Педагогические цели: способствовать ознакомлению детей с влиянием одних растений на другие, растений на животных на примере березового леса; создать условия для развития умений характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают, что такое окружающая среда; приводят примеры разнообразия условий жизни растений и животных березового леса, приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе.
Личностные: внимательно и бережно относятся к природе родного края, понимают важность соблюдения правил экологической безопасности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания.
Познавательные: понимают информацию, представленную на страницах учебника; осуществляют описание объектов природы, выделяя существенные и несущественные признаки.
Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения.
Образовательные ресурсы: гербарий; изображения гадюки, ужа.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Хоть нам трудно, тяжело в школе всё дается,
Мы стараемся, и скоро мы всего добьемся!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Светолюбивые или теневыносливые растения растут в березовой роще?
– Как приспособились к условиям окружающей среды жители березовой рощи?
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство признаками приспособленности живых существ к условиям окружающей среды, узнаем особенности растений и животных, обитающих в низине.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.Работа с гербарием.
Практическая работа по описанию и сравнению кустарников, растущих в березовом лесу (картинки учебника).
2.Ознакомление с термином «низина».
– Термин «низина» по словарю Ушакова, обозначает низменное место.
– В низине очень влажно. Как вам кажется, какие растения можно там встретить? (Влаголюбивые.)
3.Чтение текста «В низине» (учебник).
4.Ознакомление с особенностями растений, обитающих в сырых местах.
Выполнение задания из учебника.
5.Ознакомление с особенностями гадюки.
Выполнение задания из учебника.
6. Формирование умения отличать ужа от гадюки.
Выполнение задания.
V. Первичное закрепление.
– Найди в тексте подтверждение того, что купальница – влаголюбивое растение. (У купальницы сочный стебель и крупные ярко-зеленые листья. От недостатка воды стебли и листья этих растений быстро становятся вялыми и безжизненными.)
– Лишенные своей родной почвы, они погибают. Эти растения красивые и редкие, поэтому относиться к ним нужно бережно.
– Почему гадюка опасна для человека? (Она ядовита.)
– Как отличить ужа от гадюки? (У ужа яркие желтые пятна на голове.)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните тест по теме «В березовой роще».
Тест
1. В березовой роще часто растут такие же травянистые растения, как и на опушке, потому что:
а) все травы одинаковые;
б) в березовой роще очень темно;
в) в березовой роще очень светло.
2. Береза – растение:
а) светолюбивое;
б) теневыносливое.
3. Морозные зимы береза переносит:
а) тяжело;
б) легко.
4. Иволга питается:
а) насекомыми и их личинками, а также плодами и ягодами;
б) зернышками и семенами растений;
в) хлебом.
5. Пища вороны – это
а) насекомые;
б) зернышки и семена растений;
в) насекомые, лягушки, мыши и семена растений.
– Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– Выполните задание в рабочей тетради 2.
– Посмотрите на изображения ужа и гадюки и назовите отличительные признаки змей.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание