Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

1. Организационный момент.

Сообщение темы, целей урока.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мы начнем со стихотворения. Оно поможет нам определить тему нашего урока

 

Долго шла она тайком от ветров и стужи,

А сегодня — прямиком шлепает по лужам,

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой

Барабанит по стеклу серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов с домиком подружат,

Скоро множество птенцов выглянут наружу.

Тучи по небу пройдут, и тебе впервые

На ладошку упадут капли дождевые.

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

А напомните мне, как называется чтение стихотворения под музыку?

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

 

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и обобщим знания об изменениях, происходящих в живой и не живой природе с приходом весны. Тема нашего урока “В гости к весне”.

Ребята Скажите мне что мы называем природой?

Какая бывает природа?

Что мы относим к живой природе? А что к неживой?

МОЛОДЦЫ…

 

И так ребята мы отправляемся в гости к весне! Я порошу вас закрыть глаза и послушать сказку. Попытайтесь представить, перед собой, то что услышите.

    

Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик – годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик годовик ещё раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

 

- Что это за птицы, ребята?

 

2. Актуализация знаний детей.

Учитель: Сколько месяцев в году? Сколько месяцев у каждого времени года?

Сейчас поработаем в парах, для того чтобы убедится, что вы запомнили месяца я приготовила для вас задание. Перед вами лежат конверты с месяцами. Вы должны из всех месяцев выбрать весенние месяцы. Напоминаю вам правила работы в группах:

·        Убедись, что в разговоре участвует каждый.

·        Говори спокойно и ясно.

·        Говори в полголоса.

·        Говори только по делу.

 

4. Работа над новым материалом.

Беседа о неживой природе.

-Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

 Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

 

 - В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник.

- Кто объяснит названия этого месяца?

 

- Следующая загадка:

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

 

- А вот апрель в народе называют снегогон, водолей. 

- Кто объяснит названия этого месяца?

 

- Следующая загадка:

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)   


- Май называют в народе цветень.

- Как вы думаете, почему его так назвали?

 

Сегодня на уроке мне будут помогать мои маленькие помощники – Знайки. Они приготовили сообщения, для нас об изменениях в природе весной.

Солнце

- Как светит солнце весной?

- Изменилась ли высота солнца над горизонтом?

- Изменилась ли продолжительность дня?

 

(Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

 

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае  тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?

 

Об этом нам расскажет второй Знайка

- Какое по цвету весеннее небо?

- Какое небо по характеру облачности?

- Какие осадки выпадают весной?

(Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака, в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

 

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае).

 

- Что происходит со снегом весной?

Снег и лед

- Что произошло со снегом, льдом на реках весной?

- Почему?

- Где осталось больше снега?

- Почему?

(Поскольку становится  теплее, снег тает. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. )

-Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной?

Почва

-Что происходит весной с почвой?

 

(Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).

 

- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).


- Что такое ледоход?

(В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться. )

 

- Что такое проталины?

(В марте появляются первые проталины. Появление участков почвы из – под снега. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает.)

 

- Что такое половодье?

(В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, проис­ходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.)


 

4. Физминутка (проводит ученик)

Руки подняли и покачали-это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – руки сложили назад.

 

5. Изменения в живой природе.

- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Учитель:

- Запестрели повсюду весенние цветы Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. К ним относятся ветреница, хохлатка, мать-и-мачеха, медуница.

Учитель:

- Один из самых ранних цветков – ветреница. Как вы считаете, от какого слова это растение получило своё название?

Дети :

- От слова «ветер».

Учитель:

- Правильно. Этот цветок появляется, когда ещё кое-где лежит снег, ветрено, холодно. И как будто дрожит на ветру.

У мать-и-мачехи сначала появляются цветы жёлтого цвета, а позже – листья, верхняя сторона которых холодная( как злая мачеха), а нижняя – тёплая и нежная ( как мать). У хохлатки цветы имеют длинные выросты, похожие на хохолки.

Посмотрите на следующий первоцвет. Это медуница. Все ли цветки одинакового окраса?

Дети:

- Нет. Одни розовые, другие красные. Есть ещё фиолетовые.

Учитель:

- Правильно, у медуницы цветы постепенно меняют окраску. Сначала они розовые и красные (это сигнализирует о наличии нектара), потом синие и фиолетовые (нектара нет, и пчёлы к таким цветкам уже не летят).

В нашем крае многие первоцветы охраняются законом, занесены в Красную книгу, т.к. находятся на грани исчезновения. Это цикломены, первоцвет Воронова и подснежник Воронова.

Учитель:

- Дети, а кто знает, почему же подснежники зацветают так рано? (выслушиваются мнения учащихся).

Учитель:

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте откроем учебники и прочитаем текст на стр.88. (Новикова Александра)

 

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: медуница, мать-и-мачеха).

- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в ко­торых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется не­много).


- Какие цветы расцветают в середине весны, в апреле? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это? (Нет).

- Почему не следует рвать цветы?

- Что происходит с насекомыми?

(С приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий). Слайды

А какие насекомые не названы, но вы их знаете?

 

6. Изменения в жизни птиц.

 

- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).

- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).

- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит он пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица... (Грач)

Март — время прилета грачей в Россию.

 

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец)

Конец марта — время прилета скворцов.

 

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

 Из травы и глины. (Ласточка)

Время прилета в родные края — май.

 

 Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения.

 Его и песня и полет

Вошли в стихотворения! (Жаворонок)

Время прилета жаворонков - начало апреля.

 

Прилетел к нам, наконец,

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет. (Соловей)

Соловьи прилетают в середине мая в Россию.


7. Изменения в жизни животных.


- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линя­ют.)

- Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты за­ботой о потомстве.  


- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.)


8. Закрепление изученного материала.

Чтобы проверить, какими внимательными вы были во время урока, я приготовила для вас задания. Работаем в парах.

1. Первое задание вы будете выполнять в парах. У вас на партах есть листочки, на которых написаны весенние явления природы. Распределите их в 2 столбика: относящиеся к живой и неживой природе (капель, оттепель, оттаивание почвы, таяние снега, первые грозы, прилёт птиц, появление подснежников, цветение растений, появление насекомых, линька животных).

Проверка задания на слайде.


2. Второе задание – кроссворд

 


 

1.Название этой птицы дословно означает «бей вора». (воробей)

2.Сосульки тают под лучами весеннего солнца. Это явление называется…(оттепель)

3.Как называют все раннецветущие травянистые растения? (подснежники)

4.Это растение своим цветов сигнализирует о наличии в нём нектара. (медуница)

5.Тёмные пятна земли, выглядывающие из-под снега. (проталины)

 

- Какое получилось выделенное слово? (весна)

 

              

9. Подведение итогов.

Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.)

 

Оценивание работы учащихся.

Какое настроение у вас было в течение урока?

10. Домашнее задание ...

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru