Педагогические цели: способствовать формированию у детей первого представления о методах научного познания (наблюдение, эксперимент), формированию умений проводить простейшие опыты и фиксировать их результаты, оценивать результаты, полученные в ходе опыта; создать условия для развития наблюдательности, творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают значение наблюдений, опытов для познания мира; совместно проводят наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов, обсуждают свои наблюдения.
Личностные: оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; намечают план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; проводят наблюдения и опыты по предложенному плану; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания; оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.
Познавательные: понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; понимают значение справочников, словарей, энциклопедий; пользуются справочником, помещенным в учебнике; осуществляют описание объектов природы; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– При помощи каких методов ученые познают мир? (При помощи наблюдений и опытов.)
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы попробуем себя в роли ученых. Будем проводить опыты и наблюдения, делать выводы.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Интеллектуальный марафон. Практическая работа.
– Работаем в паре: возьмите две бутылки – одну стеклянную, а другую пластиковую. Обе бутылки наполните водой. Ответьте на вопросы.
1) В обе ли бутылки проникает солнечный свет?
2) В обеих ли бутылках нагревается вода?
3) Зависит ли нагревание воды в бутылке от материала, из которого она сделана?
– На все вопросы вы смогли получить ответы? (Нет.)
– Почему? (Для ответа на первый вопрос достаточно наблюдения, а второй и третий вопросы требуют проведения опыта.)
– Выполните задание 6 в учебнике. В качестве мерной тары можно использовать специальную кружку либо одинаковые сосуды, переливая в них воду из банок и отмечая каждый раз получаемый уровень воды. Сравнив уровни, можно получить ответы на вопрос.
V. Первичное закрепление.
– Выполните задание 7 в учебнике.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание 7 на с. 6 рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выполнение задания 8 на с. 6 рабочей тетради 1, задания 8 на с. 17 учебника.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: закончить выполнение задания 8 в рабочей тетради 1, выполнить задание 5 в учебнике.
– Представь, что ты решил исследовать жизнь фантастических существ на планете Ялмез: чем они питаются, где живут. Объясни, как ты это будешь делать.