Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Педагогические цели: создать условия для расширения знаний учащихся о летних изменениях в неживой природе, жизни растений и животных; способствовать раскрытию некоторых доступных взаимосвязей между этими изменениями.

Планируемые результаты образования:

Предметные: устанавливают связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком); выполняют правила поведения в природе; понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; дают характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю; пользуются термометром для измерения температуры воздуха, воды; различают времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных); сравнивают результаты наблюдений за природой в разные времена года; участвуют в мероприятиях по охране природы.

Личностные: проявляют устойчивый интерес к изучению природы; имеют осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы; овладевают основами экологической культуры.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: самостоятельно планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; самостоятельно адекватно оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы; развивают и тренируют свою наблюдательность; ставят цели проведения наблюдений и опытов; осуществляют контроль при проведении наблюдений и опытов; планируют собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Познавательные: осуществляют анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводят сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; устанавливают причинно-следственные связи изменений в природе; обобщают результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делают выводы; выделяют существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; выбирают форму участия в проектной деятельности и планируют свое участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Образовательные ресурсы: презентация «Летние изменения в природе»; стихотворение Т. Боковой «Здравствуй, лето!».

 

Сценарий урока

I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).

                                      С добрым утром

                                      Начат день.

                                      Первым делом

                                      Гоним лень.

                                      На уроке не зевать,

                                      Пора работать начинать!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Послушайте начало стихотворения Татьяны Боковой и догадайтесь, о каком времени года идет речь.

                                      Сколько солнца! Сколько света!

                                      Сколько зелени кругом!

                                      Что же это? Это … (лето).

– По каким признакам вы определили время года? (Много солнца, света и зелени.)

III. Постановка учебной задачи.

– Совершенно верно. Сегодня на уроке мы узнаем о летних изменениях в неживой природе, жизни растений и животных, а также поговорим о связях между этими изменениями.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1.Исследовательская групповая деятельность.

Работа с учебником.

– Сейчас вам нужно будет провести исследование статей учебника на с. 86–87 и найти информацию о летних изменениях в природе. Работать будете в группах. У каждой группы будет свое задание, с результатами выполнения которого вам нужно будет ознакомить ваших товарищей.

1-я группа знакомится с летними изменениями в неживой природе.

2-я группа – с летними изменениями в жизни растений.

3-я группа – с летними изменениями в жизни животных.

2. Отчет групп о выполнении.

3.Просмотр презентации «Летние изменения в природе».

– Июнь открывает лето. Июнь по-славянски – червень – красный месяц. В древнерусском календаре называли его светозар, то есть «озаренный светом», за долгие дни и короткие ночи. Розанцветом зовут его за обилие ярких цветов на лугах и полянах. Называли наши предки июнь еще и изок, что значит «кузнечик», ведь именно в этом месяце стрекочут они день и ночь. Земляничником прозвали первый месяц лета за то, что в июне поспевает эта ягода.

Современное название июнь получил в Древнем Риме в честь богини плодородия, любви, семейного счастья – Юноны.

В июне много работы на полях. Колосится озимая рожь, отцветают сады, появляются первые грибы.

В июне происходит солнцеворот – 22 июня. Это день летнего солнцестояния, когда солнечное колесо, достигнув наибольшей высоты, начинает опускаться, когда ночь самая короткая в году, а день самый длинный.

Приметы июня:

• Частые туманы – урожай грибов.

• Лягушки урчат – к дождю, громко кричат – к хорошей погоде, молчат – перед холодом.

• В июне теплые ночи – будет богатый урожай.

– Июль назвали в честь римского полководца Юлия Цезаря. Наши предки называли его по-разному: страдник – так как в разгаре страда; сеностав – сгребают и складывают сено в стога; жарник – самое знойное время года; грозовик – бывают самые сильные грозы; липец – по липам в цвету.

Июль наступает тогда, когда «от ржи сытый дух», красная смородина обвесилась ягодами, на соснах юные побеги, будто свечи, и повсюду цветы. Июль – макушка лета, май ему дедушка, июнь – батюшка. Июль – владыка тепла, середина лета. В этот месяц пойдут на спад долгие светлые дни, а когда отойдут жары июльские, то покатится лето в осень.

Приметы июля:

• Сильный треск кузнечиков предвещает сухую погоду.

• Цветы пахнут сильнее – дождь близок.

• В июле тучи в небе полосами – будет дождь.

– Август назвали в честь римского императора Октивиана, имеющего титул Цезарь Август. В Древней Руси этот месяц носил название серпень, потому что в эту пору жали серпами хлеб. Называли август и зарев, зорничник, зарник – от ясных зорь и ярких зарниц, частых в этом месяце. Величали август и жнивень, так как была жатва; густоед, разносол, хлебосол – в это время всего в избытке.

Август – закат лета. Безветренный воздух настоен ароматами садов, стогов сена, пасек, вянущих трав и цветов. В августе бывает так, что в начале месяца жарче, чем в июле, а в конце даже легкие морозы могут быть. В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.

Приметы августа:

• В августе дуб желудями богат – к урожаю.

• Первое августа снаряжает осень, а седьмое – зиму.

• Отцветают розы – падают холодные росы.

4.Установление взаимосвязей между изменениями в неживой природе, жизни растений и животных.

– Как насекомые помогают растениям? (Они их опыляют.)

– Чем при этом являются эти растения для насекомых? (Пищей.)

– Верно, насекомые питаются нектаром цветов, одновременно опыляя их.

– Связаны ли между собой насекомые и растения? (Да.)

– Как связаны между собой насекомые и птицы? (Насекомые являются пищей для многих птиц.)

– Как помогают насекомые животным? (Опыляя растения, насекомые дают возможность созревать плодам и семенам, из которых вырастет новый урожай растений, а растения – это пища для животных и человека.)

V. Первичное закрепление.

– Какие явления характерны для неживой природы летом?

– В чем особенности жизни растений летом?

– В чем особенности жизни животных летом?

– А теперь еще раз внимательно послушайте стихотворение Татьяны Боковой и назовите изменения в неживой природе, жизни растений и животных летом, о которых в нем говорится.

Здравствуй, лето!

Сколько солнца! Сколько света!

Сколько зелени кругом!

Что же это? Это лето

Наконец спешит к нам в дом.

Певчих птиц разноголосье!

Свежий запах сочных трав,

В поле спелые колосья

И грибы в тени дубрав.

Сколько вкусных сладких ягод

На поляночке в лесу!

Вот наемся я и на год

Витаминов запасу!

Накупаюсь вволю в речке,

Вволю буду загорать.

И на бабушкиной печке

Сколько хочешь буду спать!

Сколько солнца! Сколько света!

Как прекрасен летний зной!

Вот бы сделать так, что лето

Было целый год со мной!

Т. Бокова

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

– Закончите предложения. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).

• Летом дни становятся _____________ (длиннее), а ночи __________________ (короче) .

• Летом солнце светит ________________ (ярче).

• Летом _____________ (растут) и ________________ (созревают) плоды многих растений.

• Летом много ___________ (насекомых), которые являются пищей для ласточек, стрижей, трясогузок, жаворонков.

• Летом много корма и для всех __________ (животных).

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Проверочная работа в рабочей тетради 2.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Какую задачу ставили на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать еще?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание: ...

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru