Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Уроки практического труда (технологии) в школе издавна считаются специфическими. В соответствии с многолетней традицией их особенность принято подчёркивать, начиная уже с определения целей и задач. В частности, в числе приоритетных задач этого учебного предмета во всех программах много десятилетий подряд указываются: воспитание, трудолюбие, уважение к труду и к людям труда; формирование знаний о профессиях и подготовка к выбору профессии (профориентация).

В последние годы к ним ещё добавилась задача технологического образования учащихся. Следует заметить, что ни в одном другом учебном предмете подобных задач не ставится. Таким образом, специфика данной учебной дисциплины изначально определяется якобы присущей ей особой ролью в трудовой, профессиональной и технологической подготовке школьников. Однако подобная трактовка ошибочна. И пока она будет сохраняться, общеобразовательная роль уроков практического труда не повысится. Чтобы реально изменить статус этих уроков в современной школе и включить их в систему общего образования, потребуется, прежде всего, пересмотреть те факторы, которые определяют их истинную специфику.

С научной точки зрения, главная особенность уроков технологии заключается вовсе не в том, что на них можно более интенсивно обучать детей труду, технологиям или воспитывать трудолюбие. Ведь труд - это не только практические, физические действия; а трудолюбие предполагает наличие у человека таких качеств личности, как организованность, воля и т.п., которые проявляются в любой продуктивной деятельности. Учение, естественно, является для школьников основным видом деятельности. Учебный труд требует немалых умственных, эмоциональных и стенических усилий, и вкупе со всем укладом жизни ребёнка именно он способствует формированию важнейших трудовых качеств, которые и будут в дальнейшем определять всю жизнь человека.

Технология - частная сторона любого конкретного дела, поэтому овладение технологиями осуществляется непосредственно в процессе изучения того или иного вида деятельности. Главным образом, это происходит уже в период овладения конкретной профессией. Скажем, педагогические технологии будут изучать те выпускники школы, которые поступят в педагогический вуз; совершенно очевидно, что уроки технологии едва ли могут претендовать на особую роль в подготовке будущих педагогов. Технологии шинного производства, игры на органе, пломбирование зубов и многие-многие другие, важные для народного хозяйства и культурной жизни общества, тоже никак не могут быть предметом изучения на каком-то специфическом уровне не только в начальной, но и в средней школе. Тем более, невозможно их «привязать» к урокам технологии.

Таким образом, научные подходы к определению содержания и методики уроков практического труда в начальной школе следует искать не в области так называемого производственного, ремесленного образования, а в общих для всего учебного процесса областях: прежде всего в дидактике и теории воспитания, в психологии познавательной деятельности - но с учётом специфики данного предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru