Педагогические цели: способствовать ознакомлению детей с влиянием изменений условий жизни на живых существ на примере елового леса; создать условия для воспитания бережного отношения к природе, формирования умений выделять признаки объектов природы и сравнивать их между собой.
Планируемые результаты образования:
Предметные: приводят примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране; называют условия, необходимые для жизни растений и животных; приводят примеры растений и животных разных мест обитания (ельника).
Личностные: испытывают чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края; проявляют внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности; умеют оценивать трудность предлагаемого задания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: самостоятельно планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; самостоятельно адекватно оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы; развивают и тренируют свою наблюдательность.
Познавательные: осуществляют сравнение, находят сходство и различие; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы.
Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, прислушиваются к мнению других; сотрудничают со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Прозвенел звонок веселый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Послушайте текст и найдите подтверждение того, что ель – теневыносливое и теплолюбивое растение, а береза – растение светолюбивое и холодостойкое.
Когда ходишь по лесу, кажется, что каждое дерево стоит само по себе, словно ему нет дела до соседей. Но деревья могут враждовать и дружить между собой.
Вот где-то в еловом лесу люди вырубили весной деревья. На поляне уцелели только маленькие елочки. Пока живы были их матери, елочкам не страшны были заморозки. Раскидистые плотные ветви взрослых елей прикрывали землю и не давали ей быстро остывать.
Но плохо пришлось елочкам, когда они остались без защиты. Заморозки стали губить их почки и тронувшиеся в рост побеги. Зато траве стало привольно. В тенистом лесу ей было не житье, а на открытом месте она принялась быстро разрастаться.
Появились и новые поселенцы: на поляну спустились летучие семена березы и осины. Семена дали всходы, которые стали быстро подниматься. Заморозки березе и осине не страшны: ведь теперь землю покрывала трава. Березы и осины росли все выше и выше, пока их ветки не сомкнулись. Получилась сплошная зеленая крыша. Стало в лесу темнее. Маленьким елочкам было хорошо, ведь они не боятся тени. А многим травам от недостатка света стало плохо, и начали они погибать. Их гниющие стебли смешивались с листьями, падающими с деревьев и вскоре уже не трава, а рыхлая подстилка из гниющих листьев и стеблей укрывала землю от холода. В тепле на удобренной почве началась привольная жизнь для елочек. Березы и осины с каждым годом росли все медленнее, а елочки так и тянулись вверх, пока не переросли своих соседок.
Под тенистым пологом еловых ветвей береза и осина постепенно начинали засыхать, ведь они боятся тени. Так ель снова стала хозяйкой в лесу.
(По М. Ильину и Е. Сегал.)
– Докажите, что ель – теневыносливое и теплолюбивое растение, а береза – растение светолюбивое и холодостойкое. (Заморозки стали губить почки и тронувшиеся в рост побеги елочек. Маленьким елочкам было хорошо, ведь они не боятся тени. В тепле на удобренной почве началась привольная жизнь для елочек. Заморозки березе и осине не страшны: ведь теперь землю покрывала трава. Под тенистым пологом еловых ветвей береза и осина постепенно начинали засыхать, ведь они боятся тени.)
– Какие хвойные растения вам известны? (Ель, сосна.)
– Еще одно хвойное растение – лиственница.
– Ель – растение теневыносливое и теплолюбивое. А лиственница?
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы сможем получить ответ на этот вопрос. Узнаем, какие условия для жизни нужны лиственнице, а также более подробно поговорим о некоторых растениях и животных ельника.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.Ознакомление с разнообразием грибов.
Выполнение заданий из учебника.
– Чтобы вы хорошо запомнили названия грибов, послушайте рассказ о происхождении этих названий.
2.Ознакомление с правилами сбора грибов.
Работа с памяткой из учебника.
3.Сравнение птиц елового леса.
Выполнение задания из учебника.
Кроме размеров и окраски, можно рассмотреть особенности клювов птиц ельника. Клювы зяблика, клеста и рябчика приспособлены для поедания семян. Они короткие, но высокие и очень крепкие (описание клюва клеста дано в учебнике). Такие клювы имеют все зерноядные птицы. А вот у синицы-лазоревки клюв напоминает шило. Она питается насекомыми. К числу общих признаков можно отнести наличие у птиц ельника длинных хвостов. Такие хвосты выполняют роль руля и помогают их обладателям легко маневрировать среди деревьев. Крылья лесных птиц, как правило, короче, чем у птиц, обитающих на открытой местности.
4.Ознакомление детей с лиственницей как представителем светолюбивых и холодостойких растений (вариативная часть учебника).
– Прочитайте текст учебника и ответьте на вопросы.
– Почему это хвойное дерево назвали лиственницей? (Оно сбрасывает осенью хвоинки, как все лиственные деревья, а весной они вырастают.)
– Какое растение лиственница: теплолюбивое или холодостойкое? (Холодостойкое. Оно хорошо переносит суровые зимы.)
– Докажите, что лиственница – светолюбивое растение.
Практическая работа.
– Рассмотрите ветки ели и лиственницы. (У ели ветки смотрят вниз, они густые и растут до самой земли, а у лиственницы ветки редкие, смотрят вверх и расположены высоко от земли.)
– Сравните хвоинки по размеру, цвету и расположению. (У ели хвоинки короткие, темно-зеленые, располагаются сплошь по всей ветке близко друг к другу,а у лиственницы хвоинки светло-зеленые, мягкие, длинные располагаются пучками.)
– Сравните шишки. (У ели шишки длинные, с мелкими чешуйками, растут вниз, а у лиственницы шишки округлые, с крупными чешуйками, растут вверх.)
V. Первичное закрепление.
Выполнение задания в рабочей тетради 2, задания из учебника.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание в рабочей тетради 2. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Интеллектуальный марафон: установление связей между обитателями елового леса.
Выполнение задания 5 на с. 42 учебника.
– Какие связи существуют между растениями и животными елового леса? (Основными связями являются пищевые.)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание