Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой.

 

Задачи:

для учителя:

обобщить знания учащихся о пяти органах чувств человека и познакомить их с ролью и значением этих органов в жизни человека;

создать условия для проведения исследования над предметами с помощью разных органов чувств; формировать умение ставить вопросы, искать информацию;

развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать;

формировать умения слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, сотрудничать в группах.

для учащихся:

1. через исследовательскую деятельность познакомиться с ролью органов чувств для нормального функционирования человеческого организма;

2. овладеть различными логическими операциями: анализ, сравнение, наблюдение;

3. получать опыт сотрудничества с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, сотрудничать в группах.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

проявлять интерес к учебному материалу, внимание, желание узнать больше;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; устанавливать причинно-следственные связи; уметь сравнивать, наблюдать, делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Регулятивные: самостоятельно организовать поиск информации, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом; выполнять работу в группе, помогая друг другу.

Коммуникативные: активно сотрудничать с другими людьми; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой исследовательской работы.

Предметные результаты

умеют различать и охарактеризовывать органы чувств человека.

умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, обобщение.

Оборудование для учителя:

1 группа: объемные фигуры, цветные плоские геометрические фигуры, некоторые из которых различаются размером, альбом и репродукциями известных художников 2 группа: магнитофон с записью пения птиц, сотовый телефон, свисток, клаксон от автомобиля. 3 группа: лук, свежий хлеб, духи, аромомасло, сыр Рокфор (с голубой плесенью и специфическим запахом) 4 группа: лук, лимон, молочный шоколад, соленый огурец), 5 группа: лед, бархатная бумага, мех, гладкий шар, термос с теплым чаем.

учебник и рабочая тетрадь Вахрушев А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая.

 

Ход урока

Этапы урока

Дидактическая задача

Деятельность         учителя

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1

 

 

 

 

 

 

2

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Создать благоприятный эмоциональный настрой на работу.

 

Приветствие в стихотворной форме. Проверка готовности к уроку.

 

Фронтальная

Проверка рабочего места.

 

Личностные (проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности)

2

 

Актуализация знаний и фиксация затруднений в учебном действии

Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

 

 

 

 

Учитель создает проблемную ситуацию.

Учитель организует работу по актуализации изученного материала, используя кроссворд, в выделенных клетках которого получается словосочетание: «органы чувств», затем в середину доски прикрепляется изображения человека без лица и ладоней. Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек.

-Что в нём странного?

Фронтальная,

 

На основе имеющихся знаний учащиеся выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

-работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;

-ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной речи;

-умение слушать других.

 

3

Выявление места и причины затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать планирование деятельности учащихся для решения учебной задачи.

 

-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они вовсе и человек вполне может без них обойтись? (Мнения могут разойтись, если дети вспомнят о людях лишенных зрения и слуха). Это нам и предстоит сегодня выяснить. Каждой группе я раздаю символический рисунок, того чего не хватает у нашего гостя. (2 глаза, 2 уха, нос, рот, ладонь).

Вам нужно выбрать человека отвечающего за ход исследования, а остальные будут его помощниками и на некоторое время участники 2-5 групп лишатся органа зрения, тем самым обострив все другие органы чувств. На каждом столе лежат материалы для исследования, посовещавшись, подумайте, как ими воспользоваться. 2 группа: магнитофон с записью пения птиц, сотовый телефон, свисток, клаксон от автомобиля. 3 группа: лук, свежий хлеб, духи, аромомасло, сыр Рокфор (с голубой плесенью и специфическим запахом)   4 группа: лук, лимон, молочный шоколад, соленый огурец), 5 группа: лед, бархатная бумага, мех, гладкий шар, термос с теплым чаем. А вот 1 группе лишать себя органа зрения нельзя так как они именно им и будут пользоваться в своем исследовании. (объемные фигуры, цветные плоские геометрические фигуры, некоторые из которых различаются размером, альбом и репродукциями известных художников). Проведя опыты вам нужно будет совместно составить кластер и доказать, что изучаемый вами орган чувств действительно необходим человеку. А в конце урока мы с вами соберем все ваши кластеры и объединим в один большой, который называется ментальная карта или карта памяти. Посмотрим, что у нас получится.

Фронтальная

На основе анализа учащиеся определяют, что предыдущих знаний недостаточно для выполнения этого задания.

Учащиеся выявляют место затруднения и формулируют цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

-добывать новые знания: находить необходимую информацию из различных источников;

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Регулятивные:

-осознание того, что уже усвоено и уровень усвоения;

-учиться, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные:

- учиться выполнять предлагаемые задания в группе, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

 

Личностные:

-сотрудничество в совместном решении проблемы.

5

Построение проекта выхода из затруднения

Организовать планирование деятельности учащихся для решения учебной задачи.

 

Учитель наблюдает за работой групп, отвечает на появившиеся вопросы.

Коллективная,

групповая

Учащиеся анализируют находящиеся перед ними предметы и составляют план по их использованию в исследовании. Выбирают человека руководящего исследованием.

 

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; составление последовательности действий при работе в группе.

Личностные:

- соблюдение этических норм общения и сотрудничества.

Коммуникативные:

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

6

Реализация построенного проекта.

 

Организовать практическую работу в группе.

Учитель наблюдает за работой групп.

Организует работу по определению достижения цели

групповая коллективная

 

Дети работают в группе.

Проводят исследования, по очереди выступая в роли помощников, делают выводы.

 

 

 

Познавательные:

- поиск наиболее подходящего способа решения проблемы.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

- умение выражать свои мысли, строить высказывание.

Регулятивные:

самостоятельно организовать поиск информации, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом

7

Включение в систему знаний и повторение.

Организовать задание для групповой работы, при выполнении которого проговариваются этапы работы.

 

Организует представление результата групповой работы.

- Итак, исследование прошло успешно, результаты всех групп были зафиксированы в виде кластеров, а сейчас я предлагаю представителям групп рассказать, к каким выводам они пришли.

Я называю загадку, группа узнавшая, что в тексте говориться об изученном ими сегодня органе чувств поднимает руки и представитель выходит и прикрепляет свой кластер к нужной ветке общей карты.

групповая

 

 

 

 

 

 

 

Представляют результаты работы классу, доказывают свою точку зрения (выступают представители групп).

Фиксируют результаты работы

Сравнивают результаты групп, делают выводы.

 

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний и умений;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Личностные:

- развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости

Коммуникативные:

- умение сотрудничать в совместном решении проблемы;

 

8

Рефлексия учебной деятельности.

Организовать рефлексивный анализ с точки зрения достижения цели урока; направление будущей учебной деятельности;

 

 

Учитель подводит учащихся к самоанализу.

- Смогли ли мы доказать, что без любого из органов чувств человеку было бы трудно обходиться?

- А бывает ли так, что все-таки каких-то органов чувств нет у человека? Что тогда ему делать?

Организовать самооценку.

 

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

И в заключение послушайте, пожалуйста, 2 истории, которые произошли с такими же ребятами как и вы.

Про Аллу.

Получила двойку Алла -
Оглушила ревом класс!
Рукавом слезу стирала -
Разболелся к ночи глаз.

Ты запомни Алла сразу:
В глаз легко внести заразу!
Глаз не трогай рукавом -
Только чистеньким платком!

Про Наташу и Максима. («УШИ»)

 

Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже, еже, ежедневно!!!

- Прослушав эти стихотворения, как вы думаете, какую цель поставим на следующий урок?

 

Коллективная

Высказывания детей.

Самооценка и взаимооценка

Благодарность за помощь.

Личностные:

-самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов;

- объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;

 

Регулятивные:

-оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено ещё подлежит усвоению.

 

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru