Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что для них операции фонематического анализа и синтеза особенно сложны.
Работая по теме, дети учатся производить более дифференцированный звукобуквенный анализ, находить орфограммы, подлежащие проверке, соотносить их с опорными написаниями и писать в соответствии с этими проверками.
Поняв сходство, дети должны уяснить и различие этих согласных. Шумные звонкие и глухие согласные выделяют в зависимости от степени участия голосовых связок, силы мускульного напряжения органов речи. Голос не участвует в образовании шумных глухих. Сближение, напряжение, колебание голосовых наблюдаются при образовании шумных звонких согласных. Дети легко понимают это различие при выполнении следующего упражнения:
- Положите руку на горло. Произнесите [ж]. Чувствуете дрожание? Это голос. Из чего состоит [ж]? (Из голоса и шума).
- Теперь произнесите [ж] шепотом. Если говорим шепотом, голос не участвует. Проверьте, положите ладонь на горло.
Что слышно, когда шепчем [ж]? Что остается от [ж], когда убрали голос? (остается шум).
- Какой звук состоит только из шума?
Глухой согласный.
Какой согласный состоит из голоса и шума?
Звонкий согласный.
Чем же различаются звонкие и глухие согласные?
Наличием или отсутствием голоса.
Запоминание пар согласных способствует не только известная с первого класса «лента букв», такая же лента букв есть в презентации «Парные звонкие и глухие согласные». В ней по средствам интерактивной мультипликации лента букв оживает, и согласные собираются в пары и занимают свои места на ленте.
В процессе выполнения следующего упражнения дети узнают, что замена согласного парным влечет за собой изменение смысла слова. Целесообразно при его выполнении использовать предметные картинки и звуковые схемы. Школьники, пользуясь предметными картинками, понимают, что слово, с одной стороны, обозначает что-либо, с другой – имеет звуковую и буквенную формы.
С глухим траву она срезает, со звонким и листочки объедает. (коса - коза)
С глухим согласным мы его читаем, со звонким в нем мы обитаем. (том - дом)
Вторая группа упражнений направлена на формирование умения находить в слове согласный, который нужно проверять.
В современном русском языке определены три слабые позиции для парных согласных: на конце слова (дуб, сноп), перед глухим согласным (шапка, шубка), перед звонкими согласными (просьба, резьба).
Лишь овладев умением определять положение и качество звука в слове, школьник поймет, во-первых, почему парные согласные на конце слова и перед согласными нужно проверять (потому что в этих позициях парные звонкие и глухие согласные звуки не различаются, а, следовательно, возможен и выбор букв); во-вторых, почему надо проверять положением перед гласным (потому что этим положением парные согласные различаются, ясно слышится то звонкий, то глухой).
- Очень полезно предлагать списывание и диктанты с заданием пропустить буквы, написание которых нужно проверять.
Для отработки навыка нахождения звонких и глухих согласных, т.е. видение орфограммы, учитывая особенности детей (низкая скорость письма, быстрая утомляемость, низкая познавательная активность) актуально использование интерактивных презентаций. Например, «Упражнения в правописании парных звонких и глухих согласных на конце слова», где даны слова с парной согласной и ребенок должен выбрать и подчеркнуть согласную, которая требует проверки. Или логопедическая программа «Радуга». Даны слова с парной согласной. Необходимо, управляя краном, распределить слова на группы: «Проверка требуется» - «Проверка не требуется». При ошибочном выполнении включается сигнал «авария».
Существует большое разнообразить виды работ по данной теме, некоторые из них Вы найдете в высыпающемся меню.