Педагогические цели: создать условия для целенаправленного развития внимания и наблюдательности учащихся, тренировки наблюдательности детей в ходе выполнения заданий учебника и рабочих тетрадей; содействовать ознакомлению учащихся с дневником наблюдений и правилами работы с ним.
Планируемые результаты образования:
Предметные: самостоятельно проводят наблюдения в природе; понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; характеризуют особенности природы своего края; выполняют правила поведения в природе.
Личностные: оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; проявляют положительное отношение и интерес к изучению природы; оценивают красоту окружающей природы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя; проводят наблюдения по предложенному плану.
Познавательные: понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; понимают значение справочников, словарей, энциклопедий; пользуются справочником, помещенным в учебнике.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Что интересного вы увидели по дороге в школу?
– Кому из вас не встретилось ничего интересного?
– Как вы думаете, почему у ребят разные ответы?
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня мы узнаем ответ на этот вопрос и продолжим разговор об умении наблюдать. Тема урока – «Умей видеть».
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Чтение учащимися текста «Умей видеть».
2. Работа с иллюстрацией учебника.
– Найдите на рисунке всё увиденное папой Пети.
3. Раскрытие понятия «уметь видеть».
– Найдите в тексте на с. 19 ответ на вопрос, что значит «уметь видеть». (Чем больше будешь наблюдать, тем больше увидишь.)
– Когда идете в школу, посмотрите вокруг: на небо (какого оно цвета?), на деревья (качает ли их ветер, есть ли на дереве листочки, какие они?). Увидели птичку – приостановитесь, посмотрите, что она будет делать, понаблюдайте за ней. Тогда наверняка вы увидите что-нибудь интересное.
V. Первичное закрепление.
Выполнение заданий 1–5 на с. 19 учебника.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание 9 на с. 7 рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выполнение заданий на развитие внимания (задание учебника).
– Тот, кто хочет сознательно развивать свою наблюдательность, должен постоянно упражняться.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: выполнить задание 12 на с. 8 рабочей тетради 1.