художественные картины (репродукции). Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Сочинения по картинам делятся на два основных вида: повество­вательные по серии картин; повествовательные по одной картине, которая будит воображение, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.

Подробнее...

 

Цели урока: учить описывать картину; строить текст в опре­деленной композиционной форме; определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты, грамматические ошибки в сочинениях; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действитель­ности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»; музыкальный альбом H.H. Чайковского «Времена года»; вы­ставка рисунков детей; плакат с правилами самопроверки, переносная доска с материалами словарной работы, «Орфографический словарь»; плакат с эпиграфом урока: «Люблю я пышное природы увяданье, / В багрец и в золото одетые леса...» (A.C. Пушкин).

Подробнее...

 

В 3-4-м классах дети уже имеют значительный читательский опыт. Отзывы о прочитанном очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или про­смотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, чтобы ребенок смог глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художест­венные детали произведения. И подготовка, и написание отзывов связаны с уроками внеклассного чтения, на которых дети дают устные характеристики прочитанному.

В 1-2-м классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов — они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого-то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет. Постепенно школьников подготавливают к 3-му классу, где впер­вые проводится урок обучения написанию отзывов.

Подробнее...

 

Сочинение проводится после того, как все дети прочитали эту повесть. Перед написанием сочинения необходимо провести работу по анализу произведения — обсуждению темы, главных героев, происходящих событий. Во время обсуждения необходимо выслу­шать мнение детей о прочитанном, выделить наиболее понравив­шиеся им эпизоды.

Ход урока

Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня на уроке вам предстоит написать сочинение-отзыв о повести А. Гайдара «Чук и Гек». Перед вами стоит ряд задач:

Подробнее...

 

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Художник-Весна».

Беседа:

Почему автор называет Весну художником?

Как раскрасила Весна-Красна сережки осины и тополя, цветы на деревьях, цветы калужницы?

Какие цветы появились первыми и с чем сравнивает их автор?

Почему автор использует такое сравнение?

Как Скребицкий показывает, что цветов много?

Подробнее...

 

Это один из видов сочинений, представляющих для детей наи­большую сложность.

К ним относятся сочинения:

по заданному началу текста;

по его середине, когда требуется сочинить начало и конец;

по концу текста.

При подготовке к написанию сочинений данного вида учитель должен учитывать следующие требования:

отрывок должен быть кратким;

начало должно содержать завязку;

середина должна быть кульминацией;

Подробнее...

 

Сочинение данного вида тесно связано с прочитанным материа­лом или рассказом учителя. Работа над ним начинается с анализа произведения, близкого детям по жизненному опыту.

Ход урока

Сообщение темы и цели урока.

Знакомство с текстом: Миша привычной дорогой возвращался из школы домой. Вдруг он заметил, что кто-то тонет в реке. Через минуту мальчик был уже в воде.

Подробнее...

 

Сообщение темы и цели урока.

Знакомство с текстом:

Все успокоились. Рыбки спокойно плавали в аквариуме. А кот Барсик, обиженный, лежал на кухне под столом.

Подготовительная беседа:

Какой момент события показан в этом отрывке?

Можно ли предположить, что это начало рассказа? Середина?

Подробнее...

 

Как я отдыхал летом (по летним впечатлениям).

Осень просим! (Отзыв на книгу В. Бианки «Лесная газета»).

Сочинение по картине И. Левитана «Рожь».

Что меня радует и что огорчает.

Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег».

Если бы я был Дедом Морозом (Снегурочкой) (сочинение-сказка).

Белочка (сочинение-миниатюра).

Подробнее...

 

Цель работы: проверить усвоение типов и частей текста, спо­собность запоминать текст.

Прочитай текст. Добавь к нему вступление и заключение.

Она была с ярким тигровым окрасом. Полоски на ее спине то пере­ливались, то сливались. Глаза у нее были, как спелый крыжовник. Лапки она то и дело вытягивала и прятала свои острые коготки. Но вот она зажмурилась и потянулась.

Определи тип получившегося текста.

Какой ты представляешь себе кошку?

Подробнее...

 

Самый радостный день каникул.

Лес, точно терем расписной...

Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».

Моя биография (сочинение по вопросам).

Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри».

Ноябрь в нашем городе.

Подробнее...

 

Цель работы: проверить усвоение материала по теме «Текст- описание», умение составлять текст по аналогии.

1. Прочитай текст.

Лукошко

Лежит лукошко в траве-землянике донышком кверху. Алеша взял лукошко и замер.

Сидит лягушка и на Алешу смотрит. Была она темно-зеленая и словно прозрачная. Лапки у нее точеные, каждый пальчик виден. А глазки у красавицы васильковые. Поднялась на лапки, воздух наби­рает, словно сказать хочет что-то важное. Царевна лягушка — да и только!

Подробнее...

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru