Педагогические цели: способствовать ознакомлению с разнообразием условий жизни живых существ; создать условия для формирования представлений о некоторых растениях и животных, типичных для неглубоких пресных водоемов, и их приспособленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде.
Планируемые результаты образования:
Предметные: самостоятельно проводят наблюдения в природе; объясняют, что такое природное сообщество, приводят примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране; понимают значение наблюдений для познания мира; называют условия, необходимые для жизни растений и животных; приводят примеры растений и животных разных мест обитания (озера или пруда); рассказывают о влиянии деятельности человека на живую природу.
Личностные: оценивают результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах; имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; внимательно и бережно относятся к природе родного края, понимают важность соблюдения правил экологической безопасности; положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: ставят учебную задачу под руководством учителя; следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; проводят наблюдения и опыты по предложенному плану; оценивают правильность выполнения заданий; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания; оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения; развивают и тренируют свою наблюдательность.
Познавательные: пользуются справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска нужной информации; осуществляют описание объектов природы; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре; высказывают свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Тест «В ельнике»
– Закрасьте зеленым цветом кружок с правильным ответом.
1. Ели растут близко друг к другу, поэтому в ельнике:
очень светло;
темно и прохладно;
весело.
2. Кислица – это:
травянистое растение;
дерево;
кустарник.
3. Кислица – растение:
светолюбивое и засухоустойчивое;
теневыносливое и влаголюбивое;
красивое.
4. Выбери съедобные грибы, растущие в ельнике:
мухомор, подберезовик, белый, поганка, лисичка, подосиновик;
подберезовик, белый, поганка, лисичка, подосиновик;
подберезовик, белый, лисичка, подосиновик.
5. Кто из животных питается семенами еловых шишек?
Белки, муравьи, филины, мыши;
клесты, белки;
все животные ельника.
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы продолжим сравнивать приспособленность растений и животных к различным условиям жизни. Тема урока: «У лесного озера». Мы поговорим о некоторых растениях и животных, типичных для неглубоких пресных водоемов, и их приспособленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.Ознакомление с животными – обитателями озера.
Работа с рисунком из учебника.
– Рассмотрите рисунок и сравните его с теми водоемами, которые наблюдали в повседневной жизни.
– Кто из обитателей озера вам знаком? (Дикие утки и гуси, стрекозы и лягушка.)
2.Продолжение ознакомления с животными пресного водоема.
Выборочное чтение статьи «У лесного озера».
– О каких животных лесного озера вы узнали из текста? (Жук плавунец, водомерка, рыба: плотва, караси.)
3.Ознакомление с растениями водоема.
Выборочное чтение статьи «У лесного озера».
– Прочитайте текст, найдите названия и описание растений.
– Какие растения можно увидеть у лесного озера и на его поверхности? (Тростник, ряска, кубышка.)
– Обратите внимание на прочные стебли растений прибрежной части водоема (тростник, рогоз), которые не ломаются даже от самого сильного ветра. У тростника стебель имеет вид полой трубки, заполненной воздухом, что значительно укрепляет его.
Наиболее часто в водоемах встречается ряска – самое маленькое цветковое растение. В небольших прудах она может затягивать всю поверхность воды, так как очень быстро размножается кусочками стебля. Цветет ряска очень редко. Летом она плавает на поверхности воды, а к зиме становится тяжелой от накопившихся в ней питательных веществ и опускается на дно.
V. Первичное закрепление.
– Почему Николай Иванович не разрешил сорвать кубышку? (Это редкое растение. Там, где оно растет, бывает глубоко.)
– Расскажите о растениях, которые дети увидели у лесного озера. Составьте план наблюдений за растением.
– Каких животных дети увидели в озере? Расскажите.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание в рабочей тетради 2. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Интеллектуальный марафон. Выполнение задания из учебника.
– Клоп-водомерка никогда не погружается в воду, а жук-плавунец большую часть жизни проводит в воде.
– Сравните окружающую среду жука-плавунца и клопа-водомерки. Составьте план наблюдения.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание