Педагогические цели: создать условия для целенаправленного развития внимания и наблюдательности учащихся, тренировки наблюдательности детей в ходе выполнения заданий учебника и рабочих тетрадей; содействовать ознакомлению учащихся с дневником наблюдений и правилами работы с ним.
Планируемые результаты образования:
Предметные: дают характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и месяц; устанавливают связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком); выполняют правила поведения в природе; понимают значение наблюдений для познания мира.
Личностные: испытывают чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края; оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; проявляют внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: проводят наблюдения за объектами и явлениями природы по предложенному плану; фиксируют результаты наблюдений; самостоятельно проводят опыт (влияние света на развитие проростка фасоли); высказывают предположение (выдвигают гипотезу) об ожидаемых результатах опыта; ставят цели проведения наблюдений и опытов; осуществляют контроль при проведении наблюдений и опытов.
Познавательные: пользуются схемами и рисунками для получения информации; понимают значение справочников, словарей, энциклопедий; пользуются справочником, помещенным в учебнике; устанавливают причинно-следственные связи изменений в природе; обобщают результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делают выводы.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливают очередность действий, осуществляют взаимопроверку; учитывают мнение партнера, аргументированно критикуют допущенные ошибки, обосновывают свое решение.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем наблюдать.
Сколько в небе облаков,
Сколько звезд и мотыльков,
Как кипит у пчел работа…
Быть внимательным охота?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Тот, кто хочет сознательно развивать свою наблюдательность, должен постоянно упражняться.
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с упражнениями для тренировки наблюдательности; узнаем, что такое дневник наблюдений, зачем он нужен и как им пользоваться.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Ознакомление с дневником наблюдений (рабочая тетрадь).
– С дневником наблюдений вы будете работать в течение всего учебного года. На его страницах будете записывать результаты наблюдений за неживой природой, погодой, растениями, животными и трудом людей.
– Давайте ознакомимся с условными знаками, с помощью которых вы будете отмечать результаты наблюдений за погодой.
– В каждом месяце сезона (осени, зимы и весны) мы выбираем пятидневку для наблюдений за погодой. Выбор пятидневок определяется фактическим наступлением того или иного периода сезона, например, ранней, золотой и поздней осени. Это обеспечит более четкое выявление характерных признаков отдельных периодов сезона, а затем сезона в целом.
Все наблюдения за погодой проводятся вами самостоятельно. По окончании каждой пятидневки будем проводить проверку и обобщение результатов наблюдений за погодой.
Организуя наблюдения за природой и трудом людей, особое внимание следует уделять изменению высоты солнца на небосклоне и продолжительности дня.
Наблюдения за высотой солнца на небосклоне должны проводиться в полдень по отношению к какому-нибудь предмету, например, зданию или дереву (см. рисунок на с. 20 учебника).
– Расскажите, какое время года изображено на каждой картинке. Сравните высоту солнца на небосклоне в разное время года. (Ниже всего солнце зимой, выше летом.).
– О продолжительности дня можно судить по времени наступления рассвета утром и сумерек вечером.
2. Ознакомление с упражнениями для тренировки наблюдательности.
Выполнение заданий учебника.
V. Первичное закрепление.
Выполнение задания в рабочей тетради 1.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание в рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выполнение задания 4 на с. 21 учебника.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: начать заполнять дневник наблюдений; провести дома опыт «Влияние света на развитие проростка фасоли».