Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания.
Речевая деятельность детей способствует овладению родным языком. Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Овладение речью - это главный способ познания окружающего мира. Чем полнее и глубже усваиваются богатство языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает всевозможные стороны в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе. Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства.
Большинство направлений работы по развитию речи можно успешно проводить на самых разных уроках. Но главные - это, конечно же, уроки русского языка и литературного чтения. Поэтому полноценное речевое развитие младших школьников является важнейшим направлением процесса обучения русскому языку.
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью,– вот основное содержание уроков по развитию речи.
Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.
Рассмотрим принципы в работе учителя как ступени для движения его совместно с подопечными по лестнице знаний.
Речевая активность учащихся проявляется в их общительности, в отсутствии скованности, молчаливости, боязни говорить. Учитель обязан «разговорить» своих учеников в любых условиях и ситуациях.
Углубленное смысловое восприятие детьми учебных текстов для чтения, списывания, воспроизведения по памяти. Педагог понимает, что развитие речи у одних надо начинать с устной речи, для других - верным будет начало с речи письменной.
Формирование у детей педагогом некоторых понятий, связанных с лингвистикой текста. Имея знания о построении текста, ребенок успешно овладевает осознаваемостью речевых действий.
Теоретические знания, умение анализировать, сопоставлять и компоновать свои мысли в звуковой или зрительной интерпретации, показывают уровень готовности ребенка к речевой деятельности самостоятельно или под контролем учителя.
Выполнение заданий, развивающих связную речь учащихся, письменную или устную, способствует повышению уровня у детей собственной речевой активности и её применения на практике. Ребенок чувствует самостоятельность в своей речевой деятельности, он уже перестает комплексовать за свою косноязычность и боязнь быть не понятым окружающими.
Эти «ступени» существуют перед учителем как проект его деятельности в развитии речи и общей культуры своих учащихся. Современная нацеленность программы на речевое развитие учащихся выдвигает задачу дальнейших методических поисков, связанных с определением места и роли уроков развития речи в системе обучения русскому языку.
Важнейшим достоинством современного этапа обучения русскому языку является повышенное внимание к речевой подготовке школьников. Обучение в начальной школе начинается с усвоения понятий «язык», «речь», «предложение», что в дальнейшем становится базой для обучения грамоте как основе письменной речи, для обогащения лексического и грамматического строя речи, для её стилистической дифференциации.
Указанные методические закономерности и принципы в своей совокупности являются теорией методики обучения языку и развития речи, руководствуясь которой целесообразно строить работу по развитию речи младших школьников, определять содержание, отбирать и структурировать средства и методы обучения на современном этапе.
Работу по развитию речи своих учеников строю в системе так, чтобы приоритетными оставались следующие цели:
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение выбору точных, выразительных, адекватных речевой ситуации языковых средств;
- обучение нормам языка и целесообразному, уместному применению его в зависимости от речевой ситуации, от смысла и стиля высказывания;
- совершенствование и развитие речевой деятельности учащихся, т.е. процессов порождения и восприятия речи, на всех уровнях языка - фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом; выработки основных качеств «хорошей» речи.
Развивать речь детей - значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Задачу добиться творческого подъёма в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка я решила с помощью разнообразных видов письменных работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, творческое сочинение.
Все эти виды работ провожу в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание. Творческое списывание, прежде всего, должно быть сознательным. Сознательным же оно должно быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказывать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.
Творческое списывание обычно усложняют заданиями, связанными с развитием речи. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывается.
Например: Наступила... зима. Выпал... снег. Он покрыл... землю, деревья, крыши домов (и т.д.).
Творческий диктант может быть проведён на уроках закрепления и на уроках проверки знаний учащихся. Творческий диктант с ведением в него требуемых заданием орфограмм близок к творческому списыванию. При творческом диктанте текст воспринимается на слух, ученик должен тут же, чтобы не отстать от класса, подобрать нужное слово для вставки, т.е. работать быстрее, для чего необходим определённый навык.
Например: Было (жаркое, знойное) лето. Кузьма шёл по (зелёному, пёстрому) лугу. Вдруг в (высокой, сочной) траве он увидел (маленьких, слабых) зайчат, (и т.д.) (Слова в скобках - дети подбирают сами)
Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Он способствует развитию умения уловить ход мыслей автора, запомнить их последовательность связь. Для свободного диктанта необходим сюжетный текст.
Как известно, урок развития речи является разновидностью уроков русского языка, где основным упражнением традиционно считается изложение и сочинение.
Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочные изложения, в конечном счёте, - связующие звено между изложением и сочинением.
Выборочные изложения, используемые в системе других видов работ по развитию речи, помогают научить школьников собирать и систематизировать материал, способствуют закреплению умения определять объём и границы темы высказывания, раскрывать основную мысль.
Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы развивать у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без боязни делиться своими переживаниями, развивать потребность описывать красоту окружающей природы, красоты человека, приобщать его к миру прекрасного.
Чтобы сочинение получилось ярким, необходимо добиваться связности текста, красочности в описании, правильного построения предложения. Подготовка к написанию сочинения начинается задолго до этого. Дети выписывают отрывки из стихов, работают с текстами на тему сочинения, наблюдают, собирают иллюстрации. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Это очень важно, чтобы до написания сочинения дети уже работали над отдельными словами, предложениями.
На уроке развития речи, основное внимание уделено речевой деятельности учащихся, которая проявляется как в устной, так и в письменной формах. Цель такого урока - опираясь на полученные знания о языке, целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать (и понимать) чужую речь, а также строить собственные высказывания (тексты) в соответствии с нормами русского языка. Речь как деятельность по использованию языка в целях общения, познания, воздействия на других людей определяет содержание и структуру урока развития речи.
Кратко охарактеризую особенности речевых уроков. Специфика урока развития речи заложено уже в самом его названии: приоритет здесь отдаётся развитию языковой личности. Кроме того, она проявляется в целях, содержании, типологии уроков, а также в методах и приёмах обучения.
Основные цели урока развития речи:
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;
- формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
- обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
- развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;
- развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;
- знакомство с основными речеведческими понятиями, как теоретической основой обучения языку и развития речи.
Структура урока развития речи диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций.
Младший школьник с сегодняшнего дня получает большое количество информации из самых различных источников. Для использования этих сведений в своей жизни ученику необходимы не только знания, но и умение обладать грамотной речью для общения и жизни в обществе.
Развитие устной и письменной речи у младшего школьника предполагает ни столько формирования системы знаний, умений и навыков, а самое главное всемерное развитие ребёнка в процессе обучения на всех ступенях школы.
В высыпающемся меню Вы найдете методические разработки и дидактический материал, которые помогут развивать речь учеников и обучать их написанию изложений/сочинений.