Педагогические цели: способствовать ознакомлению учащихся с условиями обитания живых существ в водоеме, разнообразием обитателей водоема, их приспособительными признаками и некоторыми взаимосвязями; создать условия для воспитания бережного отношения к обитателям водоема; содействовать развитию эстетических чувств детей.
Планируемые результаты образования:
Предметные: называют условия, необходимые для жизни растений и животных; приводят примеры растений и животных водоема; дают оценку влиянию деятельности человека на природу.
Личностные: оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников, красоту окружающей природы; имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; внимательно и бережно относятся к природе родного края, понимают важность соблюдения правил экологической безопасности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: наблюдают за объектами и явлениями природы; проводят наблюдения по предложенному плану.
Познавательные: осуществляют описание объектов природы; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Вспомните правила поведения у водоема.
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы ознакомимся с условиями обитания живых существ в водоеме, разнообразием растений и животных водоема, их приспособленностью к условиям жизни.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Характеристика погоды дня во время проведения экскурсии.
2. Общая характеристика водоема (тип, размеры, особенности берегов).
3. Особенности воды (цвет, прозрачность, теплая или холодная).
4. Характеристика растений водоема.
– Рассмотрите растения берегов, затем прибрежные растения, растения на поверхности воды, растения, полностью погруженные в воду, по плану:
1) Название растения.
2) Дерево, кустарник или травянистое растение?
3) Как выглядит стебель? Какой он на ощупь?
4) Какие размер, форму и окраску имеют листья?
5) Есть ли у растения цветки? Каковы их размер, форма и окраска? Имеют ли цветки запах?
6) Есть ли у растения плоды? Как они выглядят?
5. Характеристика животных водоема.
– Рассмотрите животных на берегах, затем животных на поверхности воды, животных в воде по плану:
1) Название животного.
2) К какой группе относится животное?
3) Какие размер, форму и окраску имеет животное? Чем покрыто его тело?
4) Как передвигается животное? Что помогает ему передвигаться?
5) Чем питается животное? Как оно добывает пищу?
6) Издает ли животное звуки? Какие?
V. Первичное закрепление.
1. Беседа об условиях жизни у водоема и в воде.
– В водоемах, как и на суше, есть все необходимые для жизни условия: свет, тепло, воздух. Солнечные лучи проникают в толщу воды и освещают дно мелких водоемов, а также нагревают воду. В воде растворен один из элементов воздуха (кислород), необходимый для дыхания живых существ. Водоемы богаты разнообразной пищей, как растительной, так и животной.
2. Беседа об охране водоемов и их использовании человеком.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Запишите названия растений и животных, увиденных на экскурсии. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Сбор природного материала (листья, плоды и др.).
Подведение итогов экскурсии.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: обвести контуры собранных листьев, раскрасить их и подписать названия деревьев, кустарников, или трав, с которых они собраны.