Педагогические цели: создать условия для расширения знаний учащихся о летних изменениях в неживой природе, жизни растений и животных; способствовать раскрытию некоторых доступных взаимосвязей между этими изменениями.
Планируемые результаты образования:
Предметные: устанавливают связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком); выполняют правила поведения в природе; понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; дают характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю; пользуются термометром для измерения температуры воздуха, воды; различают времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных); сравнивают результаты наблюдений за природой в разные времена года; участвуют в мероприятиях по охране природы.
Личностные: проявляют устойчивый интерес к изучению природы; имеют осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы; овладевают основами экологической культуры.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: самостоятельно планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; самостоятельно адекватно оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы; развивают и тренируют свою наблюдательность; ставят цели проведения наблюдений и опытов; осуществляют контроль при проведении наблюдений и опытов; планируют собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные: осуществляют анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводят сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; устанавливают причинно-следственные связи изменений в природе; обобщают результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делают выводы; выделяют существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.
Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; выбирают форму участия в проектной деятельности и планируют свое участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Образовательные ресурсы: презентация «Летние изменения в природе»; стихотворение Т. Боковой «Здравствуй, лето!».
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
Пора работать начинать!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Послушайте начало стихотворения Татьяны Боковой и догадайтесь, о каком времени года идет речь.
Сколько солнца! Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Что же это? Это … (лето).
– По каким признакам вы определили время года? (Много солнца, света и зелени.)
III. Постановка учебной задачи.
– Совершенно верно. Сегодня на уроке мы узнаем о летних изменениях в неживой природе, жизни растений и животных, а также поговорим о связях между этими изменениями.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.Исследовательская групповая деятельность.
Работа с учебником.
– Сейчас вам нужно будет провести исследование статей учебника на с. 86–87 и найти информацию о летних изменениях в природе. Работать будете в группах. У каждой группы будет свое задание, с результатами выполнения которого вам нужно будет ознакомить ваших товарищей.
1-я группа знакомится с летними изменениями в неживой природе.
2-я группа – с летними изменениями в жизни растений.
3-я группа – с летними изменениями в жизни животных.
2. Отчет групп о выполнении.
3.Просмотр презентации «Летние изменения в природе».
– Июнь открывает лето. Июнь по-славянски – червень – красный месяц. В древнерусском календаре называли его светозар, то есть «озаренный светом», за долгие дни и короткие ночи. Розанцветом зовут его за обилие ярких цветов на лугах и полянах. Называли наши предки июнь еще и изок, что значит «кузнечик», ведь именно в этом месяце стрекочут они день и ночь. Земляничником прозвали первый месяц лета за то, что в июне поспевает эта ягода.
Современное название июнь получил в Древнем Риме в честь богини плодородия, любви, семейного счастья – Юноны.
В июне много работы на полях. Колосится озимая рожь, отцветают сады, появляются первые грибы.
В июне происходит солнцеворот – 22 июня. Это день летнего солнцестояния, когда солнечное колесо, достигнув наибольшей высоты, начинает опускаться, когда ночь самая короткая в году, а день самый длинный.
Приметы июня:
• Частые туманы – урожай грибов.
• Лягушки урчат – к дождю, громко кричат – к хорошей погоде, молчат – перед холодом.
• В июне теплые ночи – будет богатый урожай.
– Июль назвали в честь римского полководца Юлия Цезаря. Наши предки называли его по-разному: страдник – так как в разгаре страда; сеностав – сгребают и складывают сено в стога; жарник – самое знойное время года; грозовик – бывают самые сильные грозы; липец – по липам в цвету.
Июль наступает тогда, когда «от ржи сытый дух», красная смородина обвесилась ягодами, на соснах юные побеги, будто свечи, и повсюду цветы. Июль – макушка лета, май ему дедушка, июнь – батюшка. Июль – владыка тепла, середина лета. В этот месяц пойдут на спад долгие светлые дни, а когда отойдут жары июльские, то покатится лето в осень.
Приметы июля:
• Сильный треск кузнечиков предвещает сухую погоду.
• Цветы пахнут сильнее – дождь близок.
• В июле тучи в небе полосами – будет дождь.
– Август назвали в честь римского императора Октивиана, имеющего титул Цезарь Август. В Древней Руси этот месяц носил название серпень, потому что в эту пору жали серпами хлеб. Называли август и зарев, зорничник, зарник – от ясных зорь и ярких зарниц, частых в этом месяце. Величали август и жнивень, так как была жатва; густоед, разносол, хлебосол – в это время всего в избытке.
Август – закат лета. Безветренный воздух настоен ароматами садов, стогов сена, пасек, вянущих трав и цветов. В августе бывает так, что в начале месяца жарче, чем в июле, а в конце даже легкие морозы могут быть. В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
Приметы августа:
• В августе дуб желудями богат – к урожаю.
• Первое августа снаряжает осень, а седьмое – зиму.
• Отцветают розы – падают холодные росы.
4.Установление взаимосвязей между изменениями в неживой природе, жизни растений и животных.
– Как насекомые помогают растениям? (Они их опыляют.)
– Чем при этом являются эти растения для насекомых? (Пищей.)
– Верно, насекомые питаются нектаром цветов, одновременно опыляя их.
– Связаны ли между собой насекомые и растения? (Да.)
– Как связаны между собой насекомые и птицы? (Насекомые являются пищей для многих птиц.)
– Как помогают насекомые животным? (Опыляя растения, насекомые дают возможность созревать плодам и семенам, из которых вырастет новый урожай растений, а растения – это пища для животных и человека.)
V. Первичное закрепление.
– Какие явления характерны для неживой природы летом?
– В чем особенности жизни растений летом?
– В чем особенности жизни животных летом?
– А теперь еще раз внимательно послушайте стихотворение Татьяны Боковой и назовите изменения в неживой природе, жизни растений и животных летом, о которых в нем говорится.
Здравствуй, лето!
Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом! Что же это? Это лето Наконец спешит к нам в дом. Певчих птиц разноголосье! Свежий запах сочных трав, В поле спелые колосья И грибы в тени дубрав. Сколько вкусных сладких ягод На поляночке в лесу! |
Вот наемся я и на год Витаминов запасу! Накупаюсь вволю в речке, Вволю буду загорать. И на бабушкиной печке Сколько хочешь буду спать! Сколько солнца! Сколько света! Как прекрасен летний зной! Вот бы сделать так, что лето Было целый год со мной! Т. Бокова |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Закончите предложения. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
• Летом дни становятся _____________ (длиннее), а ночи __________________ (короче) .
• Летом солнце светит ________________ (ярче).
• Летом _____________ (растут) и ________________ (созревают) плоды многих растений.
• Летом много ___________ (насекомых), которые являются пищей для ласточек, стрижей, трясогузок, жаворонков.
• Летом много корма и для всех __________ (животных).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Проверочная работа в рабочей тетради 2.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: ...