1.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2.Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
3.Слог.
Раздели слова на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у| чи| тель - 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4.Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси-на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5.Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6.Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слово на эту орфограмму.
Делай так : малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Например: дочка, речка, мощный
8.Ударение.
Выпиши слово. Поставь в них правильно знак ударения.
Например: алфавит, азбука, портфель.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением(а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так: сады -сад
волна - волны
червивый - червь.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши 2 однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11.Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: морозы - мороз, ягода - ягодка.
Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки.
Запомни! Имена, отчества, фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13.Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и я, ю.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
15. Знаки препинания в конце предложения ( . ? ! ...)
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Слава нашей Родине! Слава труду!
16. Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
сущ. глагол
Делай так: Седые туманы плывут к облакам.[— = ]. ( Пов., невоскл., прост., распр.)
туманы (какие?) седые
плывут (куда? к чему?) к облакам
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё 1-2 однокоренных слова.
Например: Поездка.
18.Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка, звёздный.
честь - честный.
19. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули.
отнёс, отбежал, отлетел.
20.Правописание приставки со словом
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма - пробел)
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов
Например: Лодка отплыла от берега.
22. Разделительный твёрдый знак Ъ
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с это орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную
Например: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными
буквами е, ё, ю, я.
23.Мягкий знак Ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
24.Соединительные гласные в сложных словах (о , е ).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
Делай так: водовоз, самолёт.
25. Не с глаголом (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
глаг. глаг. глаг.
Например: не пришёл, не выучил, не знал.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [- =, =]. Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [- = и =].
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке ( на земле 1 скл.).
на полянке ( на земле 1 скл.).
у речки ( у земли 1 скл).
28.Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу(какому?) дальнему –(м.р., ед. ч., Д.п.)
29.Предлог с местоимением (орфограмма –пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
пр. пр. пр.
Например: у нас, ко мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимением (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30.Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр.,2-го лица, ед. ч.)
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак Ь.
31.Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед –ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишет - писать, глаг.,1 спр.,(-е,-ут, ют)
ставит - ставить, глаг.,2 спр.,(-и, -ат,-ят)
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. [- =], [- =].
33.Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает».
А: « П. » или:
« А кем ты будешь на карнавале?» - спросил Мишка.
« П?» - а
34. Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь).
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться ( н.ф., что делать?)
беречь (что делать?)