Педагогические цели: создать условия для развития информационной грамотности учащихся: ознакомление с различными справочниками, формирование умения пользоваться ими; способствовать формированию представления о знаках и символах, их значении в жизни человека; создать условия для развития творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знакомятся с различными справочниками, пользуются ими для поиска нужной информации; объясняют, для чего нужны библиотеки.
Личностные: имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя; оценивают правильность выполнения заданий; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания; оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.
Познавательные: самостоятельно пользуются справочником в конце учебника; пользуются специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых); рассказывают о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования; составляют собственный словарь с объяснением значений незнакомых слов.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении работы в группе; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в группе.
Образовательные ресурсы: презентация «Справочники».
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Руки? – На месте.
Ноги? – На месте.
Локти? – У края.
Спина? – Прямая.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
1.Выставка справочной литературы.
– Рассмотрите внимательно книги, представленные на выставке. Что это за книги, для чего они используются? (Словари, справочники, энциклопедии.)
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с назначением различной справочной литературы и научимся находить в ней нужную информацию. Тема урока: «Справочники, словари, энциклопедии».
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
(Каждый этап урока сопровождается показом презентации «Справочники».)
1.Ознакомление с понятием «словари» и историей их возникновения.
– Словарь – книга, которая содержит список слов с определениями и другими объяснениями или с указаниями на их произношение, с переводом на другие языки и т. д. Перед вами толковые словари Д. Н. Ушакова и С. И. Ожегова.
2.Ознакомление с назначением словарей.
Орфографический словарь – это словарь, содержащий слова в их нормативном написании. Первым таким словарем был «Справочный указатель», приложенный к «Русскому правописанию» Я. К. Грота и содержащий около 3 тысяч слов (1885 г.). На его основе были изданы «Ученический карманный словарь для правописания» В. Кименталя (1900 г.), «Орфографический словарик-спутник» под редакцией М. Алтабаева (1913 г.), «Подробный орфографический словарь» В. А. Зелинского (1914 г.) и др. В советское время вышли «Мой словарик. Краткий справочник по новому правописанию. Для учащихся» В. Флерова, «Новый орфографический справочник с кратким толкованием малопонятных и непонятных слов и орфографическими упражнениями в связи с развитием речи» И. В. Устинова, «Новый справочный орфографический словарь для корректоров, выпускающих и литературных работников» Я. С. Хомутова, включивший в себя около 100 тысяч слов, «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова, предназначенный для учащихся средней школы, «Орфографический словарик» С. П. Редозубова для учащихся начальной школы, «Орфографический словарик» П. А. Грушникова и др. Из специальных словарей этого типа можно назвать «Орфографический морской словарь» (составитель Р. Э. Порецкая, под редакцией Ф. П. Филина), содержащий около 25 тысяч слов. К. И. Былинский, С. Е. Крючков и М. В. Светлаев издали специальный словарь-справочник «Употребление буквы ё», вышел опыт словаря-справочника «Слитно или раздельно?» под редакцией Д. Э. Розенталя. Большие словари-приложения имеются в «Справочнике корректора» К. И. Былинского и Л. И. Служивова, в «Справочнике по орфографии и пунктуации для работников печати» К. И. Былинского и Н. Н. Никольского, в «Справочной книге корректора» К. И. Былинского и А. Н. Жилина. В настоящее время основным пособием этого типа является академический «Орфографический словарь русского языка» под редакцией С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко и Л. И. Скворцова, содержащий 106 тысяч слов2.
Толковый словарь – это словарь, содержащий слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой; наиболее распространенный тип одноязычного лингвистического словаря. Первые русские толковые словари, появившиеся в конце XIII в., представляли собой небольшие списки непонятных слов с их толкованием, встречавшихся в памятниках древнерусской письменности. В XVI в. такие словари стали составляться по алфавиту, вследствие чего получили название «азбуковники». Первый печатный словарь, содержавший 1 061 слово, появился в 1596 г. как приложение к грамматике Лаврентия Зизания. Следующий по времени печатный словарь был «Лексикон славеноросский», содержавший объяснение 6 982 слов (1627 г.). Первым толковым словарем в собственном смысле слова был шеститомный «Словарь Академии Российской», содержавший 43 257 слов, взятых составителями из современных светских и духовных книг, а также из древнерусской письменности (1781–1794 гг.). В 1806–1822 гг. издавался «Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный», представляющий собой второе издание предыдущего словаря, от которого новый словарь отличался алфавитным расположением материала и некоторым пополнением слов (в нем содержится 51 388 слов). Третьим изданием академического словаря был вышедший в 1847 г. четырехтомный «Словарь церковнославянского и русского языка», содержавший 114 749 слов. В 1867 г. словарь был переиздан без изменений. В 1863–1866 годах вышло первое издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет. Положив в основу словаря народную речь, включив в него лексику общеупотребительную, диалектную, книжную, Даль стремился отразить в нем всё лексическое богатство русского языка. Словарь с его 200 тысячами слов и 30 тысячами пословиц и поговорок представляет собой сокровищницу меткого народного слова.
В 1895 г. вышел I том нового академического словаря, подготовленный под редакцией Я. К. Грота, содержавший 21 648 слов. В этом томе приводится богатый иллюстративный материал из произведений писателей, дается хорошо продуманная система грамматических и стилистических помет.
В 1935–1940 гг. вышел четырехтомный «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, в нем получили правильное разрешение многие вопросы нормализации языка, упорядочения словоупотребления, формообразования и произношения. Словарь построен на лексике художественных произведений, публицистики, научных работ, в нем широко представлены слова советской эпохи. Значения слов даются с наибольшей полнотой и точностью, диалектизмы и узкоспециальные термины включены в словарь в ограниченном количестве. Несмотря на некоторые недостатки, словарь под редакцией Д. Н. Ушакова представляет собой весьма полезный справочник. В 1949 г. вышел однотомный «Словарь русского языка» С. И. Ожегова. В словаре хорошо представлена общественно-политическая лексика, даются точные значения слов и выражений, соблюден принцип нормативности в отборе лексики, словоупотреблении, формообразовании, произношении, подаче стилистических помет. Последнее (9-е) издание, содержащее около 57 тысяч слов, вышло под редакцией Н. Ю. Шведовой в 1972 г. В 1957–1961 гг. вышел четырехтомный академический «Словарь русского языка», содержащий 82 159 слов, охватывающий общеупотребительную лексику и фразеологию русского литературного языка от Пушкина до наших дней. Словарь является нормативным, содержит разнообразную систему стилистических помет, богатый иллюстративный материал. Значительно богаче по словнику (около 120 тысяч слов) и охвату различных пластов лексики (представлена частично лексика устаревшая, общеупотребительная просторечная, диалектная) академический «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах (1950–1965 гг.). Значения слов и особенности их употребления иллюстрируются в нем примерами из художественной, научной и общественно-политической литературы XIX–XX вв. Дается грамматическая характеристика слов, отмечаются особенности их произношения и написания, приводятся нормативные стилистические пометы, сообщаются сведения по словообразованию, включаются справки о происхождении слов, их этимологическом составе и т. д. Помимо полноты, следует отметить сочетание в нем принципов толкового и исторического словарей, что делает его весьма ценным справочным пособием3.
Словарь иностранных слов – это словарь, содержащий слова иноязычного происхождения, более или менее специальные, и их объяснение. Первым словарем иностранных слов был рукописный «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», составленный в начале XVIII в. На протяжении XVIII в. издавались разнообразные словари иностранных слов и близкие к ним терминологические словари. В 1803–1806 гг. вышел трехтомный «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту...» Н. М. Яновского, послуживший образцом для последующих словарей иностранных слов. Ряд словарей иностранных слов был издан в советскую эпоху: «Полный иллюстрированный словарь иностранных слов с указанием их происхождения, ударений и научного значения» Н. Вайсблита, «Словарь иностранных слов» под редакцией Ф. Н. Петрова. В настоящее время наиболее полным является «Словарь иностранных слов» под редакцией И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна, содержащий около 23 тысяч слов4.
Фразеологический словарь – это словарь, содержащий фразеологические выражения языка. В 1892 г. вышел сборник С. В. Максимова «Крылатые слова», содержащий толкование 129 слов и выражений (устойчивых сочетаний слов, поговорок и т. д.). Многие из них толкуются произвольно, не подкреплены серьезными исследованиями и не отвечают требованиям научности. Содержательнее и разнообразнее по материалу сборник М. И. Михельсона «Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний». В книге собран значительный по объему материал, в него включены крылатые слова, меткие выражения не только из русского языка, но и из других языков. Хотя материал сборника во многом устарел, не свободен от неточных объяснений, книга представляет интерес своим богатством и разнообразием иллюстраций из русской художественной литературы, помогает во многих случаях получить нужную справку о происхождении и значении того или иного фразеологизма. В советское время были изданы сборники «Крылатое слово. Справочник цитаты и афоризма» С. Г. Займовского (1930 г.) и «Литературная речь» В. З. Овсянникова (1933 г.), «Крылатые слова» Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной (1955–1966 гг.). В книгах собрано большое количество литературных цитат и образных выражений, расположенных в алфавитном порядке. Таково же содержание сборника «Из жизни слов» Э. Д. Вартаньяна (1960–1963 гг.). С большой полнотой представлена русская фразеология в вышедшем в 1967 г. под редакцией А. И. Молоткова «Фразеологическом словаре русского языка», содержащем свыше 4 тысяч словарных статей, фразеологизмы приводятся с возможными вариантами компонентов, даются толкования значений, указываются формы употребления в речи. Каждое из значений иллюстрируется цитатами из художественной литературы и публицистики. В ряде случаев дается этимологическая справка5.
Орфоэпический словарь – это словарь, содержащий слова с указанием их нормативного литературного произношения. В 1951 г. была издана брошюра-словарь «В помощь диктору» под редакцией К. И. Былинского. Позже был создан «Словарь ударений для работников радио и телевидения» (1960 г.), который содержал около 63 тысяч слов (составители Ф. Л. Агеенко и М. В. Зарва, под редакцией Д. Э. Розенталя). В словаре широко представлены, наряду с нарицательными существительными, имена собственные (личные имена и фамилии, географические наименования, названия органов печати, литературных и музыкальных произведений и т. д.). В настоящее время основным орфоэпическим словарем является словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова. К словарю приложены подробные «Сведения о произношении и ударении»6.
3.Знакомство с понятием «энциклопедия», назначением и происхождением энциклопедии.
– Что это за книга – энциклопедия? В переводе с греческого это слово означает «обучение по всему кругу знаний».
В словаре Ожегова дается следующее определение термина «Энциклопедия».
1) Энциклопедия – научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знаний в форме словаря.
2) Энциклопедия – приведенное в систему обозрение различных отраслей какой-нибудь науки.
Дени Дидро считал, что цель энциклопедии – собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей ныне живущих, и передать тем, кто придет после нас, чтобы труд предшествующих веков не стал бесполезным для веков последующих и чтобы наши потомки, обогащенные знаниями, стали добрее и счастливее, чтобы мы не канули в вечность, не сумев послужить грядущим поколениям.
Работы, имеющие энциклопедический характер, были уже у древних греков, римлян, египтян.
Первые энциклопедии – это «Лексикон Техникум» Харриса, «Энциклопедия или толковый словарь наук, искусств и ремесел» 1773 г. и «Брокгауз» 1796 г.
Особый вид энциклопедий – детская энциклопедия.
Первая подобная книга в России – это «Детская энциклопедия, или Новое сокращение всех наук» (1802 г.). Лучшая дореволюционная детская энциклопедия – 10-томная «Детская энциклопедия» И. Д. Сытина (1913–1914). В СССР первой детской энциклопедией стала 10-томная «Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста» (1952–1962). Сегодня существует множество детских энциклопедий.
4.Ознакомление с возможностями Интернета. Введение понятия «электронные книги».
– Новые информационные технологии, конечно, повлияли на развитие книги. Появились электронные книги: учебники, справочники, энциклопедии и т. д. Поиск статей стал практически мгновенным, появилась возможность вставлять в статьи не только качественные фотографии, но и звуковые фрагменты, видео, анимацию.
5.Формирование навыка поиска нужной информации в словарях и энциклопедиях.
– На последних или первых страницах справочных изданий расположены:
• содержание;
• алфавитный и предметный указатели;
• список терминов или понятий.
С их помощью гораздо легче и быстрее найти нужную информацию.
– Как работать с энциклопедиями? Сначала нужно выбрать энциклопедию нужного направления (отрасли). Например, вопрос звучит так: «Когда и где жил древний ученый – математик Пифагор?» Какой том энциклопедии нам понадобится? (Математика.)
Или, например, вопрос поставлен так: «Что такое многогранник?»
Находим в этой же энциклопедии предметный указатель, а в нем по алфавиту – слово «многогранник». Рядом с этим словом – номер нужной нам страницы.
Возьмем энциклопедию по математике серии «Аванта +» и откроем указатель имен. По алфавиту отыщем нужное нам имя – Пифагор. Рядом с именем ученого мы увидим номера страниц, на которых содержится подробная информация о нем.
V. Первичное закрепление.
– Как найти в энциклопедии нужную информацию? (Нужно выбрать книгу из этой области знаний и воспользоваться алфавитным указателем.)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Продолжите предложение.
– Справочная литература – это __________ , _________ и __________ . (Энциклопедии, словари и справочники.)
– Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Исследовательская работа в группах.
– У вас на столе лежат различные словари, справочники и энциклопедии. Каждой группе необходимо найти заданную информацию. Выберите энциклопедию, в которой есть эта информация. Найдите ее и подготовьтесь рассказать о ней с товарищем по плану:
1) Как называется энциклопедия?
2) Какое издательство ее выпустило?
3) Как она устроена (есть ли содержание, алфавитный указатель)?
4) Какую статью вы хотите пересказать?
Задание 1-й группе: Кто напечатал первую книгу?
Задание 2-й группе: Что такое облака?
Задание 3-й группе: Чем питаются грифы?
Подведение итогов.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Урок 2
Справочники, словари, энциклопедии
Педагогические цели: создать условия для развития информационной грамотности учащихся (ознакомления с различными справочниками), умения пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями; способствовать формированию представления о знаках и символах, их значении в жизни человека; содействовать развитию творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают значение наблюдений для познания мира.
Личностные: осознают необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения в природе и обществе; имеют установку на здоровый образ жизни и желание реализовать ее в своем поведении.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: проводят наблюдения по предложенному плану; оценивают правильность выполнения заданий; корректируют выполнение задания; оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.
Познавательные: самостоятельно пользуются справочником в конце учебника; пользуются специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых); рассказывают о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования; составляют собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении работы в группе; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в группе.
Образовательные ресурсы: презентация «Знаки, символы, обереги в системе культуры и искусства»*.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Все дружно беритесь скорей за работу.
Все ли, ребята, готовы к полету
В страну белоснежную и очень полезную?
На пути нас ждут большие испытания,
А на финише – победа, радость и знания!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Выполнение задания 23 на с. 14 рабочей тетради 1.
– Как вы узнали, какие слова необходимо записать в кроссворд? (По картинкам.)
– Очень часто люди заменяют слова картинками, символами.
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с различными знаками и символами и поговорим об их значении в жизни человека.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.Вводная беседа.
– Знаки и символы имеют огромное значение в жизни современного общества. Они позволяют кратко передавать большой объем информации и широко применяются как в науке, так и в быту (рисунки и значки на бытовой технике, одежде и т. п.).
На протяжении всей своей истории человечество использовало знаки и символы, которые помогали различать, узнавать, понимать, предупреждать и информировать, передавать различные идеи. Словом «символ» обозначается метка, предмет, графическое изображение или жест, передающие какое-либо специфическое недвусмысленное сообщение, например: «Опасность!», «Курить запрещено!». Символ – условный знак какого-либо понятия, чего-то отвлеченного. Так, изображение совы является символом мудрости.
Многие символы вобрали в себя как древнейшие, так и более новые представления людей о космосе, своем месте в нем, своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать. Общепринятая система символов позволяет устанавливать связь между людьми, побуждает к коллективным действиям. До сих пор люди сражаются и умирают под эмблемами и знаменами, имеющими символическое значение.
2.Чтение текста учебника.
3.Работа с иллюстрациями учебника.
– Что хотели рассказать при помощи символов авторы наскальных рисунков?
– Найдите символы знаний, дружелюбия, славы, мира.
V. Первичное закрепление.
Просмотр презентации «Знаки, символы, обереги в системе культуры и искусства».
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание из учебника. Проверьте правильность выполнения задания по справочнику.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выполнение задания из учебника.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: ....