Семья как важнейший фактор социализации представляет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Семья имеет важное значение в процессе овладения социальными нормами. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Социальный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе.
В Концепции социального развития детей перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:
1) воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
2) свободного гражданина (субъекта истории, общества);
3) творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития)».
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
− воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
− развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
− развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
− становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня.
Последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании. Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Поэтому не случайно мы определили план работы по направлению «Семья и семейные ценности» (Приложение 1), а так же активно стали работать совместно с родителями по теме «Я и моя семья». В ходе педагогической деятельности мы обратили внимание, что данная тема развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень, способствует более близкому общению членов семьи и т.п. Перед педагогическим коллективом была поставлена цель: пробуждение у детей младшего школьного возраста интереса к истории своей семьи, доброжелательного отношения и развитие способности к более близкому общению всех членов семьи.
В процессе обучения детей на первой ступени мы руководствовались следующими задачами:
- Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;
- Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям;
- Способствовать формированию семейных ценностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
План работы по направлению «Семья и семейные ценности»
№ п/п |
Мероприятие |
Срок |
Ответственные |
|
|
|
|
1. |
Реализация воспитательной программы «Формирование патриотических качеств личности детей через приобщение к семейным и народным традициям» |
В течение года |
Классные руководители |
2. |
Конкурс «Лучшая семья» |
В течение года |
Организатор |
|
|
|
|
3. |
День открытых дверей. |
Сентябрь |
Директор |
4. |
Акция «Дорожите семейными традициями» |
Октябрь |
Организатор |
5. |
Конкурс рисунков «Кем я горжусь в своей семье» |
Ноябрь |
Педагогидоп.образования |
6. |
Час здоровья «Семейная лыжня» |
Декабрь |
Учитель физкультуры |
7. |
Семейная гостиная «Место традиций в современном семейном укладе» |
Январь |
Классные руководители |
8. |
Спортивные соревнования «Самая спортивная семья» |
Февраль |
Учитель физкультуры |
9. |
Игровая программа «Когда семья вместе и душа на месте!» |
Март |
Организатор |
10. |
Фотовыставка «Семейный альбом хранит наши судьбы» |
Апрель |
Классные руководители |
11. |
Конкурс мультимедийных презентаций «И это все о нас...» |
Май |
Классные руководители |
12. |
День защиты детей |
Июнь |
Организатор |
13. |
Игровая программа, посвященная Дню семьи, любви и верности |
Июль |
Организатор |
14. |
Спортивные состязания «Неразлучные друзья - взрослые и дети» |
Август |
учительфизкультуры |
15. |
Оформление альбома «Выпускники нашей семьи» |
В течение года |
Классные руководители |
16. |
Составление генеалогического древа «Человек без роду, что дерево без корней» |
В течение года |
Классные руководители |
17. |
Традиционные мероприятия групп-семей: - проведение семейных советов «Семья вместе - и душа на месте»; - круг семейного чтения; - празднование дней рождений воспитанников; - празднование традиционных календарных праздников; - вечер «Попробуй волшебником стать» (вышивание, вязание, плетение кружев); |
В течение года
|
Классные руководители |
18. |
Классные часы - «Семья и ее функции»; - «Значение домашнего труда в жизни семьи»; - «Взаимоотношения поколений в семье»; - «Роль родителей в воспитании детей»; - «Добрые традиции моего дома»; - «Воспитание в русской семье»; - «Традиции семьи»; - «Счастливая семья - основа общества» |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель Май
|
Классные руководители |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
План мероприятий в рамках
«Уроков семьи и семейных ценностей»
1. Выставки семейного творчества: «Герб семьи»; «Семейные традиции»; «Семья в куче – не страшна и туча».
2. Встреча детей и родителей – проведение беседы «Семейные путешествия», «Наши добрые помощники».
3. Создание альбома «Семья – это счастье, любовь и удача».
4. Вечер-досуг «Наша дружная семья».
5. Составление рассказов на тему «Моя семья. Воспоминания о лете».
6. Рассматривание « семейных фотоальбомов».
7. Просмотр мультимедийной презентации «Наш выходной».
8. Игровая деятельность «Один день из жизни семьи», «С мамой любим мы играть», «Праздник в семье».
9. Продуктивная деятельность «Подарки для близких людей».
10. Ознакомление с произведениями художественной литературы, пословицами и поговорками о семье.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Семейные традиции и праздники.
Внеклассное мероприятие для младших школьников
Цели:
- изучение семей учащихся;
Задачи:
- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям,
- научить гордости за свою семью;
- развитие семейного творчества, сотрудничества семьи и школы;
- сплочение коллектива детей и родителей.
Оформление класса:
1.Плакаты с пословицами и поговорками «В семье и каша гуще»,
«Не надобен и клад, коли в семье лад, «Семья в куче – не страшна и туча»
2.Выставка фотографий на тему «Загляни в семейный альбом»
3.Сочинения учащихся «Кем я могу гордиться в своей семье»
4.Старинные семейные вещи.
5.Материал необходимый для оформления праздничных открыток.
6. Музыкальный центр.
Ход мероприятия
Песня «Выходной» (поют дети)
Чтецы:
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ - родительский дом.
Учитель:
-Здравствуйте, дорогие ребята!
Добрый день, уважаемые родители, гости!
Сегодня мы поговорим о семейных традициях и праздниках. Мы готовились к этому празднику.
Кем нам только не довелось быть в течение этого времени. Историками, антикварами и археологами, журналистами и репортёрами, фотографами.
Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом.
Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит?
Конечно, ваши мамы, бабушки, папы, дедушки, родные и близкие вам люди- СЕМЬЯ!
Какое красивое слово! Как оно греет душу!
Семья является для человека самым важным в жизни.
(учитель задаёт вопросы детям)
- Как вы думаете, все семьи одинаковые?
-Чем они отличаются?
Учитель: обобщает ответы детей.
Верно привычками, обычаями, традициями.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять родословную. Эта традиция возвращается в семьи.
И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми расскажите о них.
Презентация своих родословных и рассказы о бабушках, дедушках. (Приложение1)
Учитель:
А теперь я хочу поговорить о следующей традиции.
Издавна на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Так рождались династии портных, военных, учителей, врачей.
В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии:
Династии учителей (рассказ ученика)
Учитель:
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по церковным книгам в честь какого- нибудь святого или родители дают имя, какое им нравиться, или модное в данный период, либо же в честь кого - то из членов семьи.
Поднимите руки, кого назвали в честь родственников?
Дети рассказывают о своих именах и что они означают.
Учитель:
Перед нами фотовыставка «Загляни в семейный альбом»
Как вы думаете, почему она здесь?
С какой традицией она связана?
традиция собирать и хранить семейные фотографии
В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди вынуждены покидать свои дома. Они брали с собой только ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей « Чтобы вспомнить, какими мы были - загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.
Учитель:
Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (вещи, предметы)
Человек живёт, пользуется какими- то вещами, которые ему дороги, связаны с какими- то событиями в его жизни.
Открываем наш сундук. Кто узнал свою вещь, должен о ней рассказать.
(игра: Узнай свою вещь и расскажи о ней)
Учитель:
История вещи - история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Эта замечательная традиция есть во многих семьях.
Одной из распространённых русских традиций было застолье.
За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи и каша, репа, дичь, рыба. Из ягод - клюква, мочёная брусника.
Из напитков – пиво, квас.
Всё течёт, меняется - меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах.
Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье?
( дети зачитывают результаты интервью с родителями о традиционных блюдах и рецептах)
Традиционным блюдом в нашей семье является………..
Пальчики оближешь!!!
Учитель:
К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники.
Какие праздники принято отмечать в вашей семье? ( ответы детей)
Учитель:
Я думаю, что вы все вы участвуете в подготовке семейных праздников, ходите в магазин, накрываете на стол, печёте пироги, подписываете открытки.
У нас тоже праздник. Давайте попробуем оформить праздничную открытку.
Оформление открытки.
Итак, приглашения, поздравления получены, стол накрыт традиционными блюдами, гости на месте, осталось их развеселить.
(Номера художественной самодеятельности и конкурсы проводят ребята для детей и родителей)
Учитель:
Есть ещё одна очень хорошая традиция - дарить подарки своим друзьям и близким. Хорошая традиция поздравлять с праздником!
Что можно пожелать? (ответы детей и вручение сувениров)
Учитель:
Мы много говорили о разных семейных традициях.
Для чего они нужны?( ответы детей)
Учитель:
Наш класс - тоже семья. У нас сложились свои традиции. (Поздравлять с днём рождения, совершать поездки, проводить классные огоньки)
Вот такая наша классная семья. Ей уже 3 года. И год от года она будет всё дружней и дружней. А у меня и у ваших родителей главная забота, чтобы вы росли хорошими людьми.
Я хочу пожелать всем здоровья.
Пусть ваши лица устают только от улыбок.
Пусть ваши дети будут послушными.
Пусть ваш семейный очаг светиться любовью и счастьем!
Чаепитие - одна из наших традиций.
Мы хозяева - вы наши гости.
Гостеприимство - тоже добрая традиция.
Приглашаем всех к праздничному столу.
Песня «Совершите чудо»