Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Орфография – система правил, обеспечивающая единообразное написание в тех случаях, где возможны различные написания. Орфография – раздел языкознания, который отвечает за правильность написания орфограмм.

Правописание должно быть мотивировано у детей. Учащиеся могут понять условную мотивировку некоторых написаний:

Как будем обозначать начало предложения? Как будем обозначать конец предложения?

Орфографическая зоркость – это умение быстро обнаружить в тексте орфограмму и определить ее тип. При изучении нового правила это умение очень важно, нужно видеть «опасные места». Они наиболее важны на этапе самопроверки. Ученики способны обнаружить до 15-45% орфограмм.

Приемы оттачивания орфографической зоркости: на основании воображения и слуха:

1 не забывать о слого-звуковом и фонемно-графическом анализе слов (на основе воображения и слуха).

2 внимание к морфемам. Прием – подчеркнуть опасные места.

Процесс формирования орфографического навыка:

В структуре одного урока:

1 подготовка к введению понятия (наблюдение над языковым материалом)

2 ознакомление с правилом в учебнике (различные приемы)

3 упражнение на уточнение правила

4 упражнение на закрепление (вывод за пределы урока домашнее задание)

Типология орфографических правил

1 Правила одновариантные

* указание на конкретную ситуацию (жи-ши), у глаголов 2 лица ед. числа после шипящих ь.

2. Правила двухвариантные

* два и более указаны для конкретных грамматических случая (у сущ род падежа в 1 скл пишется (е) а в 3 скл – (и) в окончании

3 Правила рекомендации

* нет образца, правило сводятся только к рекомендации как поступить (правописание безударные гласные в корне)

Структура формирования орфографического навыка

1 Мотивация орфографической работы (учащиеся задается целью написать правильно, мотивирует к определенным действиям)

2 Выбор способа действия (опора на знание, правило, опыт)

3 Составление алгоритма

4 Действие по алгоритму (на этапе уточнения)

5 Повтор, закрепление (сворачивание алгоритма до минимума)

6 Появление навыка

Мотивация орфографической работы реализуется через: (далекая – «ты должен,…чтобы через 20 лет ты….» ) близкая:

1 возбуждение, развитие, углубление познавательных интересов к родному языку посредством погружения, увлечения и понимания сложного правописания.

2 использование занимательных материалов, внеклассные занятия, увлекательные приемы, игровые моменты.

3 четкий отбор языкового материала; языковой материал должен быть насыщенным, выпуклым, но не очень объемно (фрагменты из худ. литературы) высокохудожественные

4 повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебной работе, самоконтроль, чтобы видеть результат.

5 взаимопроверка, работа в парах и группах.

6 гибкая система контроля, постановка отметок

Орфографические упражнения – основное средство формирования орфографического навыка. Устные и письменные.

Типология упражнений:

по учебным целям:

* формирование умения видеть орфограмму

*упражнение по применению данного правила

* на уточнение сущности правила

*на закрепление

*пропедевтического толка

по видам деятельности: * списывание  * лексико – грамматические упр. *изложение

* сочинение  *диктант: предупредительный/ объяснительный/ выборочный / самодиктант (зрительный и слуховой)/ контрольный диктант / свободный.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru