Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственноколичественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги.

Поэтому целесообразно проводить с ними упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листах большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом. Например, чтобы ребенок научился различать верх и низ листа бумаги, ему предлагают выполнить задания типа: "Снежинки падают", "Бабочка на лугу".

Первое упражнение состоит в том, что под руководством педагога дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, или елочные украшения в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия ребенок сопровождает словами: "сверху вниз".

Подобным же образом выполняется и другое упражнение. Ориентируясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку (бумажную или пластмассовую) по листу бумаги, комментируя свои движения: "вверх – вниз", "снизу вверх".

Для отработки движения "слева направо" также используются игровые приемы, в которых дети действуют с мелкими игрушками. Например, самолет "разбегается" по взлетной полосе, машина "едет" из дома на дачу. Для обозначения дома и дачи в разных концах листа устанавливаются геометрические фигуры: дом – слева, а дача – справа. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: "слева направо".

Ориентированию на плоскости и запоминанию слов право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний помогает игра "Котята разбежались". На фланелеграфе или на листе бумаги размещены фигурки трех-четырех котят с шерсткой разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Дети называют место расположения котят: например, в середине. Учитель говорит: "Котята разбежались",– и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочередно должны показать и сказать, где какой находится котенок. Например: "Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий – внизу слева" и т.д.

Эта игра имеет несколько вариантов. Например, "Что изменилось?": педагог располагает фигурки котят на фланелеграфе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котенок, и запомнить. Затем дети выбирают "водящего", тот выходит из помещения, а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, водящий должен определить, что изменилось.

"Дрессированные котята". Ребенок-"дрессировщик" указывает место расположения каждого котенка. Например, черный котенок – в середине, а пестрый – внизу справа. Дети располагают фигурки в соответствии с указаниями "дрессировщика".

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru