Педагогические цели: способствовать пониманию значения труда в обществе и взаимозависимости всех членов общества друг от друга; содействовать воспитанию уважения к труду.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают значение труда в обществе; осознают то, что в обществе люди зависят друг от друга.
Личностные: имеют способность к самооценке; испытывают чувство ответственности за общее благополучие; проявляют уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду; следуют при выполнении заданий инструкциям учителя.
Познавательные: понимают и передают содержание прочитанных текстов, информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; самостоятельно находят информацию в справочнике, размещенном в учебнике.
Коммуникативные: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: Будет интересно!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Расскажите о жизни в первобытном обществе.
– Как вы думаете, легко ли жилось людям в те времена? Обоснуйте свой ответ.
– Изменилась ли жизнь людей со временем?
– Что помогло сделать жизнь людей легче, удобнее, комфортнее? (Труд.)
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую же роль в жизни человека играет труд.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Беседа о значении труда в обществе.
– Что нужно человеку для жизни? (Пища, тепло, свет, вода, дом, одежда, мебель и т. д.)
– Я с вами согласна. Что является пищей для человека, откуда она берется? (Мясо, молоко, хлеб, овощи фрукты, крупы и другие продукты. Мы их покупаем в магазине или на рынке, иногда выращиваем сами.)
– Откуда эти продукты берутся в магазине, например молоко? (Его привозят с молокозавода.)
– Как молоко попадает на молокозавод? (Его привозят с фермы.)
– Откуда молоко на ферме? (Доярки доят коров, и молоко отправляют на завод.)
– Что нужно для того, чтобы корова давала молоко? (Ее нужно кормить.)
– Нужно кормить, пасти корову, чистить навоз, чтобы она была в чистоте, в сухости и не заболела. Ей нужно на зиму заготовить (накосить) сено. А еще ей нужен дом, ферма. Может ли корова сама построить себе дом, накосить сена, убрать навоз? (Нет. Это будут делать люди.)
– Значит, прежде чем молоко попадет к нам на стол, пройдет немало времени, а главное, потребуются усилия многих людей: строители выстроят ферму, пастухи будут пасти стадо коров, трактористы будут косить сено, скотники – убирать за коровами навоз и кормить животных, доярки – доить коров. Водитель отвезет это молоко на завод. Работники завода молоко стерилизуют, разольют по бутылкам и только затем отправят в магазин. В магазине грузчики выгрузят товар, продавцы нам его продадут, и только после этого молоко попадет к нам на стол.
– Подумайте, как в наши дома попадают остальные продукты, мебель, одежда, электричество, тепло? Откуда берутся сами дома и строительные материалы? Без чего все это невозможно? (Без труда человека.)
– А чей труд важнее? Прочитайте текст о роли труда в жизни человека и сделайте вывод, зачем трудятся люди разных профессий.
– Чей же труд важнее? (Важен труд всех людей. Каждый делает свое дело, и без его участия конечного результата не будет.)
V. Первичное закрепление.
Выполнение заданий.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задания в рабочей тетради 2. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выполнение задания.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: подготовить пересказ текста.