Педагогические цели: создать условия для понимания значения дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают значение общества в жизни человека; осознают то, что в обществе люди зависят друг от друга; рассказывают об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание).
Личностные: имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; оценивают свое поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета; проявляют способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: оценивают правильность выполнения заданий; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания.
Познавательные: самостоятельно находят информацию в справочнике, размещенном в учебнике; овладевают основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умеют выделять существенную информацию из текстов разных типов.
Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре, группе.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Мы продолжаем путешествие по разделу «Люди вокруг нас». О чем мы говорили на прошлом уроке? (О вежливости.)
– К какому выводу пришли? (Раз мы живем в обществе, нам нужно жить по его законам, то есть соблюдать правила этикета.)
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня мы продолжим разговор о взаимоотношениях с окружающими нас людьми. И разговор наш пойдет о дружбе. Мы узнаем, что же такое дружба, в чем она проявляется, кого можно считать настоящим другом и каким он должен быть.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Чтение басни Л. Н. Толстого «Два товарища».
2.Пересказ текста по наводящим вопросам.
– Где шли товарищи?
– Что с ними случилось?
– Как поступил первый мальчик?
– А как второй?
– Что произошло дальше?
– Почему медведь не тронул мальчика?
– Чем закончилась басня?
3.Выяснение значения дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценности.
– Почему Толстой назвал свое произведение «Два товарища», а не «Два друга»?
– Можно ли этих товарищей назвать настоящими друзьями? Объясни свой ответ.
– Как поведут себя главные герои дальше? Почему вы так думаете?
4.Ознакомление с чертами характера человека, которые могут помешать дружбе.
– Прочитайте текст в учебнике и найдите ответ на вопрос «Что же может помешать дружбе?».
– Какие черты характера человека, могут помешать дружбе? (Лживость, жадность, неаккуратность, злоба, склонность к ябедничеству, хвастовству.)
– Совершенно верно. Еще одна такая черта – необязательность: когда вы обещаете, но не выполняете обещанного.
– Кого же мы с вами можем назвать настоящим другом? (Того, кто обязательно поможет, если товарищ попал в беду, поделится с товарищем тем, что есть у него самого.)
– Верно. А еще настоящий друг всегда остановит товарища, если он делает что-то плохое, ни в коем случае не будет его покрывать, а тем более помогать ему в этот момент.
V. Первичное закрепление.
– Прочитайте и скажите, с кем из этих ребят вы хотели бы дружить. Почему?
• Ваня любит ябедничать, зато хорошо бегает.
• Соня не умеет хранить секреты, но она очень веселая и с ней интересно играть.
• С Петей можно поделиться секретом. Он всегда поможет в беде. Но Петя живет далеко от школы, поэтому у него мало времени для игр.
– Объясните, как вы понимаете пословицы:
• Нет друга – ищи, а нашел – береги.
• Конь познается при горé, а друг – при гóре.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Соедини стрелочкой части одной пословицы.
– Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– Расскажите, каким вы хотели бы видеть своего друга.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание