Педагогические цели: способствовать расширению знаний учащихся об осенних изменениях в неживой природе, жизни растений и животных; содействовать раскрытию некоторых доступных взаимосвязей между этими изменениями.
Планируемые результаты образования:
Предметные: дают характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю; различают времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных).
Личностные: имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: проводят наблюдения за погодой, природой и трудом людей по предложенному плану; развивают и тренируют свою наблюдательность.
Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков; понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; понимают значение справочников, словарей, энциклопедий; пользуются справочником, помещенным в учебнике; устанавливают причинно-следственные связи изменений в погоде.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.
Образовательные ресурсы: презентация «Осень, осенние изменения в природе», физкультминутка для глаз «Осень».
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Работа с моделями часов.
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы узнаем об осенних изменениях в неживой природе, жизни растений и животных.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Исследовательская деятельность (работа в группах по учебнику).
1-я группа. Ознакомление с особенностями неживой природы осенью.
2-я группа. Ознакомление с особенностями в жизни растений осенью.
3-я группа. Ознакомление с особенностями в жизни животных осенью.
2. Отчет групп.
– На ваших столах лежат карточки с незаконченными предложениями. Закончив эти предложения, вы получите отчет о своей исследовательской деятельности.
1-я группа.
Небо __________________________________________________
Осадки ________________________________________________
Солнце на небе _________________________________________
Температура воздуха _____________________________________
Почва _________________________________________________
Водоемы ______________________________________________
2-я группа.
Лиственные деревья и кустарники __________________________
Хвойные деревья ________________________________________
Травы _________________________________________________
3-я группа.
Птицы:
– перелетные __________________________________________
– кочующие ___________________________________________
– оседлые _____________________________________________
Рыбы __________________________________________________
Насекомые ______________________________________________
Звери __________________________________________________
Запасают корм на зиму ____________________________________
3.Установление взаимосвязей между осенними изменениями в природе.
Признаки осеннего сезона
V. Первичное закрепление.
Просмотр презентации «Осень, осенние изменения в природе».
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Закончите предложения:
Осень – это время года, которое следует за __________ (летом) и характеризуется ________ (снижением) высоты солнца, __________ (сокращением) продолжительности дня, _________ (понижением) температуры почвы, воды, воздуха, Осадки выпадают сначала в виде __________ (дождя), затем в виде __________ (снега). Почва и водоемы _________ (остывают). Жизнь растений и животных __________ (замирает).
– Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выполнение заданий 1–9 на с. 31 учебника.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: выучить основные изменения в неживой природе, жизни растений и животных осенью.